Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическая предпосылка развития игры.
1.1. Игра - творческий процесс
1.3. Психологическая характеристика игровой деятельности.
1.5. Развивающие игры и их условия.
Глава 2. Проявление предметной и игровой деятельности.
2.1. Предметная деятельность и игра.
2.2. Игра в художественно-творческой деятельности.
2.3. Роль игры в воспитании дошкольника.
2.4. Анализ игровой деятельности
2.5. Игрушка и ее значение в игровом процессе.
3.1. Игровой опыт, как практическое определение уровня воспитанности и личностного развития детей
3.2. Описание эффективности использования игр в процессе обучения.
Игровые моменты успешно вносятся и в организацию урока. Урок с элементами игровых ситуаций увлекает школьника. Игрой является воображаемое путешествие по карте нашей страны или карте земного шара на уроках географии, в ходе которого, учащиеся на основе воображения рассказывают, что они «видят». Школьники охотно берут на себя игровые роли - и на уроках иностранного языка: учителя, гида, продавца - и на основе роли активно овладевает языком.
Хотя виды деятельности не существуют, изолировано, в разные периоды жизни человека они имеют неодинаковое значение. До поступления ребенка в школу ведущий вид деятельности - игра.
Анализируя игру как вид деятельности, следует анализировать, прежде всего, ее природу. В иностранной психологической литературе широко распространены быологизаторские теории игры, согласно которым игра ребенка освобождает врожденную биологическую потребность в активности, одинаково присущим как животным, так и человеку. Развитие игры ребенка пытаются связать с соответствующими этапами развития человеческого общества. Интерес к игре в песочек, копание ям этапы хлебопашества, игры с животными - скотоводства и т.д.
Игры по правилам широко представлены в жизни школьников и взрослых. В спортивных состязаниях, в решении кроссвордов и других играх, требующих умственного напряжения человек, переключается на другой вид деятельности, совершенствует свои умственные и физические силы, получает эмоциональную разрядку.
Являясь основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста, игра не исключает и других видов деятельности. С трех - четырех лет ребенок знакомится с трудом по самообслуживанию. Он должен умываться, одеваться, убирать игрушки. В 5-6 лет трудовыми обязанностями ребенка становится уход за комнатными растениями, помощь старшим в уборке комнаты и т.д. В детском саду дети охотно дежурят в столовой, в Живом уголке, в игровой комнате.
В жизнь дошкольника включаются и элементы учения. Они связаны с дидактическими играми, развивающими познавательные способности детей. Например, лото «Животные» игра, которая учит ребенка классифицировать предметы, изображенные на карточке. В детских садах проводится занятие по родной речи (обогащение словарного запаса), по счету. В настоящее время в старших группах организованы занятия подготавливающее детей к школе. Имеется положительный опыт обучения в игре дошкольников в детских учреждениях музыки, рисованию, иностранному языку.
Все виды деятельности: игра, элементы труда и учения - готовят ребенка к школе.
1.3. Психологическая характеристика игровой деятельности.
Велико значение мотивационной сферы ребенка, сознательного желания учится. Обращая внимание на эту особенность игры, Д.Б. Эльконин пишет: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов… Именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму до сознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.
Конечно и другие виды деятельности льют воду на мельницу на формирование новых потребностей, но не в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Таково первое и основное значение ролевой игры для развития ребенка».
Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста. Это подвижные игру (игры с правилами), дидактические, игры - драматизации, конструктивные игры. Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры. Они характеризуются следующими особенностями:
Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.
Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).
Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.
Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.
Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка.
В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.
Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается. При систематическом руководстве со стороны педагога игра может изменяться:
- от начала к концу;
- от первой игры к последующим играм той же группы детей;
- наиболее существенные изменения в играх происходят по мере развития детей от младших возрастов к старшим. Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей.
Средствами игры являются:
- Знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, выраженное в образах речи, в переживаниях и действиях ребенка;
- Способы действия с определенными предметами в определенных обстоятельствах;
- Те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.
1.4. Проблемы и игра.
Некоторых детей считают очень требовательными, поскольку либо внимание взрослых безраздельно, либо их поведение таково, что взрослым приходится вмешиваться. Иногда за этим кроется скука - детям надоедают знакомые игрушки и повторяющиеся занятия. В такой ситуации не нужно новых и дорогих игрушек. Заскучавшего малыша можно «встряхнуть», включившись в его дела.
Ему понравится участие в домашних делах, которые взрослому кажутся скучными и монотонными. А для ребенка наводить порядок на кухне, выполнять поручения и помогать приятию решений по бытовым вопросам - это свежее впечатление и опыт. В яслях или саду детям постарше на несколько дней выделают круг их личных обязанностей, застрахованных от посягательств младших.
Взрослым следует честно оценить, достаточно ли интересны занятия, которые они предлагают детям до пяти лет. Следует подумать о практических нюансах в отношении дошкольных учреждений, где собраны дети разных возрастов. Если одного взрослого регулярно освобождать на какой-то короткий период, он сможет уделять это время на какой-то короткий период, он сможет уделять это время работе с небольшой группой детей, например четырехлетних и младше. Для старших можно выделить время, когда малыши уходят на тихий час. В дополнение предлагается много уместных в таком случае игровых занятий.
