Файл: Система стандартизации. Международная стандартизация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В сфере стандартизации чрезвычайно важно учитывать международный опыт. Один из основных принципов стандартизации обязывает разрабатывать национальные стандарты на основе международных стандартов.

Разработка национальных нормативных документов с учетом их международных аналогов позволяет учесть лучший международный опыт, ликвидировать (снизить) торговые барьеры, повысить конкурентоспособность продукции и услуг.

Можно привести следующие негативные примеры, когда решения в области стандартизации принимались без учета международного опыта. Ширина железнодорожной колеи в России (1524 мм) шире колеи в Европе и Китае (1435 мм), что приводит к огромным временным и финансовым потерям на границе при перевозке грузов и пассажиров. Частота промышленного переменного тока в России (50 Гц) отличается от европейской частоты (60 Гц), что требует дополнительных расходов при продаже (покупке) электроэнергии, изготовлении электротехнических устройств.

Для успешной деятельности в области стандартизации необходимо знать международные нормативные документы и основы организации работ по международной стандартизации.

1. Термины и определения

Международная стандартизация — стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран. Под стандартизацией понимается деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов.

Международный стандарт — стандарт, принятый международной организацией. Стандартом называется документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. На практике под международными стандартами часто подразумевают также региональные стандарты и стандарты, разработанные научно-техническими обществами и принятые в качестве норм различными странами мира.


2. Назначение и цели международной стандартизации

В «Концепции развития национальной системы стандартизации РФ на период до 2020 года» отмечается, что одной из стратегических целей является содействие интеграции РФ в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера.

Основными направлениями работ РФ в области международного сотрудничества по стандартизации являются:

  • совершенствование системы стандартизации, отвечающей положениям Соглашения Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле и соглашениям в рамках Таможенного союза в сфере технического регулирования;
  • содействие экономической интеграции государств - членов Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств;
  • развитие международного сотрудничество в области стандартизации с Международной организацией по стандартизации, Международной электротехнической комиссией;
  • развитие Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития;
  • вступление России в Европейский комитет по стандартизации и Европейский комитет по стандартизации в области электротехники и электроники и т.д.;
  • гармонизация национальных стандартов Российской Федерации, правил и процедур подтверждения соответствия продукции и услуг установленным требованиям с международно признанными стандартами, правилами и процедурами;
  • защита национальных интересов и обеспечение национальной безопасности;
  • повышение конкурентоспособности отечественной продукции, расширение экспорта продукции и услуг и объемов

импортозамещения;

  • выполнение международных обязательств и повышение авторитета России на международной арене.

В настоящее время в информационный фонд международных стандартов включено более 24000 стандартов.

3. Порядок применения международных стандартов


Общие нормы

Международные стандарты не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их. Решение вопроса о применении международного стандарта ИСО связано, в основном, со степенью участия страны в международном разделении труда и состоянием её внешней торговли.

Руководство ИСО/МЭК 21:2004 предусматривает прямое и косвенное применение международного стандарта.

  1. Прямое применение — это применение международного стандарта независимо от его принятия в любом другом нормативном документе.
  2. Косвенное применение - применение международного стандарта посредством другого нормативного документа, в котором этот стандарт был принят.

Руководство ИСО/МЭК 21 устанавливает систему классификации для принятых и адаптированных международных стандартов

  • Идентичные (IDT): Идентичные по техническим содержанию и структуре, но могут содержать минимальные редакционные изменения.
  • Измененные (MOD): Принятые стандарты содержат технические отклонения, которые ясно идентифицированы и объяснены.
  • Не эквивалентный (NEQ): региональный или национальный стандарт не эквивалентен международным стандартам. Изменения ясно не идентифицированы, и не установлено четкое соответствие.

Нормы Государственной системы стандартизации России

ГСС России допускает следующие варианты правил применения международных и региональных стандартов:

  • принятие аутентичного текста международного (регионального) стандарта в качестве государственного российского нормативного документа (ГОСТ Р) без каких-либо дополнений и изменений (метод обложки). Обозначается такой стандарт так, как это принято для отечественного стандарта;
  • принятие аутентичного текста международного (регионального) стандарта, но с дополнениями, отражающими особенности российских требований к объекту стандартизации.

