Файл: Линейное и тоновое изображение трехмерных геометрических тел (Методы построения геометрических фигур в пространстве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность.
Рисунок – это база изобразительных искусств, поэтому он глубоко изучается художниками, скульпторами и архитекторами в дисциплине «академический рисунок». Рисунки и наброски создаются с натуры при поиске композиционных решений графических, живописных и скульптурных произведений, а так же при разметке живописной картины.

Цель работы – Обосновать линейное и тоновое изображение трехмерных геометрических тел.

Задачей является изучение основных правил и норм построения геометрических тел, а так же научится выполнять чертежи, эскизы, наглядные изображения.

Тела вращения характеризуются осью, радиусом основания и точками образующей поверхности тел.

Рассмотрев и изучив окружности и их изменения, можно перейти к способам и приемам изображения окружностей на плоскости.

Рисунок образует в европейском искусстве отдельный вид графики. Под категорию станкового рисунка подпадают исторически известные рисунки значительной эстетической ценности. С живописью рисунок объединяет его уникальность, тогда как такие произведения печатной графики, как гравюры, могут распространяться во множестве равноценных экземпляров.

Выделяют элементы рисунка создающие иллюзию объема изображения. Это свет, тень (собственная и отбрасываемая, полутени, рефлекс, блик).

С помощью графики рисунка можно передать не только, но и "передать" цвет, - посредством черно-белого оттенка.

Исполняются рисунки в подавляющем большинстве случаев на бумаге. В станковом рисунке используется весь спектр графических материалов: «мягкие материалы» (такие, как уголь, соус, сангина, разнообразные мелки, техника сухая кисть), краски, наносимые кистью и пером (тушь, чернила, бистр), карандаши, капиллярные и прочие пишущие узлы. В учебном рисунке в настоящее время наиболее употребимы графитный карандаш и уголь.

1.2 Методы построения геометрических фигур в пространстве

построение геометрического рисунка в пространстве

Куб

Куб является самой важной геометрической фигурой. Лучшей модели для развития объемно-пространственного мышления не существует. Рисунок куба формирует видение перспективы, является источником знаний и умений рисования. В основе будущих проектных решений дизайнера всегда лежит куб или комбинация из кубов.


Главное в рисунке куба - трехмерность, построить его основание с учетом перспективного сокращения и ракурса. А далее просто построить все грани, по пропорциям и перспективных параллельностей линий, сходящихся в точке на линии горизонта. Конечно, для того, чтобы все это выполнить, рисунок куба должен выглядеть прозрачным каркасом. Итак, рисуем каркас куба.

К сожалению, для некоторых начинающих куб является неким неинтересным, простым и бесполезным для рисования предметом. Позже часть таких художников осознает объем собственной трагедии и будет затрачивать колоссальное количество энергии, чтобы заново научиться видеть законы перспективы.

Шестигранная призма

Шестигранная призма - это геометрическое тело. Выполнить конструктивный рисунок в пространстве очень сложно, если не увидеть в его конструктивной основе четырехгранную призму, так называемый «кирпич» , конструкция которой схожа с кубом и которую вы уже умеете рисовать.

Обращаем внимание на то, что мы уже стараемся понять его конструкцию, как сумму более простых примитивов, а именно как четырехгранная призма и две трехгранных призмы. Если «не увидеть» правильное построение рисунка, то построить чертеж будет практически невозможно без знаний и представлений о геометрическом теле.

Для начала нужно выполнить каркасный рисунок «кирпича» в пространстве, соблюдая пропорции, отношения высоты, ширины и глубины. На торцевых поверхностях нужно провести диагонали. В месте пересечения диагоналей мы получим две точки, которые будут находиться в центре торцевых поверхностей и через которые мы сможем построить перпендикулярное сечение. Оно будет проходить через фигуру четырехгранной призмы.

Далее, мы проводим отрезки из вершин четырехгранной призмы, практически повторяющие направление диагоналей, до пересечения с секущей плоскостью и получим еще четыре вершины шестигранной призмы. После всех проделанных действий, мы соединяем вершины между собою при помощи линий и получаем конструктивный (или, как его еще называют, каркасный) рисунок шестигранной призмы.

