Файл: Теория и методика подвижных игр (Теоретическая предпосылка развития игры.).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава1. Теоретическая предпосылка развития игры.
1.1. Игра - творческий процесс
1.3. Психологическая характеристика игровой деятельности.
1.5. Развивающие игры и их условия.
Глава 2. Проявление предметной и игровой деятельности.
2.1. Предметная деятельность и игра.
2.2. Игра в художественно-творческой деятельности.
2.3. Роль игры в воспитании дошкольника.
2.4. Анализ игровой деятельности
2.5. Игрушка и ее значение в игровом процессе.
3.1. Игровой опыт, как практическое определение уровня воспитанности и личностного развития детей
3.2. Описание эффективности использования игр в процессе обучения.
2.4. Анализ игровой деятельности
Анализ игровой деятельности дошкольного учреждения «Лучик» показывает, что игра, есть отражение ребенком его мира:
- Во - первых в играх ребенка отчетливо выступает руководящая роль взрослых. Взрослые "обыгрывают" игрушку. Подражая им, ребенок начинает играть самостоятельно. Затем инициатива организации игры переходит к ребенку. Но и на этом этапе руководящая роль взрослых остается;
- С развитием ребенка игра изменяется.
- Более сложными являются конструктивные игры. В них ребенок что-то создает: строит дом, печет пирожки. В конструктивных играх дети осмысливают назначение предметов и их взаимодействие;
- Функциональные и конструктивные игры относятся к разряду манипулятивных, в них ребенок осваивает окружающий предметный мир, воссоздает его в доступных для него формах;
- Отношения между людьми осмысливаются в сюжетных играх.
- Ребенок играет в " дочки - матери", в "магазин", принимая на себя определенную роль. Сюжетно - ролевые игры возникают в три - четыре года (вторая младшая группа). До этого возраста дети играют рядом, но не вместе;
- Сюжетно - ролевые игры предполагают коллективные отношения. Конечно, включение ребенка в коллективные игры зависит от условий воспитания;
- В коллективных сюжетных играх, которые к шести - семи годам становятся более длительными, дети следят за замыслом игры, за поведением товарищей. Постепенно в игры вводятся правила, накладывающие ограничения на поведение партнера.
Коллективная сюжетно - ролевая игра расширяет круг общения ребенка. Он привыкает подчиняться правилам, требованиям, которые к нему предъявляются в игре: он - то капитан корабля, то - его пассажир, то - зритель. Эти игры воспитываю чувство коллективизма и ответственности, уважение к товарищам по игре, приучают соблюдать правила и вырабатывают умение подчиняться им. Использование подходящей стратегии и тактики в сюжетной игре с детьми того или иного возраста позволит своевременно сформировать у них соответствующие игровые умения, сделает педагога желанным партнером в игре. В этом качестве он сможет влиять на тематику игры, на неблагополучные отношения между детьми, которые с трудом поддаются коррекции при прямом контакте.
2.4.1. Классификация игр.
Сюжетно - ролевые игры дошкольников.
Сюжет - действительность, которая отображается в игре в зависимости от сюжета игры подразделяются на следующие темы:
- труда;
- бытовые;
- с общей тематикой.
Длительность сюжетной игры:
в младшем дошкольном возрасте - младшая группа (10-15 мин.);
в среднем дошкольном возрасте – старшая группа (40-50 мин.);
в старшем дошкольном возрасте – подготовительная к школе группа (до нескольких часов).
В структуре ролевой игры выделяют компоненты:
- роли, которые исполняют дети в процессе игры;
- игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;
- игровое использование предметов, реально заменяются игровыми.
- отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.
Театрализованные игры:
Театрализованные игры - разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.
Театрализованные игры
- игры - игры на темы;
- драматизация - литературных произведений.
Игра драматизация - особенный вид деятельности детей дошкольного возраста. Драматизировать - изображать, разыгрывать в особах литературное произведение.
Длительность игры драматизации:
в младшем дошкольном возрасте - младшая группа (10 мин.);
в среднем дошкольном возрасте – старшая группа (20 мин.);
в старшем дошкольном возрасте – подготовительная к школе группа (до одного часа).
Строительно - конструктивные игры:
Строительно - конструктивные игры - разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.
Разновидности строительных материалов:
№ |
Виды материалов |
Примеры использования |
|
1 |
большой строительный материал, для возведения сооружений на полу. |
куб, цилиндр, параллелепипед и другие. |
|
2 |
настольный строительный материал. |
приблизительно те же формы, но меньшие размером. |
|
3 |
полуфабрикаты. |
наборы досок, арок, фронтонов и другие. |
|
4 |
конструкторы. |
усложненный строительный материал. |
|
Длительность строительно - конструктивных игр:
в младшем дошкольном возрасте - младшая группа (30 мин.);
в среднем дошкольном возрасте – старшая группа (до одного часа);
в старшем дошкольном возрасте – подготовительная к школе группа (от одного до двух часов).
Творческие игры:
Творческие игры - игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего.
Творческие игры, связанные с детским трудом - воспитывают интерес к труду, дети принимают в ней активное участие.
Умственное воспитание в творческой игре формирует фундаментальные психические процессы дошкольников (мышление, восприятие, память, воображение, речь).
Умственная активность в творческой игре связана с работой воображения, выбрать роль, вообразить, как действует человек, которому подражает, что говорит, как себя ведет. Открывает возможность для перехода мышления на новый уровень.
Систематическое воспитание способствует развитию художественных интересов, проявляются и развиваются способности к музыке, танцам.
