Файл: Программа социальной защиты и правовая база (Факультет: юриспруденция).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В России разработана программа социальной защиты, которая включает в себя:
комплексный анализ уровня социальных и экономических условий жизни нуждающихся в поддержке групп населения;
организацию пенсионного обеспечения граждан, в том числе создание негосударственной системы пенсионного обеспечения;
разработку мероприятий по материально-бытовому обслуживанию нетрудоспособных и иных нуждающихся в защите граждан;
создание адресной, дифференцированной системы поддержки на государственной и благотворительной основе;
организацию и внедрение новых форм и видов натуральной помощи, гуманитарной, технической, экстремальной помощи.
Уровень социальной защиты зависит от степени экономического развития страны и ее правовой основы.
Основой деятельности по реализации программы социальной защиты населения являются Законы Российской Федерации:

Основная часть


«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
«О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
«О социальной защите инвалидов в РФ»;
«Об основах социального обслуживания населения в РФ»;
«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».


Специфика социальной защиты населения на современном этапе обусловливается
тем, что социальная политика, проводимая государством, требует новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных по оказанию населению необходимого комплекса социальных услуг. Одним из основных звеньев социальной защиты является система социального обслуживания.

под социальной защитой подразумевается забота государства и общества о гражданах, нуждающихся в помощи и содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования.

 В контексте темы настоящего пособия речь идет о социальной защите пострадавших от чрезвычайных ситуаций.
Возмещение ущерба жизни и здоровью, причиненного последствиями ЧС, осуществляется в рамках упоминаемого ранее Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Правовой институт обязательств из-за причинения вреда состоит из правовых норм, включенных в Гражданский кодекс Российской Федерации. Кроме того, Воздушный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и другие акты предусматривают специальные положения об ответственности за причинение вреда. Такие случаи ответственности содержатся также в Правилах возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.
В названном Федеральном законе в наиболее общем виде отражены права граждан России в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с этим законом они имеют право:



на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Рос-сийской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных си-туаций;
быть информированным о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;


на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
на пенсионное обеспечение в случае потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
Для реализации этих прав, претворения в жизнь мер социальной защиты очень важно иметь ясное представление ответственности за причинение вреда, вины, объема и характера ответственности, за возмещение вреда, в том числе морального.
К условиям ответственности за причинение вреда относятся: 1) наступление вреда; 2) противоправность поведения причинителя вреда; 3) причинная связь между противоправным поведением причинителя и вредом; 4) вина причинителя вреда.
Противоправность поведения состоит в том, что причинитель вреда совершает определенные действия или в некоторых случаях, наоборот, бездействует в противоречии с предписаниями закона или иных правовых актов.
Вина причинителя вреда. Особенности вины во внедоговорных обязательствах касаются прежде всего ее значения при привлечении к ответственности, а также применения самого принципа ответственности за вину. Достаточно отметить, что по некоторым обязательствам из причинения вреда ответственность наступает независимо от вины. Причинивший вред освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Лицо, возместившее причиненный другим лицом вред, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом. Например, органы государственного социального страхования и социального обеспечения вправе предъявить регрессные требования к причинителю вреда в случае выплаты этими органами пособия или пенсии потерпевшему.


Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационных средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям.
Целью деятельности организаций в системе социальной защиты населения является установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи людей жизненными благами, нормализовать социально-психологические отношения между ними и обществом.
В структуре реализации механизмов системы социальной помощи выделяется два уровня: законодательный и исполнительный, компетенция которых определяется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровне. Важнейшим условием создания эффективной системы социальной защиты населения является деятельность органов социальной защиты на федеральном уровне, уровне региона или местном уровне, трудового коллектива и негосударственных общественных организаций.
С одной стороны, социальная защита - одно из главных условий реальности правового статуса личности в государстве. Это условие предполагает конституционные полномочия граждан по защите своих прав и свобод.
Основные конституционные полномочия граждан России закреплены Декларацией прав и свобод человека и гражданина и Конституцией РФ. Они включают: право защищать свои права и свободы всеми способами, не противоречащими закону; право требовать судебной защиты от всех, кто посягает на гарантированные гражданину права и свободы; право обжаловать в суд любые действия государственных органов, общественных организаций, должностных лиц, связанные с нарушением закона, превышением полномочий; право на возмещение государством ущерба всякого рода, причиненного незаконными действиями государственных органов и должностных лиц при исполнении служебных обязанностей.


Другой стороной социальной защиты является предоставление трудоспособным гражданам равных условий для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства. Нетрудоспособным гражданам и социально уязвимым слоям населения (детям, учащейся молодежи, инвалидам, пенсионерам, молодым, неполным и многодетным семьям, безработным) - государство, в лице органов социальной защиты, предоставляет преимущества в пользовании общественными фондами потребления или прямой материальной поддержкой в виде пособий, стипендий, различных выплат, в снижении налогов.


