Файл: Управление и контроль за федеральной собственностью (Понятие федеральной собственности).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 229
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие федеральной собственности
Управление федеральной собственностью
Общая характеристика Росимущества
Субъекты управления федеральной собственностью
Объекты федеральной собственности
Структура Федерального агентства по управлению федеральным имуществом
Полномочия Росимущества в области работы с собственностью
На какие управления делятся структурные подразделения? Это земельные фонды, в ведении которых находится управление и контроль за федеральной земельной собственностью, это правовое управление, правоохранительные и финансовые ведомства, информационные структуры, материально-технические инстанции и т.д.
Таким образом, ответ на вопрос о том, кто управляет федеральной собственностью в РФ, довольно прост: это все государственные властные органы, особую роль среди которых играет ЦК Росимущества.
Компетенция Росимущества
Рассматриваемое федеральное агентство имеет ряд региональных подразделений. Все они сформированы Росимуществом для удобства управления любым муниципальным образованием. При этом функции как у федеральной инстанции, так и у территориальных подразделений, одинаковые.
Вот, что здесь следует выделить: формирование, ведение и модернизация реестра материальных ценностей, которые находятся в конкретных регионах; организация и контроль приватизационной программы; оформление акционерных сертификатов и передача их Росимуществу; изъятие госимущества, переданного в оперативное управление; учет арендных договоров; предоставление согласия на пользование объектами, которые находятся в хозяйственном ведении; назначение и проведение ревизионных и инвентаризационных проверок; проведение экспертных работ по оцениванию федеральной собственности.
Таким образом, Росимущество обладает громадным количеством полномочий в отношении общегосударственного имущества.
К функциям территориальных агентств по управлению федеральной собственности относятся следующее:
- Ведение реестра госсобственности, расположенного на соответствующей территории. Ведение реестра АО, образованных во время приватизации ГУП (государственных унитарных предприятий), находящихся в том или ином регионе.
- Согласование действий в внесению данными предприятиями имущества в уставной капитал, залога, ведение реестра о заложенном имуществе.
- Ведение учета аренды.
- Передача акций приватизированных предприятий фонду госимущества. Изъятие имущества, которое не используется или используется ненадлежащим способом по праву оперативного управления.
- Участие в разработке и исполнении программ для привлечения инвестиций, предотвращению банкротства ГУП.
- Организация и контроль за исполнением госпрограммы по приватизации, в том числе, продажа наделов земли и исполнение графиков продаж.
- Контроль за переводом дивидендов и платы за аренду от пользования госсобственности в бюджет.
- Отчет перед Росимуществом об исполнении заданий по поступлениям денег в бюджет от приватизации и пользования госсобственностью.
- Принятие и регистрация заявок на приватизацию госпредприятий, образование комиссий, занимающихся вопросами приватизации, утверждение соответствующего плана, который не включен в госпрограмму приватизации, учреждение открытых АО.
- Оформление и передача сертификатов на пакеты акций, которые закреплены в госсобственности.
- Выступление арендодателем госимущества, которое закреплено за ГУП и госучреждениями на праве оперативного управления, так же, как и того имущества, которое не закреплено соответствующим образом.
- Дача согласия на передачу в аренду госимущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения.
- Контроль целевого использования и охраны госимущества, принятие мер при нарушении правил пользования соответствующим имуществом.
- Назначение и проверка (включая, аудиторскую), контроль за использованием и сохранностью госимущества надлежащим образом, требование от ГУП и государственных учреждений предоставление необходимой информации и документов для выполнения проверочных мероприятий.
- Организация экспертизы по оценке имущества, которое находится в государственной собственности.
- Подготовка проектов заключений по ходатайствам регионов о передачи ее в собственность.
- Принятие решения о проведении приватизации федеральных ГУП, которые включены в соответствующую госпрограмму.
- Осуществление действий, имеющих отношение к образованию, реорганизации или ликвидации ГУП.
- Утверждение устава ГУП, если нет государственного исполнительного органа, который координирует и регулирует деятельность данной области.
- Управление долями и акциями, относящимися к госсобственности, заключение договоров об их управлении.
- Дача согласия на реализацию госимущества, которое находится на праве хозяйственного ведения, на образование дочерних организаций.
- Организация конкурсов для передачи госимущества в залог или доверительное управление.
- Выступление в качестве балансодержателя в отношении имущества, которое находится в России, и не закреплено за федеральными ГУП.
- Закрепление госимущества за ГУП в оперативное управление или хозяйственное ведение.
- Выступление в качестве учредителя хозяйственных организаций, которые образованы не в результате приватизации.
- Участие в разработке и осуществлении процессов по реструктуризации ГУП, образовании холдингов, промышленных групп и иных организаций, которые отличаются корпоративным управлением.
- Участие в поддержке приватизированных ГУП.
- Управление федеральной собственностью осуществляет территориальное агентство при взаимодействии с региональными подразделениями государственного фонда соответствующего имущества, Министерства по антимонополной политике, Госкомитета по земельным ресурсам и устройству, Госкомитета по статистике и прочими органами.
Территориальные подразделения
Данная структура сформирована Росимуществом согласно действующему закону. Территориальные подразделения входят в единую систему институтов управления государственной собственности. Она создается в конкретном муниципальном образовании по утвержденной схеме, приказом Росимущества. Все территориальные подразделения наделяются правами и обязанностями для управления федеральной собственностью. Каждое территориальное подразделение в период осуществления своих функций контролирует:
Ведение учета материальных ценностей в конкретном регионе.
Учет акционерных обществ, появившихся при приватизации госпредприятий, находящихся на территории субъекта.
Составление отчетов о выполненной задаче относительно формирования бюджета и использования государственной собственности.
Учет арендных договоров федеральной собственности.
Согласование сдачи в пользование объектов, которые находятся в хозяйственном ведении.
Обеспечение сохранности и контроля целевого применения госимущества. Данная структура предпринимает соответствующие действия по выявлению нарушений правил эксплуатации объектов.
Осуществление оценочной экспертизы стоимости федеральной собственности.
Контроль за поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления федеральной собственностью
Счетная палата осуществляет контроль за поступлением в федеральный бюджет средств, полученных:
1) от распоряжения федеральным имуществом (в том числе от его приватизации, продажи);
2) от управления объектами федеральной собственности.
Полномочия Росимущества в области работы с собственностью
В 2008 году правительством было принято специальное постановление, в котором закреплялись основные обязанности и полномочия органов управления государственной федеральной собственностью. Росимущество занимается закупкой товаров, услуг и работ для обеспечения федеральных и региональных нужд. Действует орган в строгом соответствии с нормами закона. Рассматриваемое министерство обладает статусом собственника в отношении имущества федерального уровня. Подобный статус необходим для исполнения функций федеральных органов. Работа с имуществом, связанным с государственными акциями, долями, хозяйственными объектами, уставными капиталами и многим другим, также относится к ведению Министерства по управлению общегосударственной собственностью. Стоит также отметить, что рассматриваемый орган может выступать и в качестве продавца. Необходимо это, как правило, для приватизации государственного имущества. Собственность, готовая к приватизации, может быть получена разными способами. Закон, например, говорит об ее изъятии в ходе судопроизводства. Спиртосодержащая продукция и табак подлежат отдельному государственному регулированию - по акцизной политике и в соответствии с отдельным федеральным законом.