Файл: Обучение грамматике (По дисциплине «Лингводидактика»).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения о грамматике. Понятие грамматики как науки
Понятие грамматической структуры и грамматического значения
Место грамматики при обучении иностранному языку
Формирование грамматического навыка
Методы обучения иностранным языкам
Повышение мотивации к изучению грамматики
Игровые приемы обучения грамматике, повышающие мотивацию учащихся
Введение
Английский – один из наиболее широко распространенных языков на Земле. 325 миллионов людей используют английский язык как родной и примерно 300 миллионов — как второй язык, для бизнеса и образования.
Одной из главных задач обучения иностранному языку в школе является решение такой важной проблемы, как развитие самостоятельной работы учащихся, ориентирование их на активное творческое усвоение материала, умение логично мыслить, оперативно принимать самостоятельные решения.
Грамматика является той областью языка, где наиболее четко проявляется уровень владения вышеназванными умениями. Грамматика является также структурой языка и превращает его в речь. Изучение грамматического аспекта неизбежно при овладении иностранным языком. Но, в свою очередь, усвоение грамматики любого языка вызывает много трудностей, которые усугубляются грамматическими терминами, правилами и бесконечным числом исключений. Все это обычно не вызывает восторга у большинства учащихся учебных заведений.
Главная цель обучения иностранному языку – формирование умения учащихся пользоваться им как многофункциональным средством общения. Следовательно, каждый учитель должен стремиться к достижению грамматической правильности речи учащихся.
Общие положения о грамматике. Понятие грамматики как науки
Согласно статье Ж. Л. Витлина «Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков» (ИЯШ, 2000, № 5), ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных обсуждений и дискуссий, как грамматика. Автор данной статьи [3], считает, что в понятие «грамматика» включаются разные разделы науки о языке, например, такие, как словообразование и фонетика, а также орфография, элементы лексикологии, фразеологии и стилистики.
Е. И. Пассов в своей книге «Основы методики обучения иностранным языкам» (Изд-во «Русский язык», 1998), выделяет другое определение грамматики. Методист говорит, что грамматика – это строй языка и наука об этом строе.
В свою очередь, Р. К. Миньяр-Белоручев [9], считает, что грамматика является структурой языка и превращает его в речь.
Penny Ur в книге «A Coursein Language Teaching» (CUP, 1996) определяет грамматику как способ постановки слов с целью получения правильного предложения. Это, как мы можем видеть, упрощенное определение, но оно является хорошим отправным пунктом и легким путем объяснить его учащимся. Таким о6раэом, в английском языке предложение- I am a teacher является грамматически правильным, а предложение – I а teacher или I аге а teacher - нет.
Мы можем, однако, применить термин «грамматический» для меньших единиц, чем предложения. Сказанная или написанная короткая фраза может - быть грамматически приемлемой или неприемлемой: a tall woman звучит правильно, а - а woman tall- нет. То же самое может быть и со словами: сравним- went и gоеd. Далее, грамматически правильным может быть не только слово, но и его часть, например: суффикс – еd указывает на прошедшее время правильных глаголов в английском, или окончание the-s показатель множественного числа существительных. Слова в действительности могут менять свое написание и произношение в определенном грамматическом контексте: в английском это: например, форма неправильных глаголов в прошедшем времени и более общее множественное число в арабском.
Следуя из вышесказанного, можно сделать вывод, что однозначного определения грамматики не существует. Рассмотрим грамматическое значение и грамматический навык, как составляющие грамматики.
Понятие грамматической структуры и грамматического значения
Известно, что Penny Ur [18], раскрывает грамматическую структуру как специфический пример грамматики. Примером грамматической структуры будут: Past tense, the comparison of adjectives, nouns рluгаls (прошедшее время, степени сравнения прилагательных, множественное число существительных) и так далее. Не все языки, конечно, имеют одинаковые структуры: английский глагол имеет аспекты такие как, например - употребление в the progressive: (she is going), которые многие другие языки не имеют; в немецком, например, существуют мужской, женский и средний рода, которых нет в английском языке. Все эти расхождения вызывают много проблем у учащихся, хотя насколько тяжелы будут эти проблемы, достаточно трудно предсказать, даже если ты знаком с родным языком учащихся. Иногда структуры, которые на первый взгляд кажутся странными, на удивление легко осваиваются, и наоборот.
