Файл: Виды изданий по целевому назначению (Типологизация изданий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 804

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Издание — основной вид опубликованного, печатного, полиграфического документа. Это документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения. К изданиям могут быть причислены все документы, выпущенные по планам издательств или внепланово, на основе договоров с авторами, любыми способами полиграфической печати.

Издание — это документ, выполненный на бумаге. По печатной бумаге для различных способов печати различают издания на мелованной бумаге, глазированной, книжно-журнальной, на бумаге машинной гладкости.

Издание отличается от других видов документов своей конструкцией, спецификой оформления и полиграфического исполнения. Набор типовых конструктивных элементов издания, а также требования к его оформлению регламентированы специальными стандартами. В то же время конструкция каждого вида издания зависит от целевого и читательского назначения, характера информации и может конкретизироваться.

Основную часть изданий составляют текстовые издания, содержание которых передается знаками естественного языка[1]. Их основу составляет словесный (речевой, литературный) текст, состоящий из фраз и слов, значение которых известно реципиенту (читателю) или может быть найдено в толковом словаре. Из элементарных составляющих — фонем — создаются слова, которые в сочетании друг с другом дают предложения и текст. Смысл текста всегда выражается вербально, письменно. Письменный текст — самое точное изображение речи. Именно поэтому способ письма, которым мы пользуемся, и называется фонетическим.

Эволюция способов фиксирования информации, базирующихся на слове, — это движение от закрепления устной речи, письменности к книгопечатанию, к возможности тиражировать тексты.

Среди классификационных признаков текстовых изданий особое место занимает целевое назначение и читательский адрес, которые в единстве с характером изложения текста (т.е. жанром) дают возможность определять различные типы изданий. Среди них: официальное, научное, научно-популярное, научно-производственное и др. Все названные виды изданий требуют дальнейшего рассмотрения и изучения. Этим объясняется выбор темы данной работы, целью которой является изложение характеристики типов и видов изданий.


Основными задачами данной работы являются:

- анализ общих и специфичных признаков типологизации изданий;

- описание характеристики типов текстовых изданий.

Цель и задачи данной работы обусловили выбор ее структуры. Работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка использованной при написании работы литературы, приложений к работе.

В первой части работы «Типологизация изданий» изложены общие и специфичные признаки типологизации изданий.

Во второй части работы «Типы текстовых изданий» непосредственно раскрывается тема данной работы и излагается характеристика типов текстовых изданий.

В заключении подведены основные итоги данной работы.

I. Типологизация изданий

Будучи одним из видов документов, издание может классифицироваться по признакам документа: по содержанию, материальной конструкции, периодичности, знаковой природе информации и т.п. Его типологическое многообразие, как и документа в целом, базируется на совокупности признаков, главными из которых являются целевое и читательское назначение, а также характер информации, содержащейся в издании. Это служит основанием для всесторонней характеристики издания как вида документа.

Издания классифицируют по следующим признакам: целевому назначению, объему, составу основного текста, структуре, степени аналитико-синтетической переработки информации и др. Это позволяет осуществить внутривидовую классификацию изданий, определить их разновидности и типологическое разнообразие.[2]

По целевому назначению выделяют следующие типы изданий: официальное, научное, научно-популярное, научно-производственное, производственно-практическое, нормативное производственно-практическое, производственно-практическое издание для любителей, учебное, общественно-политическое, справочное, издание для досуга, рекламное, литературно-художественное.

По степени аналитико-синтетической переработки информации различают 5 видов изданий: информационное, реферативное, библиографическое, обзорное, а также дайджест — издание, содержащее публикацию в виде подборки извлечений из конкретного текста, отобранных и сгруппированных так, чтобы дать о нем общее представление. Это может быть подборка наиболее интересных материалов, перепечатанных из других изданий.


По информационным знакам (знаковой природе информации), т.е. доминирующему в издании способу фиксации сообщений, весь массив изданий подразделяется на 4 вида: текстовое, нотное, картографическое, изоиздание.

В текстовом издании смысл передается с помощью письменных знаков естественного языка, т.е. алфавитное, слоговое или иероглифическое письмо. В научных и других изданиях дополнительно к тексту широко используются формулы, состоящие из математических, химических и других знаков, а также графики, схемы, диаграммы и пр. Поскольку математический знак или символ с полиграфической точки зрения мало отличается от буквы, то издания с подобными знаками также относятся к текстовым.[3]

Издания для слепых — брайлевские издания — также являются текстовыми, хотя полиграфическое их изготовление (выпуклый шрифт для слепых) существенно отличается от обычных текстовых изданий. Поэтому текстовое издание как собирательное понятие подразделяют на две разновидности: плоскопечатное и брайлевское текстовое.

