Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическая предпосылка развития игры.
1.1. Игра - творческий процесс
1.3. Психологическая характеристика игровой деятельности.
1.5. Развивающие игры и их условия.
Глава 2. Проявление предметной и игровой деятельности.
2.1. Предметная деятельность и игра.
2.2. Игра в художественно-творческой деятельности.
2.3. Роль игры в воспитании дошкольника.
2.4. Анализ игровой деятельности
2.5. Игрушка и ее значение в игровом процессе.
3.1. Игровой опыт, как практическое определение уровня воспитанности и личностного развития детей
3.2. Описание эффективности использования игр в процессе обучения.
Введение
Часто говорят, что ребенок, когда, например, манипулирует предметом или выполняет то или иное действие, показанное ему взрослым (особенно если это действие выполняется не с настоящим предметом, а с игрушкой). Но настоящее игровое действие будет только тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом другой. Игровое действие носит знакомый (символический) характер. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... "Игра – форма свободного самовыражения человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний.
Игра является формой деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как в особо исторически возникшем виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познания и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
Именно в игре наиболее ярко формируется знаковая функция сознания ребенка. Её проявление в игре имеет свои особенности. Игровые заместители предметов могут иметь с ними значительно меньшее сходство, чем например, сходство рисунка с изображаемой действительностью.
Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознания, на волю, на поведение и в целом на формирование личности дошкольника.
Известно, что в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Это игры, способствующие развитию восприятия, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направленные на умственное развитие дошкольника в целом.
Таким образом, необходимо использовать игру как важный инструмент воспитания детей.
Базой данного исследования является:
Дошкольное образовательное Учреждение Детский сад №11 «Лучик» МО «Коношский муниципальный район» в п.Подюга
Объект исследования: ребенок дошкольник
Предметом исследования: Технология использования игры как средства формирования личности ребенка-дошкольника.
Цель курсовой работы: Теоретически обосновать и экспериментально опробовать систему развития личности детей дошкольного возраста в игре.
Гипотеза курсовой работы: Развитие детей в игре дошкольного возраста будет эффективно, если обеспечить: систему использования игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни. Максимально - познавательную активность детей, комплексное решение всех задач относительно развития психически познавательных процессов, целесообразную частность планирования в течение года игр в пределах задач всестороннего развития, учитывая принципы индивидуализации и дифференциации.
Задачи исследования:
- Изучить особенности психолого-педагогической инновационной деятельности в дошкольном образовании.
- Изучить особенности проведения игр в дошкольном учреждении.
- Определить педагогические условия использования игр.
- Экспериментально опробовать систему использования психологических игр направленной на развитие познавательной сферы, развития мышления, на межличностное развитие творческих способностей детей со сверстниками и взрослыми.
Проблема исследования:
Главной проблемой исследования формирования личности ребенка в процессе игры, является их недостаточная мотивационная готовность дошкольника к игре, которая, в свою очередь, выражается в отсутствии устойчивого интереса к игровой деятельности. Если какими-то способами удается обеспечить непосредственный интерес ребенка к игровой деятельности, то и развитие ребенка идет нормально. Преодолеть трудности мотивационного плана, можно лишь сделав игровой процесс интересным занятием для ребенка, т.е. проводя его в форме специальных учебно-дидактических игр, рассчитанных на увлечения ребенка и на его обучение, путем пробуждения интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.
Методы исследования:
Теоретический:
- анализ научной и методической литературы над проблемой исследования;
Эмпирический:
- Метод включенного наблюдения: целенаправленные наблюдение за процессом развития детей;
- Анализ существующих программ и научно-воспитательной документации;
- Диагностические срезы развития детей;
- Качественный анализ экспериментальных данных.
Исследования проводились в три этапа:
На I этапе (сентябрь - ноябрь 2009 г) изучалась психологическая и методическая литература по теме исследования, анализировались программы дошкольного воспитания: обучающая, воспитательная документация, разрабатывались критерии и показатели интеллектуального развития старших дошкольников.
На II этапе (ноябрь 2009 - март 2010) выявлялись уровни развития старших дошкольников, проводился формирующий эксперимент, в ходе которого проверялась эффективность экспериментальной теории психологические игры дошкольнику на развитие познавательной сферы, развитие мышления, на развитие творческих способностей детей.
На III этапе (март 2010г.) осуществлялся сравнительный анализ констатирующего и заключительного этапов экспериментов, выявлялись закономерности интеллектуального развития старших дошкольников.
Глава 1. Теоретическая предпосылка развития игры.
1.1. Игра - творческий процесс
Первичное творчество, как считает А. Маслоу, опирается на «неведомое», его всегда можно наблюдать в здоровом ребенке. Это творчество является характерным для тех, кто способен играться, мечтать, смеяться, и лентяйничать, кто может быть спонтанным открытым для несознательных желаний и импульсивных.
