Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
Введение
При выборе шрифтового оформления издания следует руководствоваться свойствами шрифтов, которые определяются их рисунком, размером, начертанием и т.д. Важнейшие из этих свойств - удобочитаемость, экономичность и технологичность.
Само словосочетание удобочитаемость означает обеспечение хорошего восприятия текста и высокой скорости чтения. Несмотря на то, что это понятие субъективное, можно выявить его общие закономерности. Удобочитаемыми считаются шрифты с засечками, они имеют средний контраст (небольшую разницу между толщиной основных и соединительных штрихов). На удобочитаемость влияет кегль шрифта. Для малоквалифицированных читателей рекомендуется кегль 16 п., для квалифицированных 9-10 п. Также на удобочитаемость влияет цвет шрифта и фона, на котором он находится. Черный шрифт на белом фоне воспринимается лучше, чем выворотка - белый на черном. Удобочитаемость зависит и от длины строки. Для художественной литературы оптимальной считается строка длиной около 10 см, для научной, особенно при наличии длинных формул, - около 12,5 см. С уменьшением интерлиньяжа удобочитаемость падает.
Текст самый важный элемент при построении газетной полосы. Это та часть, которая дает читателю основной объем информации. Следовательно, текст играет одну из ведущих ролей в коммуникативном процессе чтения. Текстовый комплекс – основа любого периодического издания. Однако это не только серые пятна полосы. При верстке можно использовать различные типографические приемы, чтобы персонифицировать текст и заставить его «играть».
Важно в издании оформить и представить текстовый материал таким образом, чтобы сделать его максимально удобным для восприятия, дать читателю полное представление о его структуре даже при беглом просмотре, максимально облегчить поиск нужной информации, а также вызвать интерес у читателя и побудить его к прочтению публикации. Достигнуть этого можно за счет правильной организации системы заголовков и удачного оформления справочно-вспомогательных элементов (колонтитулов, подрисуночных подписей, выдержек из статьи и т.п.).
1. Шрифт
Выбор размера шрифта
На выбор размера шрифта влияют такие факторы, как читательская аудитория, вид и формат издания, тип элемента издания.
Так, в изданиях для детей используется более крупный кегль, свыше 10 пунктов (см. рис. 1), чем в литературе, рассчитанной на взрослого читателя, 9—10 пунктов (см. рис. 2). Предпочтение мелкому кеглю отдают при оформлении справочных изданий (см. рис. 3), в которых важна компактность и прочтению за один прием подлежат небольшие фрагменты текста (словарные статьи).
Важно соблюдать соразмерность длины строки и кегля. В изданиях большого формата с очень длинными строками целесообразно увеличивать размер шрифта основного текста, чтобы обеспечить его удобочитаемость и сохранить пропорции.
Пониженный кегль назначают элементам справочно-вспомогательного аппарата издания: сноскам, рубрикам оглавления и указателей, надписям в колонтитулах, содержимому таблиц и т.п.
Шрифтовое оформление различных видов текста
Текстовую информацию, содержащуюся в документе, можно классифицировать следующим образом: заголовки, основной текст, дополнительный текст (примечания, сноски и т.п.), справочные элементы (указатели, тезаурусы, оглавление, подрисуночные подписи). Один из способов показать читателю эту структуру — назначить каждому виду текста особое шрифтовое оформление. Одним из главных критериев в оценке шрифта является его удобочитаемость. Простота рисунка, умеренная контрастность и небольшие засечки позволят сделать шрифт удобным для восприятия.
Основной текст может быть набран как рубленым шрифтом, так и шрифтом с засечками. Считается, что шрифт с засечками воспринимается легче. Кроме того, в рубленых шрифтах курсив маловыразителен, а ведь это — одно из самых распространенных средств выделения ключевых слов и фрагментов текста. В любом случае, выбирая шрифт для основного текста документа, соблюдайте следующие правила:
Рисунок шрифта не должен быть вычурным, если этого не требует оформление документа (шрифт сложного рисунка уместен в поздравлениях, приглашениях и подобных текстах небольшого объема). Основной текст документа должен иметь нормальное начертание. Курсив и полужирное начертание — это средства выделения слов и фрагментов текста, их не принято назначать документу в целом.