Если рисунок окажется не совсем верным, то стоит искать причину в пропорциональных отношениях сторон у четырехгранной призмы.

Шар

Шар – это объемная фигура, геометрический примитив. Он трехмерен, имеет все стороны трехмерного пространства, с легкостью вписывается в куб. Вершины шара, вписанного в куб, находятся в центре поверхностей сторон куба, иными словами, точка касания стороны шара к стороне куба является центром этой стороны куба.


Самый примитивный способ конструктивного построения шара выполняется следующим образом: проводим две осевые линии, одну вертикальную и одну горизонтальную. От центра пересечения осевых линий мы откладываем одинаковые отрезки на осевых линиях и строим окружность.

Получится двухмерная поверхность в виде круга, но она, пока что, не является шаром, потому что у нее отсутствует третье измерение, иными словами, объем. Чтобы создать объем, надо горизонтальную осевую линию раскрыть до состояния квадратной плоскости в перспективе. К примеру, оси х, у и z находятся в объеме, то есть, в пространстве. На каждой из оси мы откладываем одинаковые расстояния и помечаем их точками. Далее, мы соединяем эти точки и воссоздаем трехмерную фигуру куба. От фигуры куба мы создаем шар, так как выше сказано, что сторона шара – это середина одной из стороны куба.

Цилиндр

Цилиндр еще один геометрический примитив. Форма цилиндра образуется прямоугольным сечением, повернутым в пространстве на 360 градусов вокруг оси. Иными словами, цилиндр – это тело вращения. Функцию оси выполняет одна из сторон этого прямоугольного сечения. Если рассмотреть формы сечения цилиндра (а их ровно две), то одна из них представляет собой прямоугольник, а другая - круг. То есть, если мы посмотрим на цилиндр со стороны, мы увидим в нем прямоугольник, но если мы посмотрим на него сверху, мы увидим, что часть его составляющей, это круг.

Чтобы построить цилиндр стоящий вертикально, надо провести вертикальную осевую линию, отложить на осевой пропорциональный отрезок, равный высоте цилиндра. Затем через крайние точки отрезка провести две горизонтальные осевые параллельные линии, строго перпендикулярные вертикальной. На горизонтальных осевых линиях отложите пропорциональные, равные между собой, отрезки, равные ширине цилиндра. Соедините точки горизонтальных отрезков между собой. Получите двухмерную прямоугольную фигуру с отношениями сторон, как стороны цилиндра.

Создадим третье измерение. Построим две окружности в перспективе через четыре точки. Верхний эллипс будет нижнего эллипса, так как находится он в большем перспективном сокращении.

Самая частая проблема при построении цилиндра состоит не в создании эллипсов, а в их осевых линиях, потому что к их построению серьезно не относятся. Нарушение в построении вертикальной осевой линии приводит к асимметрии и неустойчивости формы цилиндра, Иными словами, цилиндр получается кривой, фигура как будто «дрожит» и «не стоит на месте». Нарушение же в построении горизонтальной осевой линии приводит к невозможности нарисовать правильный эллипс. А ведь все просто: вертикальная осевая линия рисунка соответствует вертикальной стороне листа рисунка, то же можно сказать и про горизонтальные осевые линии.


Особую сложность в конструктивном построении представляет форма цилиндра, лежащего на боковой поверхности. Круглое сечение цилиндра вписывается в квадрат (который относительно легко можно построить в пространстве) по четырем точкам. Значит, нам легче сначала построить в пространстве четырехгранную призму, соответствующую пропорциональным отношениям сторон цилиндра, а затем вписать в нее цилиндр.

Как найти осевую линию, равную ширине цилиндра, в этом ракурсе? Построив в пространстве четырехгранную призму, найдите в ней срединную линию, проведите линию под прямым углом к срединной линии через центр боковой поверхности. На этой прямой находится отрезок, равный ширине цилиндра в этом ракурсе. Получается, что боковая поверхность цилиндра строится по шести точкам.

