Файл: Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебера.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение.

Да все мы знаем, что примерно пятьсот лет назад, в далёкой Западной Европе началась Реформация, причём, как бы это громко не звучало – религиозная. Стоит заметить, что широкое распространение она получила ещё и в Центральной Европе, в начале 16 века. Религиозная Реформация затронула многие местности, это бесспорно. Какой был итог, спросите Вы? Очень ожидаемый для такого события: церкви целиком потерпели реформы (если затронуть и другие сферы, то увидим, что и экономика изменилась, и культура.)

Прогрессивная церковь должна была вернуться к чистоте Слова Божьего от человеческого наносного, приобретенного церковью в те времена Средневековья. Это полностью даёт описание основе реформации.

Мартин Лютер - христианский богослов, великий реформатор в Германии, основоположник лютеранства. (Думаю, что от его фамилии и было образовано понятие «лютеранство»- протестантское течение в христианстве.) Он ещё и перевёл на немецкий язык Библию. На основе этого делаю вывод, что этот человек велик!

Согласно выдвинутому Лютером новому религиозному учению, светское высшее государство должно быть не зависимым от церкви, а самому духовенству необязательно выступать посредником между Богом и человеком, Лютер отводил ему роль наставника христиан, воспитателя в духе смирения и т.д. Отвергались им культ святых, требование безбрачия духовных лиц, монашество. Оппозиционно настроенное население увидело в учении Лютера призыв к свержению авторитета католицизма, а также к выступлениям против общественного строя, с которым он был единым целым.

Это, согласитесь, изменило лицо Европы всей в целом и затронуло весь мир.

1. Идея теории М.Вебера

М.Вебер германский социолог,его работа,которая заходит в раздел его изучений по задачам исторической социологии культуры."Капитализмом, - сообщает Вебер, - именуется это ведение хозяйства,которое базируется на ожидании выгоды при помощи использования вероятностей обмена,т.е мирного приобретательства.Подобный капитализм,когда домашняя работа вправду нацелена на сравнение дохода и потерь в валютном выражении,присутствовал в Китае,Индии,Вавилоне,Египте,в средиземноморских странах древности,средних веков и свежего времени.Западный образ капитализма - ни у кого раньше не существовавший - это направленная на товарный базар здравая капиталистическая организация свободного труда,к данному свойству идет по стопам прибавить ещё здравую бухгалтерскую отчетность и филиал фирмы от бытового хозяйства,опора на науки и основанную на их технику, внедрение которой поощрялось здравой структурой права и управления”. Т.е.,основной специфичностью западной версии капитализма выступает его рационализм, истоки которого и пробует квалифицировать М. Вебер.


В дальнейшeм изучeнии М.Вебер исхoдит из тoгo,чтo “в подобный же степени, как от здравой тeхники и рациональнoгo права,финансовый рационализм находится в зависимости и от возможности и склонности людей к конкретным обликам буквально здравого актуального поведения.Там,где конкретные психические моменты предназначаются ему препятствием,становление хозяйственно-рационального актуального поведения еще наталкивается на нешуточные внутренние трудности".В минувшем эти психические моменты создавались "религиозными мыслями и коренившимися в их этическими представлениями о долге" и,значит,в середина изучения попадает "обусловленность "домашнего мышления", "этоса" предоставленной формы хозяйства конкретной религиозной направленностью".Картинкой данной обусловленности, по М.Вебер, работает ассоциация передового западноевропейского домашнего этоса с "здравой этикой аскетического протестантизма": в начале работы Вебер приводит статистику,которая показывает,что во множества конфессиональных районах Германии как раз кое-какие типы протестантов владеют (пропорционально других верующих) большим процентом богатств и экономически прибыльных позиций.

Критика положений М.Вебер задерживала его идеи каждый день на облику.Идеи М.Вебер рассматривались под разными углами зрения и обсуждений,вызванных его мыслями,откликались в научном мире в направление больше 100 лет и продолжают откликаться в том числе и в данный момент.Довольно непросто обхватить возражения критиков, в следствие этого обратим забота на более значимых и конструктивных.Но для начала коротко подметим,какое пространство захватывала протестантская этика в его доктринетеории.

М.Вебер предполагал,что капитализм был продуктом так называемого «западного мышления» , которое само по себе состояло из множества составляющих. Одной из составляющих была протестантская этика, которая показала значительное влияние на появлении “духа капитализма”,М.Вебер называл это основой экономической системы.Во времена 16 столетия,дух влился в европейский образ жизни и придал капитализму толчок,который сделал его доминирующим экономической системой в мире.