Согласно Penny Ur [18], грамматика влияет не только на то, как единицы языка сочетаются, чтобы быть правильными, но и на их грамматическое значение. Обучение грамматическому значению пренебрегается во многих учебниках по иностранному языку, внимание уделяется лишь правильности грамматической структуры. Необходимо не только знать и понимать, например, времена глаголов, но и знать какая разница в значении образуется при употреблении одного времени в разных ситуациях. У изучающих иностранный язык очень часто возникают трудности в изучении грамматического значения тех или иных грамматических структур.
Значение грамматических структур очень сложно изучить.
Место грамматики при обучении иностранному языку
Реnnу Ur [18] пишет: «Место грамматики в изучении иностранного языка спорно. Большинство людей согласны, что знание языка это, прежде всего знание грамматики, но это знание может быть интуитивным (если это наш родной язык) и совсем необязательно учить её структуры и формы»
Pеnnу Ur [18] считает, что «…ученик может встретить с большим удовольствием желаемые формулировки в учебниках, чем в дискуссиях в классе…»
Здесь автор говорит, что лучше всего изучать грамматику индивидуально и независимо, чем в классе. Интересно то, что автор не дает причин, по которым изучение грамматике происходит лучше вне класса.
Penny Ur [18]: «Очевидно, что новый язык отпечатывается в умах учеников в виде модели в течение долгого коммуникативного использования, которую преподаватели иностранного языка рассматривают как двойственный процесс приобретения и изучения. Грамматика, рассматриваемая как путешествие сквозь открытия в моделях языка, скинула с себя ярлык странного слова».
Penny Ur [18] говорит: «Здесь автор пытается убедить в полезности грамматики для эффективного изучения языка. Он так же говорит о том, что грамматика может быть интересной сама по себе в противопоставлении традиционному пониманию грамматики, которая описывается как что-то странное. Penny Ur соглашается с этой точкой зрения, хотя не все ученики смогут найти грамматику таким уж интересным аспектом в изучении языка».
В 1622 году Joseph Webb, [17] педагог и автор многих книг, написал: «Ни один человек не может выучить язык, который стеснен... грамматическими конструкциями». Он утверждал, что грамматике можно научиться через простое общение – «Упражнения по чтению, письму и говорению, т. е. все грамматические правила и конструкции будут невольно запомнены нами». Joseph Webb был одним из первых учителей, кто обратился к вопросу ценности грамматических инструкций, но, конечно же, не последний. Фактически ни одна другая тема не привлекла к себе столько теоретиков и практиков, как грамматический вопрос. История преподавания языка это, по существу, история борьбы «За» и «Против» преподавания грамматики. Различия в отношении к роли грамматики подкрепляются различиями в методах преподавания, учителями и учениками. Имеется огромное количество мнений, и эти мнения часто не идут на компромисс. Вот некоторые из них:
«Нет сомнений, что знание грамматических правил необходимо для освоения языка» (Penny Ur); «Эффект от преподавания грамматики проявляется во второстепенности и слабости» (Stephen Krashen); «Глубокое знание грамматики необходимо, детям, которые собираются использовать английский язык креативно» (Tom Hutchinson);«Грамматика не очень важна. В большинстве языков грамматика очень сложная. Английский же язык содержит мало грамматики и поэтому не слишком важно понимать ее» (Из публикаций Лондонской языковой школы).
В монографии Scott Thornbury «How to teach grammar» (Longman, 1999), рассматриваются аргументы постановки грамматики на передний план в изучении иностранного языка. Здесь приведены пять из них:
1. Аргумент конструкции предложения.