Скучающие дети, особенно среднего и хорошего умственного развития, могут вызвать большие трудности у взрослых, не готовых серьезно задуматься над тем, что требуется таким детям. Целесообразно использовать карточку развития, описанную в гл. 3. Это подскажет, какие занятия и уровень трудности понравится детям.
Неспособность играть или ограничения в игре.
Нехватку опыта игры, проблемы слабой концентрации внимания и недовольство взрослых ребенком с ограниченным интересом к игре можно преодолеть с помощью наблюдения. Важно выяснить, как ребенок играет, каковы его даже самые ограниченные интересы. Если взрослый готов учитывать способности и интересы детей, можно, например, любителям футбола и других игр на воздухе разрешить продлить данную игру.
Машины можно не только катать со звуками "Р-р-р", но и использовать в процессе других занятий - строительстве, рисовании и фантазийных играх. Игра во дворе будет ущербной, если дети только носятся на велосипедах. Ведь есть много путей активного обучения, для этого взрослым стоит только применить свое воображение.[п. 19; с. 8]
Отражение чувств через игру.
При переживании сильных эмоций и нехватке времени детское недовольство, подавленность, гнев и другие чувства могут возбуждаться по поводу событий, которые взрослым кажутся пустяками. Бывает, что взрослый уверен, что эмоциональный всплеск быстро пройдет и не станет долгосрочной проблемой. Однако, есть дети, у которых эмоциональные порывы очень часты. Таким детям надо помогать изливать чувства, и необязательно избранным ими способом.
Одно из рациональных средств - побудить ребенка к игре, дающей выход эмоциям.
Детей порой мучает сила собственных эмоций, их чувства нуждаются в выходе. Неразумно подавлять эмоции полностью - самое лучшее - помочь ребенку выразить их безвредным для себя и окружающих способом. Можно побудить его рассказать, что он переживает, простыми вопросами, типа: "Ты чувствуешь себя несчастным?" или "Ты сердишься? А на что Ты сердишься?" Ребенку нужна поддержка для того, чтобы он получил возможность высказать, что он сердится на товарища, или выразить тому свой гнев. Тогда ему не понадобится пускать в ход руки. Энергичные меры, порой помогают детям, борющимся с чувством гнева. Для его излияния можно пнуть, или швырнуть игрушку. Иногда успокоение приходит, когда ребенок поколотит пуфик, или накричит на машинку, книжку.
Дети часто выражают свои заботы через фантазийную игру. Для этого годятся куклы, мишки, игрушки бытового характера и пр. Часто внимательно слушающий, или участвующий в игре взрослый, при посредстве кукол выясняет озабоченность малыша домашними неладами, страхом перед другими детьми, или мыслями о чем-то особенном. Это помогает взрослым разобраться в детских чувствах и найти способ им помочь.
Фантазийная игра может служить хорошим средством, чтобы утешить ребенка, например, трехлетний мальчик бывает очень сконфужен тем, что мочится в постель, выражал мне чувства, когда мы укладывали в кровать мишку, он взял простынку и подушку и сказал, что мишка обмочил их ночью. Малыш был успокоен моими замечаниями: "Ничего, мы положим простынку в стиральную машину" и "У всех что-нибудь да случается".
Таким же образом ребенок может преодолеть прошлые страхи. Трехлетняя девочка попала в автокатастрофу. Она была потрясена хоть и не пострадала физически. Целыми неделями девочка снова и снова играла в аварию своими машинами, пока воспоминания не перестали тревожить ее.
В фантазийной игре дети располагают всей властью и силой, которых лишены в реальной жизни. Они командуют куклами и мишками, как взрослые ими. Они могут грубо обращаться с игрушечной обезьянкой, как им хотелось бы обращаться с надоевшими детьми в группе. Но с ними они сдерживаются.
Играя в больницу или зубной кабинет, дети выражают страх или непонимание, которые не показывают окружающим их взрослым. С такими страхами они могут справиться исключительно через игру, но и взрослым надо стараться утешить ребенка или объяснить непонятное. Это можно сделать, подключившись к игре или поговорив с ребенком по другому поводу, например, взяв в качестве отправной точки соответствующую моменту книгу.
Ответственность за благополучие и развитие детей - хлопотное и порой трудная задача. Это трудная работа, но она приносит удовлетворение.
1.5. Развивающие игры и их условия.
К началу дошкольного возраста ребенок уже обладает определенным жизненным опытом, который пока что недостаточно осознан и представляет собой скорее потенциальные способности, чем сложившуюся способность реализовывать умения в своей деятельности. Задача воспитания заключается как раз в том, чтобы, опираясь на эти потенциальные возможности, продвинуть вперед сознание малыша, положить начало полноценной внутренней жизни.
Как же решить эту задачу в условиях общественного дошкольного воспитания?
Пытаясь ответить на этот вопрос, остановимся на некоторых принципиальных положениях, лежащих в основе предложенной системы игр.
Прежде всего развивающие игры представляют собой совместную деятельность детей со взрослым. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит их с содержанием.
Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра не возможна, является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры - организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил.
В любой игре содержится два типа правил - правила действия и правила общения с партнерами. Правила действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве (темп, последовательность и т.д.)