Нотное, картографическое и изоиздание являются нетекстовыми изданиями, в которых смысл передается с помощью знаков искусственного языка (нотных, картографических), либо неязыковыми знаками (образно-изобразительными). К первым относятся нотные и картографические издания, ко вторым — изографические издания (изоиздания).

По материальной конструкции (или форме издания) различают следующие виды изданий: книжное, журнальное,: листовое, газетное, буклет, карточное издание, плакат, открытка, комплектное издание, книжка-игрушка. По отношению к плакатам, буклетам и газетам понятие «листовое издание» является собирательным. «Книжно-журнальное издание», в свою очередь, собирательное для книг, брошюр и журналов.

По объему, т.е. по количеству страниц, а также бумаги, израсходованной на изготовление одного экземпляра издания, весь массив делится на 3 вида: книга, брошюра, листовка.

По составу основного текста (т.е. по количеству включенных произведений) издания делятся на 2 вида: моноиздание и сборник. Моноиздание содержит одно произведение. Сборник — издание, содержащее ряд произведений.

По структуре (т.е. числу единиц, из которых состоит издание) различают следующие виды изданий: серия, однотомное, многотомное издание, собрание сочинений, избранные сочинения.


Серия — издание, включающее совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым или читательским назначением, выходящих в однотипном оформлении.

Однотомное издание (однотомник) — непериодическое издание, выпущенное в одном томе.

Многотомное издание (многотомник) — непериодическое издание, состоящее из двух или более нумерованных томов, представляющее собой единое целое по содержанию и оформлению.

К собраниям сочинений относят однотомное или многотомное издание, содержащее все или значительную часть произведений одного или нескольких авторов, дающее представление о его (их) творчестве в целом. К избранным сочинениям (произведениям) относят однотомное или многотомное издание, содержащее часть наиболее значительных произведений одного или нескольких авторов, отобранных по определенному признаку.

По классу художественно-полиграфического исполнения издания делятся на: 1) издания повышенного качества (подарочные, юбилейные, сувенирные, факсимильные, экспортные, особенно тщательно оформленные); 2) издания в улучшенном оформлении; 3) издания в обычном и экономном оформлении. Издание может быть иллюстрированным и неиллюстрированным, с художественно-образными или научно-познавательными иллюстрациями. Иллюстрации могут состоять из рисунков, гравюр, фотографий, чертежей, схем и т.п.

В универсальной схеме классификации изданий их типы и виды совмещены, что обусловлено как трудностями в четком определении их различий, так и тем, что они тесно взаимосвязаны между собой. [1]

Так как основную часть изданий составляют текстовые издания, имеет смысл привести характеристику типов текстовых изданий.

II. Типы текстовых изданий

2.1. Официальное издание

Официальное — это издание, публикуемое от имени государственных органов, учреждений, ведомств или общественных организаций, содержащее материалы нормативного или директивного характера.

К официальным изданиям относятся издания конституции, законов, указов, постановлений, распоряжений, решений, циркуляров, программ, уставов, инструкций, методических указаний, прейскурантов, а также стандартов, нормативов и норм.


Функциональное назначение официальных изданий — вводить в действие и распространять установленные, т.е. утвержденные соответствующими органами, нормы, требования и правила в сфере общественной жизни, науки, культуры, производства и т.д. Большинство из них, как правило, имеют обязательный характер, т.е. юридическую силу.

Официальные издания содержат информацию, необходимую для управления обществом или государством; конкретной сферой деятельности; отдельными предприятиями, учреждениями, организациями.

В зависимости от сферы действия и нормативности определяется читательский адрес официальных изданий. Так, Конституция и законы Российской Федерации распространяются на всех граждан страны, устав — только на сотрудников учреждения, предприятия или организации, стандарт — только на тех, кто занят разработкой, выпуском и эксплуатацией изделия, изготовленного по этому стандарту.

С учетом вышеизложенных признаков выделяют следующие виды официальных изданий: нормативно-правовые; нормативные издания по стандартизации и нормативно-инструктивные издания.

К нормативно-правовым изданиям относят конституцию, закон, указ, постановление, общегосударственную программу экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды, распоряжения, решения.

Конституция — основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Конституция — основа всего текущего законодательства.

Закон — нормативный акт, принятый высшим органом законодательной власти в установленном Конституцией порядке. Это основной источник права, обладающий высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям и др.). Законы различаются между собой по тематико-содержательному признаку (Кодекс законов о труде, Гражданский кодекс, Закон о библиотеках и библиотечном деле и т.д.).

Указ — нормативный акт главы государства (президента).

Президент России на основе Конституции и законов Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые являются обязательными к исполнению на территории России.

Постановление — нормативный документ, вносимый высшими органами исполнительной власти (министерство, ведомство, другие центральные органы исполнительной власти), обязательный для выполнения.