М.Вебер видел причину возникновения капитализма не только в накоплении капитала.Он говорил,что самая первая проблема лежит в разумном подходе. М.Вебер настаивал,что капитализм представлял собой победу рациональности над традиционализмом.Также М.Вебер говорил что капитализму присуще дисциплинированная рабочая сила и организованные потоки инвестиций и то,что эти факторы находятся только в Европе и больше всего они выражены в протестантских нациях,таких как к примеру Англия,Голландия и Германия,где аскетические протестантские группы имели наибольшее влияние.


Свои работы о влиянии протестантской этики, М.Вебер писал,находясь под впечатлением работ Бенжамина Ф.,в которых он замечал признаки существования капиталистического духа еще до существования капиталистического духа ,еще до становления капитализма в американских колониях. М.Вебер велико оценивал Бенжамина Ф. в своих ранних работах и построил множество своих идей, изучая высказывания Бенжамина Ф., в частности, следующие его слова:

“Сберегая всего 6 фунтов ежегодно, можно обеспечить себя доходом в сто фунтов. Тот, кто тратит в день лишнюю крупинку, теряет 6 фунтов в год, то есть возможность использовать ту самую сотню фунтов. Тот, кто праздно использует 5 шиллингов, находит им не лучшее применение,чем если бы он выбросил их в море, так как, проедая эти деньги, он не только теряет данную сумму, но и возможность использовать ее, вложить в дело”.

Мы видим, что М.Вебер видит в этих словах не просто конкретный совет о том, как вести себя в жизни, не принцип деловой проницательности, а несколько большее. Он видит в этих словах особую этику, призыв к рациональности, профессиональности и опытности в делах.

2. Формирование протестантской трудовой этики

Протестантская этика является санкционированной системой норм и ценностей протестантизма,регламентирующих отношения между людьми и поведение общества,и являющихся основанием социально-этических оценок. Правила протестантской этики строго не фиксированы и не входят в канон,этим они и отличаются от декалога и заповедей.Потому что они содержатся в учениях идеологов Реформации, правила которые являются отдельными включены в конкретные исповедания веры.Термин «протестантская этика» не характерен для богословской лексики,термин обрел свою строгость главным образом в социологических и религиоведческих исследованиях.Но тем не менее,имеется определенный корпус нравственных принципов, и реальная общность нравственных принципов в протестантизме определена тем,что они выражаются существенным содержанием реформированного христианства.

Теоретическую база протестантской этики состоит из протестантского понимания человека, конкретизированного в концепции благодати,предопределения, призвания и т.п. Принципы нравственности которые были основаны на них,заметно расходились с привычной для христианской моралью средневекового времени.Если следовать основным признакам протестантизма избранности к спасению то ими являются: сила веры, продуктивность труда и деловой успех.Большое стремление людей доказать себе и другим свою Бога избранность помогло создать сильнейший стимул к предпринимательству и базу новых моральных норм и критериев. Также богоудоными стали деловая сметка и богатство.В некотором ряду стран стало суровое законодательство по отношению к бродягам,из-за последствий протестантской этики которая освятила труд и осудила праздность.Обретение специальности и постоянное совершенствование стало моральным долгом,т.к. трактовка профессии была похожа на ответ на призыв Бога. Одним из якобы “добрых дел” в католтицизме являлось призрение нищих, протестантизмом осуждалось— милосердие потому что оно понималось,прежде всего,как предоставление возможности обучиться ремеслу и работать.Грехом считалось расточительство и невыгодное вложение в капитал,а особой добродетелью считалась бережливость.Протестантская этика регламентировала весь образ жизни: её запросы относились к производственной и социальной дисциплине и качеству работы.Она требовала крепить семью и что бы детей приобщали к труду,и также обучали читать и понимать Библию,а также судила пьянство и разврат.Настоящий христианин должен был быть опрятным в быту,чистоплотным и старательным в труде,правдивым в выполнении обещаний,которые он дал.Законы об обязательном начальном образовании были приняты в некоторых странах, вследствии того что они приняли протестантизм как государственную религию,а грамотность была угода Богу.


Именно поэтому необходимо обратить внимание на социальный смысл протестантской этики и на её роль в становлении буржуазного общества.Вершиной такого подхода в начале 20 века явилось исследование немецкого учёного М.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»,в котором была предпринята попытка доказать то,что протестантская этика была решающим фактором появления капитализма.Процветающими странами, вскоре оказались регионы Европы, которые приняли протестантизм.