Категории населения, которым предоставляется социальная защита:

Ветераны
Инвалиды Великой Отечественной Войны (ВОВ)
Участники ВОВ, имеющие группу инвалидности (общие заболевания, трудовые увечья) и без группы инвалидности.
Несовершеннолетние узники фашистских лагерей, имеющие группу инвалидности и не имеющие группу инвалидности.
Участники боевых действий на территории других государств - инвалиды (ранение, контузия)

 Инвалиды I, II и Ш группы.
Лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» (без группы инвалидности)
Ветераны боевых действий.
Лица, обслуживавшие воинские части на территории других государств в период боевых действий и получившие ранение, контузию, либо награжденные медалями.
Лица, направлявшиеся на работу в Афганистан.
Другие ветераны ВОВ
Военнослужащие действующей армии в 1944-45гг., прослужившие не менее 6 месяцев.
Лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда". Из них - Инвалиды вследствие общего заболевания, трудовые увечья.
Лица, работавшие на объектах ПВО, и других военных объектах.
Лица, работавшие в тылу 1944-45гг. не менее 6-месяцев, либо награжденные за труд в ВОВ.
Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ, участников ВОВ и ветеранов боевых действий.
Ветераны труда, военной службы, государственной службы.
Инвалиды
Дети-инвалиды
Дети-инвалиды дошкольного возраста
Дети-инвалиды, состояние здоровья которых исключает воспитание, обучение
Дети-инвалиды, достигшие возраста 5 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания - сироты и лишенные попечения родителей.
Инвалиды I, II, III групп
Инвалиды I группы, в том числе впервые признанные.
Инвалиды II группы, в том числе неработающие и работающие.
Инвалиды III группы и признанные безработными.
Другие категории инвалидов
Инвалиды, помещаемые в стационарные учреждения социального типа, и находящиеся в стационарном учреждении социального типа.
Учащиеся инвалиды.
Инвалиды, нуждающиеся в постоянном уходе.
Неработающие и работающие инвалиды.
Лица, пострадавшие в результате радиационных катастроф
Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь.
Граждане, ставшие инвалидами после аварии 1986 г. на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС).
Ликвидаторы 1986-1987 г.г. и 1988 -1999 гг.
Граждане, занятые на работах в зоне отчуждения.
Эвакуированные, переселённые, выехавшие граждане.
Граждане, занятые на работах в зоне отселения.
Дети семей, пострадавших от аварии на ЧАЭС.
Пострадавшие от аварии на ПО "Маяк" в 1957 г.
Граждане из подразделения особого риска.
Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Семьи
Многодетные семьи.
Семьи погибших военнослужащих.
Семьи разыскиваемых родителей.
Семьи несовершеннолетних родителей.
Семьи с опекаемыми детьми.
Семьи одиноких матерей.
Семьи чернобыльцев.
Другие категории граждан
Герои Советского Союза, Полные кавалеры ордена Славы, Герои социалистического труда, Полные кавалеры ордена Трудовой Славы.
Несовершеннолетние узники фашистских лагерей.
Реабилитированные, пострадавшие от политических репрессий.
Деятельность Управления социальной защиты свердловской области базируется на областном законе "Об адресной социальной помощи", который вступил в действие с января 1995 года.


С принятием закона Правительством области был разработан и механизм его исполнения. Было принято постановление от 14.03.95 № 124 "О мерах по реализации Областного закона "Об адресной социальной помощи", установлены размеры социального пособия.
Одновременно были сформированы нормативно-правовая база и методическое обеспечение работы социальных служб, подготовлены программа финансирования реализации мероприятий Закона по территориям области, Положение об отделе социальной помощи в местных органах социальной защиты, должностные инструкции специалистов по адресной помощи.
Финансирование программ адресной помощи на год осуществляется поквартально, в соответствии с постановлениями Правительства области, которыми утверждаются величины прожиточного минимума для определенных Законом категорий населения, и устанавливается размер социального пособия по категориям получателей.
Адресная социальная помощь в соответствии с Законом строится на следующих принципах:


преимущественно государственный характер адресной социальной помощи;
дифференциация форм адресной помощи в зависимости от материального положения, возраста, состояния трудоспособности;
сочетание заявительного подхода при оказании адресной социальной помощи с предоставлением ее по инициативе органов социальной защиты;
оказание адресной помощи путем предоставления социальных услуг, натуральных выдач, выплаты социальных пособий, развитие сети специализированных учреждений, оказывающих адресную социальную помощь.
Для малоимущих граждан, семей с детьми предоставляется, в основном, денежная социальная помощь в виде ежемесячных доплат к государственным пенсиям и пособиям. Однако сложное финансовое положение в области вынуждает прибегать к натуральной помощи в виде набора продуктов питания, одежды, обуви, лекарств, оп латы топлива, коммунальных услуг.


Социальная помощь может быть предоставлена тем категориям граждан (семей), которые хотя и имеют доход, превышающий установленный прожиточный минимум, но являются либо одинокими пенсионерами и требуют постоянного ухода, либо имеют специфические потребности (дети-инвалиды, дети-сироты, опекунские семьи и т.п.).
Этим гражданам и семьям по усмотрению местных органов самоуправления может быть предоставлено полное или частичное освобождение от платы за содержание детей в дошкольных учреждениях, за покупку лекарств, приобретение путевок в лечебно-
оздоровительные учреждения, бесплатное юридическое обслуживание и социально- психологическая помощь, и другие виды помощи, исходя из финансовых возможностей.
В области получили широкое развитие организации и учреждения, занимающиеся адресной социальной помощью в различных формах. Это закреплено в Областном законе "О статусе областных государственных и муниципальных учреждений социальной сферы в Свердловской области", принятом в январе 1997 года.
Сейчас в области функционирует широкий спектр различных учреждений адресной социальной помощи: