Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
- сокращенные выражения (и т. п., и т. д., т.е., и др.);
- фамилии от инициалов и инициалы от фамилии;
- сокращенные слова от имен собственных (тов. Иванов);
- цифры и буквы со скобкой или точкой от следующего за ним слова (при перечислении);
- знаки и обозначения от следующих за ним цифр (п. 25, #30,20%, 20°С).
6. Трекинг и кернинг
Трекинг оказывает существенное влияние на плотность текста. При уменьшении значения трекинга плотность текста увеличивается, вследствие чего на той же площади можно разместить больший объем текста (полоса становится более темной). В результате увеличения значения трекинга плотность текста уменьшается, а полоса осветляется. Разрядка (увеличение трекинга) используется как средство акцентирования.
Трекинг дает возможность регулировать общую величину межсимвольного интервала и осуществляется следующими способами: непосредственно как операция над выбранным отрезком текста; как элемент стилевого оформления; как установка но умолчанию (то есть программа будет автоматически осуществлять трекинг на заданную величину, если только верстальщик не укажет иное значение). Увеличение тренинга повышает плотность текста и позволяет разместить на той же площади большее количество слов. Это делает публикацию более темной. И наоборот, уменьшение трекинга осветляет полосу.
Средства кернинга позволяют отрегулировать интервал внутри отдельных пар литер с целью повышения удобочитаемости текста. Дело в том, что пробелы в некоторых парах литер (в первую очередь это касается круглых букв и букв с наклоненными штрихами) кажутся увеличенными. Примерами могут служить пары "Уа" и "То". Кернинг — удобное средство повышения разборчивости белого текста на черном фоне.
7. Интерлиньяж
Это расстояние между базовыми линиями соседних строк. Он измеряется в пунктах. Оптимален интерлиньяж в 120 процентов от кегля шрифта. Например, кегль шрифта 10, соответственно интерлиньяж -12 пунктов. Эти параметры записываются следующим образом: 10/12, а произносится «10 на 12». Вполне применимы и другие параметры: 10/11,10/10.
Величина интерлиньяжа выбирается точно так же, как кегль шрифта, - с учетом удобочитаемости текста, и эта величина должна быть постоянной для всего основного газетного текста. Увеличение или уменьшение интерлиньяжа не только нарушает ритм чтения, но и может восприниматься как смысловой сигнал.
Интерлиньяж должен быть одинаковым во всей публикации. Не рекомендуется прибегать к изменению интервалов между строками для выделения абзаца. Для этой цели можно воспользоваться таким приемом, как увеличение отбивки до и после абзаца (см. рис. 7).
Следует учитывать, что величина интерлиньяжа оказывает большое влияние на удобочитаемость текста. При небольшом интерлиньяже строки размещаются вплотную друг к другу, что затрудняет восприятие текста. Увеличение интерлиньяжа, как правило, улучшает внешний облик страницы. Интерлиньяж обычно увеличивают при использовании рубленых шрифтов. Однако чрезмерное увеличение интерлиньяжа приводит к тому, что читателю становится труднее отыскивать начало следующей строки.
При выборе величины интерлиньяжа следует ориентироваться на длину строки текста. Более длинная строка требует большей величины интерлиньяжа.
При наборе части текста прописными буквами (если в данном шрифте отсутствуют капительные буквы) интерлиньяж следует увеличить на 50% по сравнению с кеглем для создания нормального междустрочного пробела.
8. Выделения в тексте
Могут быть шрифтовые и нешрифтовые
Шрифтовые:
- Повышение (понижение) кегля без изменения гарнитуры.
- Изменение начертания на полужирное.
- Изменение написания на курсивное.
- Смена гарнитуры (иногда вместе с начертанием).
- Разрядка - увеличиваются пробелы между буквами (при этом должен увеличиваться и промежуток между словами).
- В компьютерной верстке появились новые приемы: кернинг (корректировка расстояния между отдельными парами литер) и тренинг (автоматическое изменение величины межсимвольного интервала для всех литер внутри заданного отрезка текста).
- Набор прописными буквами.
- Набор капителью (размер капительных букв соответствует строчным, а рисунок - прописным).
Нешрифтовые:
- Втяжка (выделяемые строки набираются на неполный формат, с отступом от левого края). Ширина втяжки должна заметно (хотя бы в два раза) превышать ширину абзацных отступов.
Выделяемый текст может быть отчеркнут линейкой с одной стороны, с двух сторон - слева и справа, может быть заключен в рамку. Во всех случаях между линейками и текстом необходим заметный пробел - не меньше половины кегля применяемого шрифта. Без таких пробелов линейки недостаточно заметны, а примыкаемый к ним текст хуже читается (см. рис. 8).
Эти способы подходят для выделения целых абзацев.
Отдельные слова или предложения в абзаце могут быть подчеркнуты линейками.
- Увеличенный интерлиньяж (текст на шпонах). Интерлиньяж - это расстояние между базовыми линиями соседних строк. Оптимален интерлиньяж в 120 процентов от кегля шрифта.
- Постановка боковой линейки.
- Подчеркивание.
- Зарамливание.
- Использование фоновых подложек.
- Особое место среди нешрифтовых способов занимает выделение цветом.
Естественно, это должен быть цвет, заметно отличающийся от черного цвета основного текста и вместе с тем отчетливо видимый на бумаге (напри- мер, красный, некоторые оттенки коричневого).
- Для выделения текстового блока также используют фоновые подложки (цветные или серые разной степе- ни насыщенности). При этом фон не должен забивать черный цвет шрифта, но все же быть достаточно заметным на бумаге.
С внедрением компьютерной технологии этот способ стал применяться наиболее активно, поскольку использовать его очень просто. Однако чрезмерное увлечение чревато отрицательными последствия- ми: использование подложек для больших по размеру текстов, а так- же насыщенного серого оттенка приводит зачастую к тому, что читатель устает читать текст на под- ложке, а иногда и просто не может его прочесть.
Рекомендуется, чтобы относительная плотность подложки аз фонового растра была для светлого не более 20%, и не более 30 процентов для полужирного и жирного начертания,
- Один из мощных графических приемов выделения текста - выворотка (белые буквы на черном фоне, а также на фоне какого-то другого цвета). Выворотку можно использовать для очень небольших по объему текстов, так как чтение такого текста требует значительного напряжения.
- Буквица обычно применяется для четкого разделения большого текстового блока на смысловые части (иногда буквицу в связи с этим называют фонарем). Она может стоять и в начале публикации - особенно в тех случаях, когда заголовок перенесен в глубь текста.
Буквица активно используется в информационных подборках, для оформления некоторых особых текстовых блоков.
В пределах газеты гарнитуру буквицы рекомендуется оставлять постоянной. Оптимальный размер - прописные буквы 16-24 кегля. Однако с учетом особенностей композиции могут применяться и более крупные кегли буквиц, а также рисованные варианты.
Продолжение первого слова, в которое врезана буквица, принято набирать прописными буквами того начертания шрифта, которым оформлен начальный абзац текста.
Абзацы, начинающиеся с цифровых знаков, с короткого предлога, союза, местоимения и т. п., не выделяют с помощью буквицы. В подобных случаях следует воспользоваться другими приемами выделения. Или, например, цифровой знак заменяют его буквенным написанием. Размещение буквицы возможно в разных вариантах:
- верх очка буквицы держит линию с верхом прописных букв, которыми набрано слово,
- буквица возвышается над первой строкой абзаца,
- буквица набрана с абзацным отступом,
- буквица набрана без абзацного отступа,
- под буквицей нет дополнительного белого пространства,
- под буквицей есть дополнительное белое пространство (буквица «парит» в воздухе) - по высоте нескольких строк или всего абзаца.
В оформлении текста с использованием выделений необходима последовательно проводимая система.
Число способов выделения ограничивается в разумных пределах слишком сложная система выделений вызывает излишнее напряжение читателя.
Можно сочетать шрифтовые и нешрифтовые выделения, и самое главное - сохранять систему применения выделений.
9. Виды изданий по целевому назначению
- Официальное издание
Издание, публикуемое от имени государственных органов, учреждений, ведомств или общественных организаций, содержащее материалы нормативного или директивного характера
- Научное издание
Издание, содержащее результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы
- Научно-популярное издание
Издание, содержащее сведения о теоретических или экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники, изложенные в форме, доступной читателю-неспециалисту
- Производственно-практическое издание
Издание, содержащее сведения по технологии, технике и организации производства, а также других областей общественной практики, рассчитанное на специалистов различной квалификации
- Нормативное производственно-практическое издание
Издание, содержащее нормы, правила и требования в разных сферах производственной деятельности
- Учебное издание
Издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения
- Массово-политическое издание
Издание, содержащее произведение общественно-политической тематики, агитационно-пропагандистского характера и предназначенное широким кругам читателей
- Справочное издание
Издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения
- Издание для досуга
Издание, содержащее общедоступные сведения по организации быта, разнообразным формам самодеятельного творчества, различным видам увлечений
- Рекламное издание
Издание, содержащее изложенные в привлекающей внимание форме сведения об изделиях, услугах, мероприятиях с целью создания спроса на них
- Литературно-художественное издание
Издание, содержащее произведение (произведения) художественной литературы
Заключение
В издании важно оформить и представить текстовый материал таким образом, чтобы сделать его максимально удобным для восприятия, дать читателю полное представление о его структуре даже при беглом просмотре, максимально облегчить поиск нужной информации, а также вызвать интерес у читателя и побудить его к прочтению публикации. Достигнуть этого можно за счет правильной организации системы заголовков и удачного оформления справочно-вспомогательных элементов (колонтитулов, подрисуночных подписей, выдержек из статьи и т.п.).
Список использованной литературы
1. Стандарты по издательскому делу. – М.: Книжное дело, 1998;
2. Пикок Д. Издательское дело. – М.: Изд-во эком, 2002;
3. Верстка для издателей и полиграфистов / учебное пособие. – М.: 2008;
4. Клещев Типографика и основы полиграфии: учебное пособие по направлению "Искусства и гуманитарные науки";
5. Кнабе Г.А. Энциклопедия дизайнера печатной продукции. – М., СПб., Киев: Диалектика, 2006.
Интернет-ресурсы:
https://lektsii.org/9-52669.html
https://poisk-ru.ru/s36488t18.html
Приложения
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4