3. Макс Вебер и его исследование «духа капитализма»

М.Вебер(1864-1920)—является немецким социологом который разрабатал вопросы методологии социального познания,культурологи,экономики.Его исследования по социологии религии и исторической роли протестантизма оказали большое влияние на европейское обществоведение. М.Вебер полагал,что основой социальной жизнью экономика не является и что,наоборот,формы экономической деятельности зависят от культурных, и в частности,религиозно-этических факторов. Согласно М.Веберу капитализм является характерной моделью,смысл которой сообщает понятие духа капитализма, и также выражающегося в стремлении к экономической результативности,прибыли,рациональной организации общественной жизни.

Главной работой М.Вебера считается изучение «Протестантская этика и дух капитализма».Впервые эта егл работа была опубликована в Германии в 1905 г. и с тех самых пор она является одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма.

М.Вебер разместил в начале своей книги то ,как проводит подробный анализ статистических данных,отражающих разделение протестантов и католиков в различных социальных слоях.Основываясь на данных,которые были собранны в Германии,Австрии и Голландии, М.Вебер пришёл к выводу,что протестанты преобладают среди владельцев капитала,а также предпринимателей и высших квалифицированных слоев рабочих.

Помимо этого,различия в образовании безукоризненно очевидны.Таким образом,если люди с гуманитарным образованием доминируют среди католиков,то тогда среди протестантов которые готовятся к “буржуазному” образу жизни больше преобладает людей с техническим образованием,по соображению М.Вебера.Он поясняет это оригинальным строем психики,который складывается в процессе воспитания с ранних лет.Вместе с тем, очевидно совершенное различие в образовании: католиков которые окончили гимназии,училища, и которых готовят к технической и торговой – промышленной деятельности, их значительно меньше,чем протестантов.Видно католики предпочитают гуманитарную подготовку.


М.Вернер задается вопросом,насчет социального статуса,который связан достаточко чётко с религией. М.Вебер склоняется больше всего к тому ,что причину такого различного поведения следует разыскивать в устойчивой внутренней оригинальности,а не к тому,что нужно смотреть только в историко-политическое положение.

Зaтeм вытeкaeт oпрeдeлeниe тaк имeнуeмoгo “духa кaпитaлизмa”,кoтoрoгo М.Вeрнeр вынeс в зaглaвиe книги. М.Вeрнeр считaeт пoд духoм кaпитaлизмa слeдующee: “кoмплeкс связeй,кoтoрыe сущeствуют в истoричeскoй дeйствитeльнoсти,и,кoтoрыe мы в пoнятии oбъeдиняем в oднo цeлoe пoд углoм зрeния их культурнoгo знaчeния” .

M.Вернер под словами идеальный человек понимает,что это человек,который кредитоспособен,является добропорядочным,и долгом которого становиться рассматривать приумножение своего капитала как самоцель.С первого взгляда можно подумать что речь идет только о чистой эгоистичной модели мира.В предоставленном же случае речь идет не просто о советах житейских,а идет о некой своеобразной этике.В свою очередь можно сказать,что данная позиция является хорошим этическим основанием теории рационального выбора.Так же М.Вебер считает,что честность,если она приносит кредит,столь же ценна,как и истинная честность.

М.Вебер заметил такую одну характерную особенность,что если рассматривать с точки зрения марксизма капитализм ,то все его свойственные черты можно найти в таких эпохах как: Древний Китай,Индия,Вавилон,но данным эпохам не хватало духа современного капитализма,это именно то чего им не хватало.Там не было всегда прямой нацеленности на рациональную организованность туда,но всегда присутствовала жажда к приманке и разделение на классы.В частности, для извлечения наживы были созданы южные штаты Америки, которые были созданы крупными промышленниками ,но в южных штатах Америки дух капитализма был развит,чем нежели в впоследствии созданных проповедниками северных штатах.Отталкиваясь от этого, М. Вебер разделил капитализм на “традиционный” и “современный” по методике организации фирмы. Он сообщает,что нынешний современный капитализм везде натыкаясь на обычный капитализм,бился с его проявлениями.

М.Вебер считал,что когда речь идет о квалифицированном труде,о сверхтехнологичном оборудовании, нужно развитое ощущение ответственности и подобный строй мышления,при котором работа становился бы самоцелью. Это отношение к труду не характерно человеку,а имеет возможность сформироваться только в итоге долговременного воспитания. Этим образом,радикальное отличие меж классическим и прогрессивным капитализмом не в технике,а в человечных ресурсах, вернее, отношении человека к труду.