Файл: Основы парламентского право (по предмету: Конституционное право РФ).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 3
Понятие парламентского права
Парламентское право – особая система юридических принципов и норм, регулирующих внутреннее устройство парламента и связанные с ними, организационные отношения, процесс парламентской деятельности, взаимоотношения с другими государственными органами власти, избирательным корпусом.
Если в конституционном праве, первенство за статутно-институциональной группой норм и принципов, то в парламентском – за процессуально-организационной, технологической группой.
Существует несколько позиций относительно роли и места парламентского права в системе права.
1. Парламентское право – неотъемлемая часть конституционного права, то есть его конституционно-процессуальная сторона.
2. Согласно другой позиции, парламентское право – самостоятельная отрасль права, наравне с конституционной.
По своей структуре парламентское право представляет собой своеобразный комплекс норм: это основополагающие конституционные нормы и другие нормы конституционного права. В отличие от других отраслей права, парламентское право двухслойно. Его основы находятся в Конституции. Парламентское право включает материальные и процессуальные нормы, со значительным преобладанием последних.
Парламентское право имеет определенную специфику предмета и метода правового регулирования.
Специфика предмета парламентского права:
- Отношения между парламентом как представительным и законодательным органом и народом и межинституционные отношения.
- Отношения организационного и процессуального характера (парламентские процедуры и парламентский процесс). Регулируются отношения, в основном, актами регламентарного характера.
Методы правового регулирования парламентского права характеризуются как императивно-властным воздействием, так и координирующим воздействием, а во многих случаях используются согласительные процедуры и механизмы.
Специфика парламентского права заключается в его двухуровневости, в связи с этим своеобразие предмета правового регулирования парламентского права состоит в том, что федеральный парламент и парламенты субъектов РФ не соподчинены. В то же время, принцип единства государственной власти предполагает организацию функционирования законодательной власти как федерального, так и регионального уровня в соответствии с основами конституционного строя.
Источники парламентского право
Существует три блока источников парламентского права.
- Юридический блок. В него входят: Конституция, законы, указы и Постановления Президента и Правительства, решения судов, регламенты палат, внутрифедеральные договоры и соглашения, нормы и принципы международного права.
Особое место занимают парламентские регламенты. Они определяют внутреннюю структуру и порядок деятельности палат парламента и занимают промежуточное положение между законодательными и подзаконными источниками конституционного права.
- Рекомендательно-процедурный блок. К нему относятся парламентские традиции, обычаи, обыкновения, прецеденты.
- Доктринальный блок. В западной юриспруденции в него включаются толкование правовых норм наукой. В России, об этом можно говорить только гипотетически, хотя в определенных случаях рассматриваются предложения, вносимые различными научными центрами.
Этапы становления российского парламентаризма
В своем развитии парламентское право прошло три крупных этапа.
Первый этап – досоветский. Свое начало он берет с 18 века.
На данном этапе возникают более и менее проработанные проекты, в которых ограничение роли монарха связано с наличием законосовещательного органа.
Отправным моментом парламентаризации страны стало подписание Высочайшего Манифеста от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка».
В марте 1917 года встал вопрос об установлении нового государственного строя в России.
В октябре 1917 года Временное Правительство создало особую комиссию по составлению временного проекта Основных законов во главе с ученым государствоведом Н.И. Лазаревским. Россия к осени 1917 года мыслилась как республика по американскому типу.
Но в том же сентябре 1917 года первому этапу российского парламентаризма был положен конец.
Второй этап – советский. На этом этапе происходит нарушение принципа разделения властей. Место разделения властей занимает единство законодательной и исполнительно-контрольной деятельности; место партийно-политической ответственности – ординарная подотчетность и т.д.
Эти установки получили закрепление в первой советской Конституции, принятой 10 июля 1918 года.