При обозначении такого нормативного документа к шифру отечественного стандарта добавляется номер соответствующего международного (регионального).

Международные, региональные стандарты, документы ЕЭК ООН и других международных, региональных организаций и национальные стандарты других стран могут применяться в качестве стандартов отраслей, стандартов предприятий и стандартов научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений до их принятия в качестве государственных стандартов Российской Федерации.


Возможны и другие варианты: использование (заимствование) отдельных положений (норм) международного стандарта и введение их в российский нормативный документ. Это вполне допустимо правилами ГСС РФ, но в подобных случаях международный (региональный) стандарт рассматривается лишь как источник информации, учитываемой при создании отечественного стандарта. Последний не считается формой принятия международного (регионального) стандарта. Подобное толкование применимо и к ГОСТ Р, который содержит ссылку на международный

(региональный) стандарт.

4. Международные организации по стандартизации

В настоящее время в мире действует ряд авторитетных международных организаций по стандартизации, в том числе:

ISO - International Organization for Standardization - Международная организация по стандартизации (ИСО) (http://www.iso.org);

IEC – International Electrotechnical Commission - Международная электротехническая комиссия (МЭК) (http://www.iec.ch);

ITU - International Telecommunication Union - Международный союз электросвязи (http://www.itu.int/home/index.html);

OIML – International Organization of Legal Metrology - Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ) (http://www.oiml.org);

BIPM – Le bureau International des Poids et Mesures - Международное

Бюро мер и весов (МБМВ) (http://www.bipm.fr);

ILAC – International Laboratory Accreditation Cooperation -

Международная организация по сотрудничеству в области аккредитации лабораторий (ILAC) (http://www.ilac.org) и др.

Ниже рассматривается деятельность ИСО и МЭК как наиболее крупных международных организаций по стандартизации и дается краткая справка о МСЭ.

4.1. Международная организация по стандартизации (ИСО)

Международная организация ISO начала функционировать 23 февраля 1947 г. как добровольная, неправительственная организация. Она была учреждена на основе достигнутого на совещании в Лондоне в 1946 г. соглашения между представителями 25-ти индустриально развитых стран о создании организации, обладающей полномочиями координировать на международном уровне разработку различных промышленных стандартов и осуществлять процедуру принятия их в качестве международных стандартов.

На сегодняшний день в состав ИСО входит 165 стран своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в качестве комитета — члена ИСО. Всего в составе ИСО более 100 комитетов-членов. Кроме комитетов-членов, членство в ИСО может иметь статус членов-корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран. Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Члены-корреспонденты (их 42) не ведут активной работы в ИСО, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.


Организационная структура

Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро. Рабочие органы — технические Комитеты (ТК), подкомитеты, технические консультативные группы (ТКГ).

Генеральная ассамблея

Генеральная ассамблея — это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трех делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели.

Члены-корреспонденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели.

Совет

Совет руководит работой ISO в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании комитетов-членов Совета. В период между заседаниями и при необходимости Совет может принимать решения путем переписки.

Совету ISO подчиняется семь комитетов:

  • ПЛАКО (техническое бюро);
  • ПРОФКО (методическая и информационная помощь);
  • КАСКО (комитет по оценке соответствия);
  • ИНФКО (комитет по научно-технической информации);
  • ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам); КОПОЛКО (комитет по защите интересов потребителей);
  • РЕМКО (комитет по стандартным образцам).

ПЛАКО

ПЛАКО (PLACO — Planning Committee) подготавливает предложения по планированию работы ISO, по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты.

ПРОФКО

ПРОФКО обязан оказывать методическую и информационную помощь Совету ISO по принципам и методике разработки международных стандартов. Силами комитета проводятся изучение основополагающих принципов стандартизации и подготовка рекомендаций по достижению оптимальных результатов в данной области. ПРОФКО занимается также терминологией и организацией семинаров по применению международных стандартов для развития торговли.