Интуиция «как голос с неба», «господь откровения», новой структуры. Это чудодейственное прояснения, осенения, является механизмом интуиции и имеет название «инсайт», что в переводе с английского и немецкого обозначает непосредственно усмотрение.
«Инсайт», как момент воспоминания можно наблюдать почти в каждой сюжетной игре, когда необходимо найти предметы - заменителей, исполнителей на определенные роли, интегрировать в сюжет новые обстоятельства, возникающие преграды.
Игровое действие рождается не с воображаемой ситуации, а наоборот, операция с действием вызывает игровую ситуацию. Таким образом, условие игрового действия способствуют воображению, делают его необходимым.
Пока ребенок не играет, он не воображает игровую ситуацию, и фантазия не работает.
Только в ходе игры предмет как будто распадается на вещественные свойства и игровой смысл. Механизмом фантазии становится бисоциация.
Термин «бисоциация» принадлежит А. Кестлеру, исследователю творческого процесса который обращал свое внимание подсознательному. Он подчеркивал роль случайности, необходимости откладывания решения, и размышления.
В сознательном, как говорил З. Фрейд, следует называть «ОНО» отсутствуют типовые противопоставления, доброго и плохого, правильного и неправильного.
Такое восприятие, которое является нейтральным в ценностном отношении, содействует новому творческому взгляду на мир.
Известно множество «техник» фантазий. Среди них - комбинирование соединение известных элементов, в новых комбинаций, которые постоянно наблюдаются в детских играх.
Следует назвать также акцентирование - подчеркивание отдельных черт явления (которое открывается). Преувеличение или надменное преуменьшение помогает ребенку в игровом или сказочном сюжете сделать игровое ударение на каком - либо субъективно очень важном предмете. Акцентированное отражение определенного персонажа или отдельной ситуации, содействует обобщению, типизации, поскольку некоторые черты упрощаются, совсем выпадают, случайные черты отбрасываются.
Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной потому что мотивом есть не отражение какого - то конкретного явление, а самого действия, как личного отношения.
В игре ребенок не наследует, не передает особое, характерное, он всегда типизирует.
Интуиция стимулирует фантазирование, а фантазии воспринимают развитие творческого мышления.
У каждого активно - действующего человека живет неискоренимая потребность переходить от чувственного познания мира к рациональному, где мышление, механизмом которого является опосредственность. Мышление является процессом опосредованного познание вещей и явлений, осмысливание связей и отношений между ними.
Во всех чувственных явлениях ребенок стремится в меру своих сил найти соответствующий смысл, и его не заканчивающийся «как? почему? зачем?» направлены на открытие тайн своего существование.
То новое, что возникает ежедневно перед ребенком, является для него загадкой.
Мышление становится обобщенным результатом наблюдений, обобщением ориентированной деятельности.
Человек не успокаивается до тех пор, пока загадочному, неведомому явлению, которое волнует уже самим своим существованием, не будет предавать определенное значение, которое в начале происходит в игре.
Игра концентрирует в себе все тенденции развития, и ребенок играючись, как бы возносится над обычным уровнем своего мышления, своего поведения.
Мышление дает возможность знать про то, что непосредственно невозможно наблюдать.
Оно создает фундамент для творческих предпосылок. Поиски значений смысла не успокаивает, человек стремится что-нибудь сделать с отрытым осмысленным явлением, предметом. Рациональная, абстрактное он стремится представить наглядно дать ему, чувственного воплощения.
Чувственно - речевая игра вновь возвращает творческий процесс интуиции, а творческая спираль переходу от интуиции к фантазии, а потом к мышлению, и дальше раскручивается.
1.2. «Природа» игры
Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.
Основным видом деятельности человека является труд. Конечный результат труда - создание общественно значимого продукта. Это может быть урожай, выращенный колхозником, сталь, выплавленная сталеваром, научное открытие ученого, урок, проведенный учителем.
Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение.
В психическом развитии ребенка игра выступает, прежде всего, как средство овладение миром взрослых. В ней на достигаемом ребенком уровня психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. Игровая ситуация включает себя замещение (в место людей - кукла), упрощения (обыгрывается, например, внешняя сторона приема гостей). В игре, таким образом, огрублено имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.
Игра организуется свободно, нерегламентированно. Никто не может обязать ребенка играть с 10 до 11 часов настольными играми, а после 11 - в дочки-матери. Игру можно организовать, но он сам должен предложенное принять. Это не значит, что у ребенка не должно быть строгого режима дня. Сон, еда, прогулки, время игр и занятий должны быть строго определены. Но содержание игры, включенность в нее ребенка, прекращение игры трудно регламентировать. Ребенок сам переходит от одной игры к другой.
Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют, взаимопроникают. В детском саду дошкольник не только играет, но и учится играть, рисовать. Школьник после окончания занятий с удовольствием играет.