Файл: Линейное и тоновое изображение трехмерных геометрических тел (Методы построения геометрических фигур в пространстве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пластика совершенных творений природы является кладезем для дизайнера и архитектора. Одно из таких творений -- человек. Не даром в программных заданиях по рисунку есть так много постановок, связанных с человеком. Так же этим объектом занимается такая наука, как бионика.

Метод проектирования в дизайне и архитектуре (функциональный анализ) очень схож с методом конструктивного анализа в рисунке. Получить полную информацию об объекте, научиться видеть простое в сложном, а затем вести рисунок (или процесс проектирования) по пути «от простого к сложному» -- это один из основных методов работы как над рисунком, так и над проектом. Поэтому рисунок как предмет в подготовке дизайнера и архитектора играет весомую роль.

Существует большая проблема, которая связана с отсутствием учебной литературы по рисунку, а особенно -- с отсутствием в этой литературе вопросов конструктивного рисунка как базы или фундамента рисунка вообще.

Почти все уважаемые теоретики рисунка упоминают в своих трудах о конструктивном анализе в рисунке. Но удивляет всегда одно и то же. Откройте некоторые учебные пособия: после темы построения осевых линий в рисунке головы или фигуре человека всегда следует тема построения теней и тоновая проработка. Хотя вас всячески и убеждают обратить внимание на конструкцию предмета, то есть формы.

Понимая важность конструкции в рисунке, тем не менее, вам никто не покажет и не расскажет, что это такое (за исключением нескольких иллюстраций рисунков, которые выполнили еще художники эпохи Возрождения, и изданий художественно-промышленного вуза). Поэтому большинство учебных пособий по рисунку, включая и некоторые академические, выглядят довольно странно. Странность заключается в том, что возникает ощущение, будто из этих изданий изъяли часть страниц. Мол, вот вам первый этап рисунка с массой и основными осевыми линиями -- а вот вам уже завершающий этап и дедушка с усами, как живой.

В программе обучения студентов рисунку блок заданий «Конструктивный анализ» следует после блока заданий «Рисунок натюрморта». Это связано с тем, что знания для рисунка натюрморта закладываются с детства в традиционной манере срисовывания, в следствие чего задания по этому рисунку выполняются студентами с определенной долей инерции, обусловленной особенностями мышления.

Между заданиями «Рисунок натюрморта» и «Рисунок головы человека» существует граница, переступив которую студент попадает в область иного для него объемно-пространственного мышления, опирающегося на конструктивный анализ.


Неподготовленность к осознанному рисованию вызывает болезненное состояние, сильно затормаживая процесс познания рисунка. Научить студента хорошо рисовать за период обучения в институте невозможно. Но научить его мыслить категориями рисунка и, тем более, основам конструктивного анализа -- можно. Это станет его путеводной нитью, а особенно - в дизайне.

Самое главное, что рисунок как форма -- конечен. Конструкция формы рисунка известна, в ней, как и в музыке, «семь нот и бесконечность возможностей». Без конструктивного анализа формы не существует рисунка вообще, как и не существует архитектурного сооружения без фундамента. Овладение методикой конструктивного анализа в рисунке является задачей номер один. Вот только процесс этот довольно-таки специфичный, потому что требует как от преподавателя, так и от студента творческого подхода.

Понимание конструкции рисуемого предмета всегда опирается на собственный опыт. Без опыта данное преподавателем конструктивное понимание формы предмета может превратиться в шаблон или схему. Вот почему здесь так необходимы навыки преподавателя с развитым объемно-пространственным мышлением, владеющего основами конструктивного рисунка.

Конструкция (лат. constructio) -- построение, сложение.

Нас окружает мир, в котором все построено по единым законам, в том числе и мы. А мы -- маленькая часть этого большого мира, который окружает нас бесконечным количеством предметов. Предметы, в свою очередь, сложены из большого количества форм. Познать суть предмета, его формообразование -- дело не простое, но возможное.

Чтобы познать мир, надо познать его конструкцию. Причем, познав часть, можно познать и целое. Ведь, как мы уже говорили, все построено по единым законам. Термин «сложение» входит в понятие «композиция». Ведь недаром композиционный строй картины мы называем ее конструкцией, а формообразующий строй предмета -- конструкцией формы.

1. Геометрические фигуры

Фигура - это произвольное множество точек на плоскости. Точка, прямая, отрезок, луч, треугольник, круг, квадрат и так далее - всё это примеры геометрических фигур.

Основными геометрическими фигурами на плоскости являются точка и прямая. Этим фигурам в геометрии не даётся определений.

Неопределяемыми геометрическими фигурами на плоскости являются точка и прямая.

Точки принято обозначать прописными латинскими буквами: А, В, С, D …. Прямые обозначаются строчными латинскими буквами: а, b, с, d ….


Фигуры, изучаемые планиметрией:

1. Точка

2. Прямая

3. Параллелограмм (частные случаи: квадрат, прямоугольник, ромб)

4. Трапеция

5. Окружность

6. Треугольник

7. Многоугольник

1) Точка:

В геометрии, топологии и близких разделах математики точкой называют абстрактный объект в пространстве, не имеющий ни объёма, ни площади, ни длины, ни каких-либо других аналогичных характеристик больших размерностей. Таким образом, точкой называют нульмерный объект. Точка является одним из фундаментальных понятий в математике.