Почему мы так много говорим о построении цилиндра? Потому что вы с ним будете сталкиваться на каждом шагу, будет ли это предмет быта, драпировка, голова человека или фигура человека. Несмотря на все возрастающую сложность заданий по рисунку, вам придется абстрагировать сложные пластические формы до простых понятий, если вы, конечно, хотите их передать в рисунке.

Продолжаем тему конструктивного рисунка натюрморта из геометрических тел. Первое, что надо построить в рисунке натюрморта после создания композиции листа -- это плоскость, на которой находятся предметы натюрморта. От того, как правильно вы нарисуете положение плоскости в пространстве, зависит успех всего рисунка. На плоскости создаются как бы следы предметов, и только после того, как вы убедитесь, что они действительно лежат на этой плоскости, приступайте к дальнейшему построению, то есть возводите каркас.

В большинстве натюрмортов некоторые геометрические предметы находятся на втором уровне. Это значит, что куб находится на плоскости стола, а на нем стоит конус. Пока вы не определите положение куба на плоскости стола, конус на кубе не построить. Типичной ошибкой является плоскость, опрокинутая на нас -- предметы натюрморта, врезанные в плоскость стола (а на старших курсах -- человеческие фигуры), будто скатываются с горки. Все дальнейшие построения предметов натюрморта выполняются с помощью методов, приведенных выше.

Конструктивное построение дает ясное понимание объема предметов натюрморта в пространстве и выполняется при помощи линий. Нарисованные предметы выглядят прозрачными каркасами.

Частичное включение тона. Передача объема.

Введите легкий тон в тени собственные и падающие; решите тональные отношения между тенями: тени на первом плане должны быть темнее. Введите светотени. Граница света и тени темнее, чем сама тень, поэтому при введении светотени тень приобретает признаки рефлекса.


У куба светотень жесткая; цилиндр имеет мягкую светотень. У шара светотень приобретает, кроме мягкости, еще и воздушность, она, как эллипс, располагается в пространстве. Проверьте еще раз плановость, то есть состояние воздушной перспективы линий, теней и светотеней. И рисунок закончен!

Конструктивный рисунок натюрморта не включает в себя понятия тональных отношений. Все предметы в натюрморте как бы одного окраса, потому что задача конструктивного рисунка -- построить объем в пространстве при помощи линии и света. Конструктивный рисунок -- это основа рисунка вообще, его база. Только опираясь на эту базу, можно переходить к следующим задачам, таким как тональные отношения, материальность и так далее.

Что такое рисунок?

Что вспоминается в первую очередь, когда спрашивают, что такое рисунок? «Это основа всех видов изобразительного искусства». Так -- просто, без дальнейших разъяснений -- начинаются многие учебные издания по рисунку. Потому что за разъяснениями нужно будет погрузиться в основы всех видов изобразительного искусства, понять их конструкцию, понять, какую долю в ней составляет рисунок (что является делом конкретным, а не литературным излиянием). После чего совершенно ясно будет видно, что рисунок -- ядро, вокруг которого и формируются все виды изобразительного искусства, главный элемент их конструкции.

Почему мы говорим, что карандашом -- рисуем, а красками -- пишем? В чем разница? Анатомическое строение человека не меняется из-за одежд, которыми оно укрыто -- меняется функция и образ оболочек. Так и рисунок является не образной оболочкой, а главной формой. Рисунок -- это намного больше, чем мы представляли себе раньше или можем представить сейчас. Почему большинство художников-живописцев не может теоретически объяснить свой вид деятельности? Потому что цвет и технические приемы не есть живопись, а всего лишь элементы основы, которой и является рисунок.

Данное учебное пособие предназначено для самого широкого круга пользователей, но особенно оно будет полезно для студентов факультетов дизайна, архитектуры, а также для студентов художественно-графических факультетов, которым необходимо знать теорию и методику преподавания рисунка.

Развитие объемно-пространственного мышления, такого необходимого для этих специальностей, начинается с уроков рисунка. Если вы знакомы с программами подготовки дизайнеров в старейшем и уважаемом российском учебном заведении, каким является Художественно-промышленный университет им. Строганова, то вы можете обратить внимание, что дисциплина «Рисунок» равна по количеству часов (по времени подготовки специалистов) дисциплине «Проектирование».