Файл: Виды изданий по целевому назначению (Типологизация изданий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 801

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По характеру информации (степени свернутости первичной информации, методам анализа и характера обобщения) ОИ делятся на библиографические, реферативные, аналитические и прогностические.

Библиографический обзор (БО) представляет собой связное повествование о первичных документах.

В задачи БО входит отбор определенного множества представленных первичных документов, их библиографическое описание и характеристика содержания. БО состоит их двух частей: текста, содержащего сравнительный анализ основных документов, и библиографического списка по теме. БО может быть научно-вспомогательным (содержащим полный охват первичных документов по теме) или рекомендательным (содержащим характеристику наиболее важных первичных документов по теме). БО — первая ступень информационного обобщения, он служит базой для научной информационной деятельности.

Реферативный обзор (РО) представляет собой сводную характеристику вопросов, рассматриваемых в первичных документах, без их критической оценки. Его задача — адекватное отражение содержания первичных документов, хотя это не исключает выделения наиболее важных и актуальных документов.

Аналитический обзор (АО) содержит всесторонний анализ рассматриваемых первичных документов, их критическую аргументированную оценку, обоснованные выводы и рекомендации по существу исследуемых вопросов. Это вид ОИ, находящийся на грани вторичной и первичной информации. Выводы здесь являются результатом содержательного, фактографического анализа и обобщения большого числа первичных документов и поэтому несут в себе новые научно-значимые факты и идеи относительно данной проблемы.

Прогностический обзор (ПО) содержит оценку тенденций развития науки, производства, общества, на основе которой компетентные органы могут принять решения, разработать краткосрочные и долгосрочные планы развития той или иной отрасли, территории, научных исследований и т.п.

ОИ — связное монографическое сообщение (т.е. определенным образом взаимосвязанная совокупность фактографической информации), полученное в результате анализа, обобщения определенного массива первичных документов и выводов (обозрения). Структурно обзор состоит из следующих частей: 1) введение; 2) основная часть; 3) выводы (заключение); 4) список литературы; 5) вспомогательные указатели (именной, предметный, заглавий и т.д.).

ОИ по конструкции — издание небольшого объема, в обложке, иногда с иллюстрациями. АО бывает большого объема, выходит в переплете, иллюстрируется рисунками, графиками, таблицами, диаграммами и т.п.


2.9. Издание для досуга

Издание для досуга содержит общедоступные сведения по изготовлению или эксплуатации различных предметов в быту, по разнообразным формам самодеятельного творчества, увлечений. Они близки к производственно-практическим и научно-популярным изданиям. Однако отличаются от них своим целевым назначением.

Цель изданий для досуга — содействовать рациональному использованию читателями свободного времени, развитию любительского творчества и т.п. В то же время эти издания имеют гедоническую направленность, они развлекательные, помогающие приятно, весело, занимательно провести время.

По характеру информации издания для досуга подразделяются на два вида: практические издания для любителей, развлекательные издания.

Практические издания для любителей призваны дать определенную сумму знаний и помочь выработать необходимые умения и навыки в непрофессиональной деятельности с целью получить тот или иной практический результат. К ним относятся: книги в помощь молодой семье, в помощь молодой матери, по домоводству, садоводству, фото- и киносъемке, шитью, вязанию, спортивной гимнастике, косметике и т.п. Это могут быть практические пособия и руководства, буклеты, буклеты-определители, рабочие таблицы.

Развлекательные издания представлены спортивными, компьютерными и другими интеллектуальными играми, кроссвордами, гороскопами, гаданиями, сборниками песен, стихов к различным праздничным датам и др.

Характерной особенностью оформления изданий данного вида является большое количество иллюстраций, часто многокрасочных. Среди них много изданий, в которых большую часть объема занимают изображения. [5]

2.10. Рекламное издание

Рекламное издание содержит изложенные в привлекательной форме сведения об изделиях, услугах, мероприятиях с целью создания спроса на них. Оно содержит краткую информацию о потребительских свойствах товаров и разных видах услуг с целью их реализации, создания спроса на них, а также сведения о лице, организации, произведениях искусства, литературно-художественном издании и т.п. в целях их популяризации.

Целевое назначение рекламного издания — способствовать реализации товаров и услуг, создать спрос на них. Оно может быть рассчитано на массового потребителя и на специалиста.


Специфика информации, зафиксированной в рекламном издании, состоит в том, что здесь сочетается популярный, справочный и оценочно-рекламный текст. Большинство этих изданий выпускается в виде каталогов, проспектов и афиш.

Каталог содержит систематизированный перечень имеющихся в наличии предметов и услуг.

Проспект содержит перечень предметов и услуг, планируемых к выпуску, продаже или экспонированию.

Афиша — издание, оповещающее о каком-либо культурном мероприятии и предназначенное для расклейки (концертная афиша).

Значительное место среди рекламных изданий занимают буклеты — издания в виде одного листа печатного материала, сфальцованного любым способом в два сгиба или более.

Оформляются рекламные издания красочно. Текст в них сопровождается большим количеством иллюстраций, часто многокрасочных. Большую группу составляют издания, в которых преобладают изображения, а текст выполняет вспомогательную функцию.

2.11. Литературно-художественное издание

Литературно-художественное (ЛХИ) — это издание, содержащее произведение (одно или несколько) художественной литературы. В произведении художественной литературы средством познания и отражения действительности является художественное слово.