Двигательная деятельность быстрое развитие осуществляемое в паре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям школьника.
Длительность творческих игр:
в младшем дошкольном возрасте - младшая группа (10-15 мин.);
в среднем дошкольном возрасте – старшая группа (15-20 мин.);
в старшем дошкольном возрасте – подготовительная к школе группа (20-40).
Показатели развитого игрового интереса по группам и длительности действия дошкольника в игре:
Диаграммы и вывод по ним
Группа детского сада |
Сюжетно- ролевые игры |
Театрализованные игры |
Строительно – конструктивные |
Творческие |
Младшая группа |
10-15 минут |
10 минут |
30 минут |
10-15 минут |
Средняя группа |
40-50 минут |
20 минут |
60 минут |
15-20 минут |
Подготовительная к школе группа |
60-120 минут |
60 минут |
60-120 минут |
20-40 минут |
Влияние воспитателя в дошкольном учреждении «Лучик» на игровую деятельность дошкольников:
- планомерная, педагогически активная организация практического опыта ребенка, на основе жизненных впечатлений он осваивает действия людей, назначения предметов;
- воспитатель организовывает обучающие игры, в процессе которых выделяет для детей главное в событиях, в которых берут участие или наблюдают;
- воспитатель меняет своевременно игровую среду, подбор игрушек и игрового материала, направляет на самостоятельное решение игровой задачи;
- в процессе игры воспитатель организовывает общение с детьми, создавая проблемные ситуации, не прямыми приемами влияет на замысел игры, развитие сюжета.
2.5. Игрушка и ее значение в игровом процессе.
Дети очень любят, когда взрослые (родители, родственники) играют вместе с ними. Имеется в виду в первую очередь очень подвижные, шумные игры и веселую возню. Раскачивание на согнутых ногах, приподнимание, подкидывание, карабканье на закорки, мнимая борьба на диване (с поддавками) приносят ребенку много радости, веселого возбуждения и физической тренированности.
Игра для ребенка - очень серьезное занятие. Взрослые должны видеть в игре малыша элементы подготовки к будущим трудовым процессам и соответственно направлять их, принимая в этом участие.
Необходимо позаботиться об игрушках, чтобы ребенку можно было организовать игру. Для детей в первую очередь нужны куклы, изображающие взрослых людей разных профессий, или персонажей из известных сказок. Для игры с куклой необходима подходящая по размеру мебель, посуда. Мягкие игрушки, изображающие животных. Машины и разнообразный транспорт. Механические заводные игрушки развивают интерес к технике.
Очень полезны разнообразные строительные наборы и конструкторы. Они открывают простор для ребячьей фантазии. Для детей старшего дошкольного возраста подходят наборы из большого количества деталей, которые соединяются между собой различными способами. Пользование таким набором дает ребенку навык завинчивания гаек, действий ключом.
Самые интересные игрушки у детей - самоделки. Особенно ценны они тогда, когда ребята сами вместе со взрослым, под его командой включаются в процесс изготовления самодельных игрушек. Это развивает их самостоятельность, воспитывает желание трудиться.
Для детей всех возрастов необходимы игрушки, способствующие развитию движений.
К ценным игрушкам для детей следует отнести те, которые развивают у них смекалку, изобретательность, ловкость, пробуждают творческие возможности.
Важно выработать у ребенка привычку беречь игрушку, аккуратно их складывать, убирая после игры. Желательно научить его делиться игрушками при игре со сверстниками, дарить игрушки, которые смастерил сам другим детям. Пусть ребенок почувствует радость того, что доставил удовольствие другому.
Оказывая детям помощь в организации игры нельзя подавлять их инициативу, навязывать свои идеи. Необходимо разумно сочетать контроль с предоставлением свободы и самостоятельности.
Народная дидактическия игрушка - игрушка, в которой отображена народная мудрость, веселая выдумка, желание порадовать, позабавить детей и вместе с тем чему-то научить. Народные дидактические игрушки, как и все русское народное искусство составляют национальное достояние народа - дар народа малым детям.
Особенно важно то, что в жизненном предметном содержании народной дидактической игрушки ясно и отчетливо выведен познавательный элемент, который вместе с тем забавляет и радует ребенка. Этим игрушка отличается от пособия, в котором познавательное содержание составляет основу и не допускает забавы, игры.
Внеся в группу дидактической игрушки, сделав их доступными для детей, нужно разрешить задачу, поддержать интерес к игрушке и вместе с тем переключить его от импульсивного влечения к захвату игрушки, перевести к игре с нею; детскую активность, как необычайно ценное и значимое качество, подчинить разумной деятельности направленной на выполнение какой-то небольшой, но требующей некоторого усилия и вместе с тем доступной задачи.
Используя игру, как средство умственного воспитания, в единстве с ним, воспитатель формирует взаимоотношение детей к игре.
Глава 3. Опытно - экспериментальная работа по эффективности использования игры как способ всестороннего развития дошкольников.
3.1. Игровой опыт, как практическое определение уровня воспитанности и личностного развития детей
В игре, как и в остальных видах деятельности, идет такой же процесс воспитания.
Изменение роли игры в дошкольном возрасте по сравнению с ранним детством связано в частности с тем, что в эти годы она начинает служить средством формирования и развития у ребенка многих полезных личностных качеств, в первую очередь тех, которые в силу ограниченности возрастных возможностей детей не могут активно формироваться в других более "взрослых" видах деятельности. Игра в этом случае выступает как подготовительный этап ребенка, как начало или проба в воспитании важных личностных свойств и как переходный момент к включению ребенка в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, общение и труд.