Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 3
В Западной Европе к X-XII вв. каролингский минускул значительно изменился. Буквы сжались, округлые очертания приобрели угловатые ломаные формы и постепенно превратились в шрифт, который называется теперь готическим. Этот шрифт вытеснил каролингский минускул. С XVI в., в эпоху Возрождения, начался обратный процесс - готический шрифт вытеснен гуманистической антиквой, возникшей из каролингского минускула и давшей начало современному латинскому шрифту.
Рукописные книги в основном были богато иллюстрированы и украшены декоративными элементами. Средневековая считалась предметом роскоши книга и представляла собой произведение искусства. Иллюстрированные книги называются иллюминированными, а изображения носят название миниатюры. Слово “миниатюра” произошло от латинского названия красной минеральной краски — киновари (minium). Выполнялась миниатюра клеевыми гуашью, красками, серебром или золотом. Иллюминированная рукопись была как драгоценность. Предназначена она была для монастырей, храмов, знатных и богатых заказчиков, и должна была подходить великолепию, которым церковь и верхушка общества окружали себя.,
С развитием мануфактуры и появлением бумажных средств передачи письма, развились и средства передачи письма. Переписывание не смогло удовлетворить спрос на появившиеся книги, и подоспевшая индустриализация помогла решить эту проблему.
Появление машин, печатающих книги, обусловлено самим временем. В многих странах, примерно в одно и то же время, появились специальные глиняные таблички, на которых вытесался текст, с помощью специальных средств. В России например, их называли «молото» и «тесало». Затем, табличка окуналась в чернила, и делался оттиск. Так появились первые печатные издания.
Индустриализация коснулась и производства книг. Бумага, выходившая из мануфактурных цехов, была уже на много мягче и тоньше, и давала больше возможностей для начертания. Шрифт стал более округлым, приобрёл разные элементы в виде завитушек, надстрочных и подстрочных элементов.
Модернизация книгопечатанья совпала с общими изменениями в технологиях производства бумаги. Ближе к XVIII веку книга всё ещё была признаком богатства, и всячески украшалась.
Революция в образовании породила необходимость в книгах, доступных всем и каждому. Ходившие в средние века среди простого люда «кватры» и «полушки» не могут обеспечить всех желающих обучаться. Поэтому, стали появляется полномасштабные книги для простого народа, которые были исполнены самым простым шрифтом, и не пестрели яркими картинами, богатым оформлением и драгоценностями.
Политика общедоступности книги получила своё развитие в XXм веке. В книгах перестали использовать инициалы, орнамент на полях, декоративные рамки, маленькие картинки и украшения текста, самостоятельные картины на целую страницу, которые были элементами декоративного оформления средневековой рукописной книги. Украшение книги минимизировалось, и остались лишь картинки по теме текста.
Средства печати модернизировались и из ручных станков, состоящих их огромных, как правило, глиняных или каменных плит, на которых наносился текст, а затем оттеснялся, станки стали механизированными. Огромные плиты превратились в небольшие, лёгкие листы с набором букв, который можно было менять.
Современное книгопечатанье ушло вперёд от этих древних технологий огромными шагами. Современные станки полностью электрифицированы и подчинены компьютеру. Верстка книги происходит так же с помощью компьютера.
Влияние технологий на шрифт и типографику.
Технологии появлялись и развивались, непосредственно влияя на шрифт и типографику. Появление новых видов красок позволило сделать типографику более выразительней. Цвета и формы типографики зависили полностью от материала и средств производства. Типографика - это графическое оформление печатного текста с помощью набора и верстки, создание облика произведения печати. Типографикой занимаются многие люди, например: наборщики и печатники, редакторы и авторы, технические и художественные редакторы, каллиграфы, художники книги и художники шрифтов. Художник-типограф занимается созданием печатной продукции, литеры, клише, политипажами и наборными линейки и становится составителем художественного языка. Типограф, как посредник между автором и читателем, помогает через печатную форму передать содержание книги более полно. Он выбирает шрифт, устанавливает форматы, набирает и верстает, то есть. компонует готовые буквы, слова, куски текста, линейки относительно друг друга и относительно колонки, страницы, листа.
Появление профессии типографа связано с развитием книгопечати и широким распространением книги, появлением афиш, рекламы, вывесок. Своими корнями художественно-типографическое мышление уходит к временам рукописной книги, с которой связан большой опыт целесообразного и красивого размещения текста на плоскости листа. С середины 15 века венецианские типографы, такие как Николай Йенсон и Альд Мануций, дают печатной книге свой специфический облик: в качестве текстового шрифта используется антиква, строго выдерживаются принцип выключки строк, равномерность интерлиньяжа, абзацный отступ как средство членения текста. В начале 16 в. шрифтовая палитра типографики обогащается курсивом, впервые награвированным Франческо да Болонья и введенным в обиход Альдом Мануцием. В 1970-80 гг. расцвет американского экспрессионизма породил X. Любалин, Э. Пеколик, М. Виньелли и других внесших в графическую структуру изданий своего рода игровое начало, визуальное общение с читателем, дали импульс развитию фигуративной типографики, в которой буква может оказаться изображением предмета, а изображение - буквой. Большую роль в разработке шрифтов и в объединении проектировщиков шрифтов сыграла Международная шрифтовая корпорация (ITC), основанная в 1970 в Нью-Йорке X. Любалиным и А. Бернсом.