ЛХИ призваны обеспечивать ознакомление общества с содержанием произведений художественной литературы, способствовать формированию эстетического вкуса, нравственных принципов, высоких моральных качеств, содействовать отдыху. Читательское назначение этих изданий очень широко.

Форма описания произведения (стихотворная, прозаическая), жанр (большая — роман, драма, эпос; средняя — повесть, поэма, эссе; малая — рассказ, стих), объект и предмет описания (духовно-нравственная сфера, социальные проблемы, область эстетики и др.) определяют характер информации, содержащейся в ЛХИ, влияют на его тип и вид.

Издания художественной литературы подразделяются на три подтипа: научное, научно-массовое и массовое.

Научное издание произведений художественной литературы отличается наибольшей полнотой отражения творческого наследия писателя, точностью текста, тщательно разработанным справочным аппаратом. Этот тип издания предназначен для исследовательской работы. Такие издания представлены в виде полного собрания сочинений или академического собрания сочинений, которые включают все написанное писателем: законченные и незаконченные произведения, отрывки, наброски, письма, дневники, статьи и т.п.


Научно-массовое издание менее полно по составу. Оно включает не все произведения писателя, его справочный аппарат более популярен. Комментарий представляет собой связный рассказ, а вступительная статья носит характер обзора творчества автора, литературы, эпохи и т.п. Научно-массовое издание рассчитано на более широкий круг читателей. Оно представлено в виде собрания сочинений, включающее только наиболее значительные произведения писателя.

Массовое издание художественной литературы призвано удовлетворять запросы самых широких кругов читателей, знакомить их с наиболее значительными художественными произведениями писателей-классиков и современных писателей. Это отдельные издания литературно-художественных произведений, сборники, альманахи, антологии, избранные сочинения.

Научные собрания сочинений имеют большой объем (многотомные — до 60 томов), рассчитаны на длительное пользование, имеют плотный переплет, обычно покрытый тканью, строгое, научного типа внешнее оформление. Иллюстрации, как правило, документального типа.

Научно-массовые издания предназначены широкому кругу читателей, рассчитаны на интенсивное использование.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что издание — важнейший вид документа, главный источник информации, универсальное средство социальной коммуникации.

Заключение

В заключении подведем основные итоги данной работы.

В настоящее время издание не имеет аналогов по своей функциональности, простоте и доступности. Длительное время — вплоть до XX в. — издания оставались практически единственным средством хранения и передачи информации, выполняли сразу все функции документа. Сейчас издания приобрели специфику, уступили часть функций другим видам документов, которые выполняют эти функции лучше, чем они.

Целью данной работы являлось изложение характеристики типов и видов изданий.

Основными задачами данной работы являлись:

- анализ общих и специфичных признаков типологизации изданий;

- описание характеристики типов текстовых изданий.

В первой части работы «Типологизация изданий» были изложены общие и специфичные признаки типологизации изданий.

Во второй части работы «Типы текстовых изданий» была непосредственно раскрыта тема данной работы и изложена характеристика типов текстовых изданий.


Список литературы

  1. Барсук А.И., Баренбаум И.Е., Гречихин А.А. и др. Типология изданий – М.: Научная книга, 1990. – 253 с.
  2. Делопроизводство (Организация и технология документационного обеспечения управления): Учебник для вузов/Кузнецова Т.В., Санкина Л.В., Быкова Т.А. и др.; Под ред. Т.В. Кузнецовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 359 с.
  3. Документы и делопроизводство: Справочное пособие /Т.В. Кузне­цова, М.Т. Лихачев, А.Л. Райхцаум, А.В. Соколов: Сост. М.Т. Ли­хачев. — М.: Экономика, 1991 - 271 с.
  4. Кузнецова Т.В. Характерные особенности справочного издания//Делопроизводство. – №2002 - №1.
  5. Кушнаренко Н.В. Делопроизводство: Учебное пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. – 368 с.
  6. Кушнаренко Н.В. Характеристика отдельных видов и типов документов//Делопроизводство. – 2002 – №3.
  7. Марков В.Н. Справочник по делопроизводству. Санкт – Петербург: "Альфа", 2002. – 187 с.
  8. Райцхаум А.Л. Функции научного издания//Секретарское дело. – 2001 - №2.
  9. Санкина Л.В. Общие и специфические признаки классификации изданий//Делопроизводитель. – 2001 - №3.
  10. Сокова А.Н. Текстовое издание//Делопроизводитель – 2000- №2.
  1. Барсук А.И., Баренбаум И.Е., Гречихин А.А. и др. Типология изданий – М., 1990 г.

  2. Санкина Л.В. Общие и специфические признаки классификации изданий//Делопроизводитель. – 2001 - №3.

  3. Сокова А.Н. Текстовое издание//Делопроизводитель – 2000- №2.

  4. Кушнаренко Н.В. Делопроизводство: Учебное пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. – 368 с.

  5. Кушнаренко Н.В. Делопроизводство: Учебное пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.

  6. Райцхаум А.Л. Функции научного издания//Секретарское дело. – 2001 - №2.

  7. Кушнаренко Н.В. Характеристика отдельных видов и типов документов//Делопроизводство. – 2002 – №3.

  8. Кушнаренко Н.В. Характеристика отдельных видов и типов документов//Делопроизводство. – 2002 – №3.

  9. Кузнецова Т.В. Характерные особенности справочного издания//Делопроизводство. – №2002 - №1.

  10. Кушнаренко Н.В. Характеристика отдельных видов и типов документов//Делопроизводство. – 2002 – №3.