Файл: Теория и методика подвижных игр (Теоретическая предпосылка развития игры.).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава1. Теоретическая предпосылка развития игры.
1.1. Игра - творческий процесс
1.3. Психологическая характеристика игровой деятельности.
1.5. Развивающие игры и их условия.
Глава 2. Проявление предметной и игровой деятельности.
2.1. Предметная деятельность и игра.
2.2. Игра в художественно-творческой деятельности.
2.3. Роль игры в воспитании дошкольника.
2.4. Анализ игровой деятельности
2.5. Игрушка и ее значение в игровом процессе.
3.1. Игровой опыт, как практическое определение уровня воспитанности и личностного развития детей
3.2. Описание эффективности использования игр в процессе обучения.
Еще одна воспитательная функция игр дошкольников заключается в том, что они служат средством удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и развитию его мотивационной сферы. В игре появляются и закрепляются новые интересы, новые мотивы деятельности ребенка.
Переходы между игровой и трудовой деятельностью в дошкольном возрасте весьма условны, т.к. один вид деятельности у ребенка может незаметно перейти в другой и наоборот. Если воспитатель замечает, что в учении, общении, или труде у ребенка недостает тех или иных качеств личности, то в первую очередь нужно позаботиться об организации таких игр, где соответствующие качества могли бы проявиться и развиться. Если, например, некоторые качества личности ребенок хорошо обнаруживает в учении, общении и труде, то на базе этих качеств можно строить, создавать новые, более сложные игровые ситуации, продвигающие его развитие вперед.
Иногда элементы игры полезно вносить в само учение, общение и труд и использовать игру для воспитания, организуя по ее правилам данные виды деятельности. Не случайно педагоги, психологи рекомендуют проводить занятия с детьми 5-6-7 -летнего возраста в старших группах детского сада в полуигровой форме, в виде обучающих дидактических игр.
3.2. Описание эффективности использования игр в процессе обучения.
Опытно- экспериментальная работа по эффективности использования игр, как способ раскрытия творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развития у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Исследования уровня развития детей старшего дошкольного возраста.
Для определения уровня развития детей старшего дошкольного возраста мы использовали педагогическое наблюдение, беседы, изучения дошкольной документации и творческих работ дошкольников.
Для получения необходимых данных нами был проведен опрос. Мы исследовали составленные нами задачи, проводили беседы с детьми старшего дошкольного возраста.
Для определения уровня знаний детьми игр, мы использовали следующие критерии:
- объем знаний детьми считалок, мирилок, зазывалок;
- желаний играть в определенную игру и вносить свои творческие желания в этот процесс.
Выбор первого критерия был обусловлен тем, что чем больше объем знаний у детей и использования творческого подхода к процессу обучения детей, тем лучше будет проходить интеллектуальное развитие. Другой критерий был отобранный нами сюжет для выбора детьми творческих игр.
Выбранные нами критерии не могут быть универсальными, т.к. процесс интеллектуального развития детей глубоко индивидуален.
Программой педагогического исследования были задействованы дети детского сада п.Подюга «Лучик». Опрашивание мы проводили дважды. Первое - в ноябре 2009 года, было опрошено четырнадцать детей старшей группы, второе в марте 2010 года, было опрошено тридцать три ребенка старшей группы.
Основная цель опрашивания - раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей.
Первое задание, которое мы дали детям - это игра "Пишущая машинка".
Цель игры - развитие внимания - закрепить у детей знание о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности; показать, что в разных словах разное количество букв. Снятие психологического напряжения.
Каждому играющему присваивалось название буквы алфавита. Затем придумывалось слово или фраза. По сигналу дети начинали печатать: первая "буква" слова хлопает в ладоши, затем вторая и т.д. Когда слово целиком напечатано, все дети хлопают в ладоши.
Чтобы дети сумели выполнить это задание, мы проводили предварительную работу: - изучали буквы, проверяли звуки, изготовили наголовники с изображением букв. Были проведены предварительные похожие игры.
Вторым "заданием", которое мы предложили детям - игра "Будь внимателен!".
Цель игры - стимулирование внимания, регулирование поведения, выразительность движений.
Дети шагают по кругу. Затем ведущий произносит какое-либо слово и дети должны начать выполнять определенные действия: на слове "зайчики" - прыгать, на слове "лошадки" - ударять "копытом" об пол, "раки" - пятиться, "птицы" - бегать раскинув руки в стороны, "аист" - стоять на одной ноге.
Третьим заданием мы предложили детям инсценировать песню "Ходит арбуз по огороду".