Точка -- это одно из фундаментальных понятий геометрии, поэтому "точка" не имеет определения. Евклид определил точку как то, что нельзя разделить.

Также в геометрии нет определения "прямой" (имеется в виду прямая линия).

2) Прямая:

Прямая -- одно из основных понятий геометрии.

Геометрическая прямая (прямая линия) -- незамкнутый с двух сторон, протяженный не искривляющийся геометрический объект, поперечное сечение которого стремится к нулю, а продольная проекция на плоскость даёт точку.

При систематическом изложении геометрии прямая линия обычно принимается за одно из исходных понятий, которое лишь косвенным образом определяется аксиомами геометрии.

Если основой построения геометрии служит понятие расстояния между двумя точками пространства, то прямую линию можно определить как линию, путь вдоль которой равен расстоянию между двумя точками.

3) Параллелограмм

Параллелограмм-- это четырёхугольник, у которого противолежащие стороны попарно параллельны, то есть лежат на параллельных прямых. Частными случаями параллелограмма являются прямоугольник, квадрат и ромб.

Частные случаи:

Квадрат -- правильный четырёхугольник или ромб, у которого все углы прямые, или параллелограмм, у которого все стороны и углы равны.

Квадрат может быть определён как:

§ прямоугольник, у которого две смежные стороны равны

§ ромб, у которого все углы прямые (любой квадрат является ромбом, но не любой ромб является квадратом).

Прямоугольник -- это параллелограмм , у которого все углы прямые (равны 90 градусам).

Ромб -- это параллелограмм, у которого все стороны равны. Ромб с прямыми углами называется квадратом.

4) Трапеция

Трапеция -- четырёхугольник, у которого ровно одна пара противолежащих сторон параллельна.

Иногда трапеция определяется как четырёхугольник, у которого пара противолежащих сторон параллельна (про другую не уточняется), в этом случае параллелограмм является частным случаем трапеции. В частности, существует понятие как криволинейная трапеция.


Прямоугольная трапеция

5) Окружность

Окружность -- геометрическое место точек плоскости, равноудалённых от заданной точки, называемой центром, на заданное ненулевое расстояние, называемое её радиусом.

6) Треугольник

Треугольник -- простейший многоугольник, имеющий 3 вершины (угла) и 3 стороны; часть плоскости, ограниченная тремя точками, и тремя отрезками, попарно соединяющими эти точки.

Если все три точки треугольника лежат на одной прямой, он называется вырожденным.

7) Многоугольник

Многоугольник -- это геометрическая фигура, определяется как замкнутая ломаная. Существуют три различных варианта определения:

§ Плоские замкнутые ломаные;

§ Плоские замкнутые ломаные без самопересечений;

§ Части плоскости, ограниченные ломаными.

Вершины ломаной называются вершинами многоугольника, а отрезки -- сторонами многоугольника.

Тон в изображении чертежа.

Тоновое и линейное изображение чертежа создано для того, чтобы показать тени, объемы изображаемых фигур на бумаге, частично, передать их форму и структуру. Тоновое и линейное изображение выделяет конкретную фигуру от остальных фигур в чертеже. Это сделано не сколько для удобства, сколько для аккуратности и подачи чертежа.

Изображение тона появилось в момент создания самого рисунка и до сих пор не теряет свою функцию и уникальность. Ведь, с помощью тона достаточно легко передать то, что не удается прочертить или написать на чертеже.

В изобразительном искусстве тон играет огромную роль для рисунка. С неправильной подачей тона и тени, рисунок теряет свою уникальность и «правильность» в исполнении. Но прежде чем приступить к изображению тона, нужно сначала научиться изображать сам рисунок, то есть, грубо говоря, его чертеж. Когда ребенок берет в первый раз карандаш в руки, он сначала учиться передавать форму, фигуру, сам объект, а потом уже и тенеотдачу.

Заключение

Важнейшей задачей преподавания изобразительного искусства в современной школе является развитие личности учащегося путем формирования его сложного внутреннего мира. Происходит получение научных знаний об объективном мире вокруг (цель абсолютного большинства школьных дисциплин) и развитие эстетических вкусов, творческого восприятия этого объективного мира. Интеллектуальное и духовное развитие - это сложный, многогранный процесс, и в нем немалую роль играют уроки эстетического цикла, ИЗО в том числе. Уроки рисунка не только развивают уровень познания, но и формируют психический мир личности, они также помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно-значимые ценности, а это - основная задача личностно-ориентированного обучения. Исходя из вышесказанного, следует отметить, что уроки рисования являются замечательной площадкой для развития патриотизма и любви к Родине. Нет ничего лучше чем развивать у ребенка видение красоты русской природы, русского человека его быта и традиций. Для правильного изображения натурной модели ученикам необходимо еще раз напомнить о необходимости приучить себя всегда анализировать натуру, ясно представлять ее внешнее и внутреннее строение. К сожалению, как показывает практика, многие учащиеся ограничиваются лишь поверхностным впечатлением, не углубляясь в суть строения формы предмета. В искусстве, как и в любой науке, к изучению натурного предмета необходимо подходить с научной точки зрения. Подходить к работе следует осознанно, не довольствуясь копированием внешних форм, которые видит глаз. Такое рисование не будет способствовать успешному выполнению работ по изображению как простых, так и сложных форм.