Шрифт должен иметь умеренную контрастность (контрастным называют шрифт с разной толщиной основных и дополнительных штрихов). Для восприятия одинаково труден как шрифт с резкой контрастностью (соединительные штрихи очень тонкие по сравнению с основными), так и монотонный, лишенный контрастности, шрифт.
Между строчными и прописными буквами шрифта должен быть заметный контраст.
Если используется шрифт с засечками, необходимо следить за межсимвольным интервалом: при установке очень маленького интервала литеры с засечками сливаются.
Необходимо следить за тем, чтобы на протяжении всего документа основной текст имел одинаковые гарнитуру, кегль и размер.
2. Абзацный отступ
Для того чтобы выделить такой текстовой комплекс, как абзац, обычно применяют абзацный отступ. Он должен быть одинаковым во всем издании. Его величина зависит от длины строки и пропорциональна размеру шрифта. При ширине колонки до 55—60 мм абзацный отступ равен кеглю (интерлиньяжу), при длине строки от 60 до 90—100 мм — полутора кеглям, свыше 100 мм — двум кеглям.
Обозначить начало нового абзаца можно двумя способами: задать для первой строки отступ или выступ. Широкое распространение получил первый способ (см. рис. 4). Выступ первой строки также позволяет легко идентифицировать начало абзаца, однако этот способ не экономичен. Ведь для того чтобы получить такой выступ, необходимо задать для абзаца отступ слева, который по величине превышает выступ первой строки. В результате значительная часть площади, отведенной для текста, остается незанятой.
В некоторых изданиях встречаются комбинации абзацев, в которых первые строки оформлены по-разному. Например, начальный абзац каждого раздела не имеет отступа, ведь он расположен сразу после заголовка и найти его начало не составляет труда, а для остальных абзацев задан отступ первой строки.
Отсутствие абзацных отступов или выступов затрудняет чтение
3. Концевая строка
Концевой строкой называют последнюю строку абзаца, имеющую большое значение в оформлении данного комплекса, а при становящемся время от времени модным наборе без абзацных отступов играющую решающую роль.
В правилах набора рассматриваются размеры короткой и длинной концевых строк, так как остальные, которых подавляющее большинство, не мешают нормальному восприятию текста.
Короткая концевая строка должна быть длиной не менее полутора абзацных отступов. Например, абзацный отступ равен 4,5 мм. Следовательно, короткая концевая строка, идущая перед таким абзацным отступом, не может быть короче 7 (6,75) мм. При прямой речи (например, форматируя интервью) короткую концевую строку необходимо увеличить по сравнению с указанной на длину тире и величину пробела, отбивающего тире от текста.
Нарушая данное правило, т. е. делая концевую строку короче положенного, оформитель невольно создает увеличенный междустрочный пробел между двумя абзацами, так как абзацный отступ сливается с пробелом концевой строки. В результате между абзацами возникает отбивка, равная строке и разделяющая части текста как независимые или малосвязанные.
Длинная концевая строка при выключенном наборе с абзацными отступами должна быть полной или заканчиваться пробелом не меньшим, чем абзацный отступ. При выключенном наборе без абзацных отступов длинная концевая строка должна заканчиваться пробелом, равным как минимум абзацному отступу.
Длинная концевая строка при невыключенном наборе (с выключкой вправо, влево, в «красную строку») должна быть самой короткой строкой абзаца.
Казалось бы, при наборе с абзацными отступами с выключкой влево можно руководствоваться правилом для выключенного набора. Но представьте, как может выглядеть абзац (при наборе с выключкой влево), имеющий полную, т. е. самую длинную или одну из самых длинных, строку в качестве концевой (см. рис. 5).
4. Междусловные пробелы
Пробелы между словами на протяжении одной строки должны быть одинаковыми.