Цель этого задания: определить уровень развития творческого представления у детей, умение выразительно исполнять движения, которые были свойственны данному персонажу. Чтобы дети смогли выполнить это задание мы провели предварительную работу: заранее выучили песню, изготовили наголовники для детей, выбрали, кто из детей будет выполнять роль овощей. Проанализировали характер песни, какой должен быть каждый из персонажей.
Четвертым заданием, которое мы предложили детям, была игра "Доброе слово".
Цель игры - коррекция нежелательных черт характера поведения детей. Развитие познавательной сферы психики. Снижение психического напряжения.
Дети сидят в кругу. Каждый по очереди говорит что-то приятное о своем соседе. Условие: говорящий смотрит в глаза тому, о ком говорит.
Пятое задание, которое мы предложили детям - игра "Назови как можно больше отличий".
Цель игры - закрепление и расширение полученных ранее сведений, развитие воображения, умение видеть характерные признаки предметов, сравнивать.
Детям предлагают разные пары картинок, но с одинаковым количеством признаков отличия и в другой столько же. Названные детьми различия фиксируются. При дальнейшем использовании ограничение времени поиска до двух- трех минут.
Таким образом, мы пришли к выводу, что уровень развития игровых навыков, у детей старшей группы можно считать хорошим.
Результаты экспериментальной проверки эффективности использования упражнений и творческих заданий, как условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Повторное опрашивание проводилось в марте 2010 года в детском саду «Лучик» п.Подюга, в котором брали участие две старшие группы 33 ребенка.
Это опрашивание показало изменения, которые произошли в процессе творческих способностей детей в группе. Ответы детей старшей группы совпадают с данными, полученными в ноябре 2009 года.
Анализируя результаты ответов старшей группы на первое задание "Назови как можно больше отличий" мы выяснили, что из семнадцати детей, четырнадцать выполнили с удовольствием задание, находили отличия до десяти признаков не более чем за три минуты. Только трое детей выполняли задание без энтузиазма. Поэтому отстали во времени, но с заданием справились.
Проанализировав, мы пришли к выводу, что предложенные задания были выполнены лучше старшей группой, чем подготовительной группой.
Таким образом, данные повторного опрашивания проведенного в марте 2010 года показывает, что развитие творческих способностей старшей (экспериментальной) группы, сравнительно с (подготовительной к школе группе) контрольной группой можно считать отличными.
Вывод по 2 и 3 главе:
Выводы - все качества, свойства личности формируются в активной деятельности в тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие.
Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.
Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения.
Данные нашего исследования показали, что процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом. Под руководством мы понимаем процесс, в котором используются такие методы и приемы, которые бы содействовали лучшему развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Педагогическое руководство процессом развития творческих способностей детей мы осуществляли с помощью творческих упражнений и заданий. Практическая ценность работы лежит в выполнении уровня развития способностей детей и проверке эффективного применения творческих упражнений, и задач на практике.
Практическое применение творческих заданий в экспериментальной группе благоприятствовало появлению позитивных тенденций в этом процессе. У детей улучшилось творческое представление, фантазия, память. Они могут самостоятельно играть, инсценировать…
Данные нашего эксперимента могут быть использованы в обучающее-воспитательной работе воспитателями и студентами-практикантами.
Используемая литература:
- Агаева Е. Л. и др. "Чего на свете не бывает?". М.: Просвещение , 1991.
- Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Психологическая наука школе. Просвещение, 1997.
- Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М. изд-во Моск. ун-та, 1990.
- Богославский В. В. и др. Общая психология. М. Просвещение, 1981.
- Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М. Просвещение 1991.
- Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1983.
- Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. М. Просвещение. 1981
- Гаспарова Е. М. Дошкольное воспитание. 1984.
- Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М. Просвещение, 1988.
- Здоровье всей семьи. Полная энциклопедия для всех и для каждого/сост. Г.А.Лапис.-СПб.:ИД «ВЕСЬ», 2003.
- Зик К. Ребенок и его мир. М. Просвещение 1985.
- Кандибур Г. Р. Развитие интеллектуальных способностей у детей 4-12 лет. Днепропетровск 1997г.
- Логинова В. И. и др. Дошкольная педагогика. М. Просвещение.1988
- Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите играя. М. Просвещение, 1983
- Менджрицкая Д. В. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1982.
- Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М. Просвещение, 1991.
- Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждения. М. Просвещение 1986.
- Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания/Под ред. А.Я. Варги.- М.:ОГИ; Фонд научных исследований «Прагроматика культуры», 2006.
- Уронтаева Г. Дошкольное воспитание. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников. 1992
- Эльконин Д. Б. Психология игры М. Просвещение 1987.