Изучение единиц языка, например, слов и фраз, должно входить в процесс изучения языка. Но существует лимит единиц, которые человек может сохранять в памяти и воспроизводить. Даже разговорник путешественника ограничен своей полезностью для трех недельного отдыха и тут возникает вопрос, что нам нужно подучить те или иные модели и правила, чтобы произвести новые предложения. Таким образом, грамматика обеспечивает, удовлетворяет потребность ученика в производстве новых предложений. Число предложений ограничивается только вокабуляром. Грамматика- это способ создания предложений.
2. Смысловой аргумент
Цель грамматики в том, чтобы более точно понять значение той или
иной фразы.
3. Аргумент самостоятельного изучения языка.
Возможно, что высоко мотивированный ученик, особенно одаренный в языке, может достичь должного уровня, т. е. умения без какого-либо формального образования. Но чаще всего умение вырабатывается только тогда, когда ученика сопровождают.
Исследования показывают, что ученики, которых не сопровождают в овладении языком, часто теряются. Это совсем не значит, что нужно использовать формальные уроки – ученик, в принципе, сам может, изучать язык. Вот пример из автобиографической новеллы Christopher Ishеrwood «Christopher and his Кind»:
«Хамфрей вдруг произнес: «Твой немецкий - великолепен. Скажи мне. Почему ты не используешь сослагательное наклонение?» Кристофер должен был признать, что не знает, как построить такое предложение. В то время когда он изучал немецкий, он выпустил сослагательное наклонение из программы, чтобы разобраться с этим позже. Потом это стало абсолютно не важно. К тому времени он мог прыгать по языку как проворный мальчишка на одной ноге. Но сейчас Кристофер сделал себя просто мастером, в сослагательном наклонении. Вскоре он сказал так: «Я бы никогда не спросил себя, чтобы я сделал, если бы они были... »и т. д. и т. п. Хамфрей был очень удивлен»
4. Аргумент грамматических единиц
Scott Thornbury: «Язык, если смотреть на него со стороны, кажется гигантской, бесформенной массой, представленной огромной проблемой для учеников» [17] .
Грамматика представляет собой огромные блоки правил. Приведя язык в порядок, и организовав его в категории (которые иногда называют единицами грамматики) грамматики делают язык адаптированным для учеников. Единица грамматики - это любая часть грамматической системы, которая достаточно узко определяет форму, фокус урока или упражнения, например: The Present Continuous, the definite article, possessive pronouns, глаголы или предложения... Эти единицы могут разбиваться на подкатегории.
5. Правило
Грамматика- это система изучаемых правил. Это придает ей свойство передачи знаний в форме правил и законов.
Передача знаний в форме правил необходима в университетах и в классах с трудными детьми.
Из вышеуказанных аргументов, можно сделать вывод, что процесс обучения и изучения грамматики – это очень сложный процесс.
Для эффективного изучения грамматики, прежде всего, необходимо формирование грамматического навыка.
Понятие грамматического навыка
Согласно Е. И. Пассову [10], грамматический навык – синтезированное действие, совершаемое в навыковых параметрах.
Г. В. Рогова в книге «Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе» (Изд-во «Просвещение», 1998) понимает под грамматическим навыком говорения стабильно правильное и автоматизированное, коммуникативно-мотивированное использование грамматических явлений в устной речи.
Как в действии синтезированном, в грамматическом навыке можно выделить составляющие его более частные действия:
- выбор структуры, соответствующей данной ситуации;
- оформление грамматических единиц, которыми заполняется структура в соответствии с нормами данного языка и определенным временным параметром;
- оценка правильности и адекватности этих действий.
Е. И. Пассов [10] в грамматическом навыке выделяет два поднавыка:
а) поднавык выбора структуры,
б) поднавык оформления структуры.
Рассмотрим сначала поднавык выбора структуры. Начнем с примера. Если нас просят о чем-то, и мы хотим ответить отказом, то это может быть выражено различным образом:
Мне не хотелось бы этого делать, или Я не буду это делать, или Попроси кого-нибудь другого и так далее.
Е. И. Пассов [10] утверждает, что структуры в нашем сознании связаны с определенными коммуникативными задачами: для каждой задачи – функциональное гнездо структур; гнезда эти пересекаются. То, что говорящий выбирает какую-то определенную структуру и является функциональной стороной навыка.