Оптимальный пробел между словами в русском и немецком языках равен половине кегля (интерлиньяжа), в английском и романских — трети кегля.
Совпадению правил в русском и немецком наборе есть несколько причин. Средний размер слова в русском языке — свыше шести с половиной букв (6,6), в немецком — почти шесть (5,8), во французском — 5, в английском — 4,5.
Как говорилось, в русском шрифте шесть (шесть с половиной) широких строчных букв: ж, ф, ш, щ, ы, ю, (м), а в латинице две: m, w. He знающие немецкого языка люди тотчас пытаются выяснить, где же немецкий вариант латиницы «шире» других языков. Дело в том, что в немецком языке все существительные пишутся с прописных (заглавных) букв. И в каждой строке (или, по крайней мере, с такой же частотой, как в русском языке, встречаются широкие буквы) та самая прописная, которая в 1,5—2 раза шире строчной.
И последнее, правила переноса в немецком и русском языках одинаково строги: в русском — из-за образования неблагозвучных слов и возникновения противоположного смысла при беглом чтении периодических изданий (а не беглого, особенно сейчас, по-моему, и не бывает); в немецком, полагаю, это связано с буквосочетаниями tsch, sch, ch, разделение которых может привести к похожим на русские переносы результатам.
Максимальный пробел между словами в газетном наборе не должен превышать кегля (интерлиньяжа), в книжном и журнальном — % размера шрифта.
Различие в правилах, по-видимому, понятно: в одном случае мы имеем дело с ежедневным изданием по преимуществу с узкой колонкой (вспомним причины, вызвавшие увеличение оптимального пробела). В журналах ширина колонки в среднем шире, чем в газетах, и там есть время устранить нежелательные пробелы.
Минимальный пробел между словами равен % размера шрифта, но не менее 2 п. (0,75 мм).
В смежных строках не должно быть столкновения максимальных и минимальных пробелов.
5. Коридоры и переносы
- «Коридоры». В наборе не должно быть «коридоров», т. е. совпадения пробелов в трех и более смежных строках. «Коридоры», рассекая текст, нарушают ритм чтения, кроме того, белый «коридор» вносит в полосу как бы дополнительную разделительную линейку вне всякого смысла и логики, разрушая тем самым графическое единство полосы (см. рис. 6).
Ошибки, связанные с концевыми строками, междустрочными пробелами, а также «коридорами», исправляются вгонкой или выгонкой строк. Вгонка — перенос части символов из последующей строки в предыдущую путем уменьшения (без нарушения правил) междусловных пробелов (в пределах допустимого), трекинга, сужения шрифта (увеличения плотности) и т. и. Выгонка — перенос части символов из одной строки на последующие при помощи увеличения междусловных пробелов и т. д.
Однако и в газетах, и в журналах более рационально редактирование, т. е. сокращение текста, замена длинных слов более короткими синонимами и наоборот и т. п.
- Переносы. В газетном тексте должно быть не более пяти переносов подряд, в журнальном — не более четырех. Точки, тире, точки с запятой, двоеточия, запятые, апострофы в конце строки приравниваются к знаку переноса, и сочетаний этих знаков (включая дефис — знак переноса) должно быть не более пяти (четырех соответственно) подряд.
При наличии пяти (четырех) переносов следующие три-четыре строки не должны иметь переносов.
Число переносов при длине строк от 5 квадратов (9 см) и выше допускается не больше четырех подряд, при длине строк до 5 квадратов - не больше пяти. При многочисленных идущих подряд переносах затрудняется зрительный переход на следующую строку. Естественно, не должно быть переносов, затрудняющих понимание текста или неблагозвучных.
Следует иметь в виду, что компьютер (точнее, используемая программа) может переносить слоги и не в соответствии с нормами русского языка, поэтому при необходимости надо делать перенос вручную.
Не следует разделять переносом:
- сокращения, набираемые прописными буквами, прописными с отдельными строчными или с цифрами;
- цифры, образующие одно число (допустимо разделять числа, соединенные знаком тире, например, 1996- 2000, причем тире оставляется в пер- вой строке);