Файл: Эмпирические исследования свойств внимания (Что такое внимание).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Внимание – один из самых удивительных психологических феноменов. Как в трудовой, так и в учебной деятельности мы не смогли бы обойтись без внимания. И чем сложнее и ответственнее нам предстоит работа, тем больше мы предъявляем к нему требований. Ученик не смог бы хорошо сосредоточится на выполнении заданий в контрольной работе и, следовательно, получить хорошую оценку. Офисному сотруднику, наверное, было бы сложно написать отчёт, а ведь от этого может зависеть его зарплата. Внимательность необходима человеку даже в его повседневной жизни. Чем больше мы проявляем внимательность к тем, кто нас окружает тем больше, мы получаем взамен. При общении с другими людьми, быть внимательным к собеседнику, к тому, что он говорит. Так же внимательность необходима в спорте, в вождении автомобилем и многих других вещах.

Конечно, нельзя быть абсолютно внимательным. В каких-то определённых ситуациях мы присматриваемся, прислушиваемся, обдумывая данную задачу, мы направляем внимание на объекты внешнего мира или на свою внутреннюю жизнь, проявляя его в определённых ситуациях. С каждым годом мир вокруг нас становится всё более развитым, совершенным, ритм жизни вместе с тем ускоряется, человеку необходимо уметь всё быстро схватывать, анализировать, распознавать, где важное, а где второстепенное, принимать нестандартные решения. Соответственно и роль внимания в нашей жизни тоже усиливается. Людям со слабым вниманием сложно долго не отвлекаться от предмета. Держать в своём поле зрения шесть или семь предметов это достаточно трудно. У большинства людей внимание просто перескакивает с предмета на предмет. Это не слишком хорошо, так как мы не можем достаточно сконцентрироваться. Чаще всего нам легче удерживать внимание на том, что важно для нас, сложнее же сосредоточится на вещах которые нам не интересны, не увлекательны. Но даже внимательность можно немного развить, причем в любом возрасте.

Но для того чтобы развивать внимательность нам необходимо знать что это такое, как оно работает. Внимание уже достаточно долго вызывает споры и сомнения у учёных по ряду поводов. Является ли внимание познавательным процессом? Можно ли его считать самостоятельным психическим явлением? Или же это процесс и результат организации психической деятельности? Действительно в системе психологических феноменов внимание занимает своё особое положение. Оно включено во все

3

остальные психические процессы, и выступает как их часть, и изучать его как что-то отдельное достаточно затруднительно. Ведь любая деятельность невозможна без участия внимания. Но не смотря на сложности внимание и его свойства исследовали ряд учёных, таких как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Т. Рибо и многие другие. Были изобретены способы для исследования внимания, а так же его развития у детей и взрослых разных возрастов.


Быть внимательным – очень ценное качество для человека, а также это большой и очень ценный вклад в общий интеллектуальный капитал человека.Ведь развитие внимания развивает и наш интеллект. Тренировать, развивать свой интеллект необходимо хотя бы для того чтобы со временем его не утратить. А развитый интеллект это достойное качество жизни в любой ситуации и в любом возрасте.

Вниманию - в психологии уделяется достаточно немало места. В литературе можно отыскать довольно большое количество терминов различных определений. Внимание остаётся одной из самых проблемных областей психологии и на сегодняшний день. Таким образом актуальность и практическая значимость вопросов о том, что же такое внимание и способы его исследования натолкнули меня на выбор темы работы: «Эмпирические исследования свойств внимания».

Актуальность данной темы заключается в том, что внимание является одним из главных психических процессов. Внимания, а так же его частных свойств влияют на развитие общего интеллекта ребёнка, да и у взрослых людей внимание тесно связано с интеллектом. Внимание активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, отбирает поступающую и обеспечивает сосредоточенность на объекте в течении более долгого времени.

Целью данной работы является:

- изучение внимания, рассмотрение структуры, сущности, внимания,

- проанализировать психологические теории внимания,

- рассмотреть методы исследования внимания.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Общий объём работы 17 страниц компьютерного текста.

4

Что такое внимание

Внимание представляет собой некий психологический феномен, который по сей день вызывает споры у множества учёных. Это один из важнейших факторов который формирует силу и результативность интеллекта. Внимание определяет более успешную ориентировку человека в окружающем мире и чёткое отражение его в самой психике человека. Из достаточного большого количества раздражителей в мире мы не реагируем на все сразу, а выделяем только определённые, которые более всего значимы для нас. С одной стороны внимание рассматривается как самостоятельный, независимый психический процесс, с другой же стороны существует множество споров к какому классу можно отнести внимание. Так что же такое внимание? Внимание – это направленность, сосредоточенность психической деятельности на определенных значимых сигналах. Это сосредоточенность деятельности субъекта на данный момент времени, на каком либо реальном объекте, предмете или образе.


Направленность внимания означает определённое ограничение поля восприятия, выборочный характер психической деятельности, при которой человек выбирает из совокупности сигналов только те, которые считает важными лишь для самого себя. Благодаря направленности внимания деятельность продолжается на более длительном промежутке времени. Последовательность направления внимания зависит от двух групп факторов: структура внешних раздражителей и структура внутреннего поля, выражаемого деятельностью человека (степень новизны, напряжение раздражителя). Другой важной характеристикой внимания является сосредоточённость. Под сосредоточенностью подразумевается большая или же наименьшая погружённость в деятельность. Чем сложнее задача, тем более напряженно должно быть внимание, другими словами требуется большая углублённость. Направленность и сосредоточенность тесно связаны друг с другом. Следовательно, значит что внимание это погружение в деятельность, сосредоточение на ней. Одно не может существовать без другого. Когда человек направляет своё внимание на что-то, то одновременно он на этом сосредотачивается. И наоборот, сосредотачиваясь на чём-либо, параллельно на это направляется и внимание. Но не эти два понятия никак не могут быть тождественными. Направленность отвечает за переход от одного вида деятельности к другому, сосредоточенность же связана с углублением в занятие.

5

По поведенческим и физиологическим показателям можно выделить источники и конструкции включения в процессы познания. Благодаря этим источникам можно разделить внимания на три вида:

- Непроизвольное

- Произвольное

- Послепроизвольное

Непроизвольное внимание – функционирует, переключается с предмета на предмет самостоятельно, независимо от воли и сознания человека. Оно возникает невольно от намерений самого человека. Непроизвольное внимание активируется при:

  • действии сильных и контрастных раздражителей и движущихся объектов.
  • несовпадении сенсорных впечатлений со сложившейся нервной моделью стимула.
  • действии жизненно важных для личности и организма раздражителей
  • сохранении продолжительной готовности для восприятия объекта и готовность для совершения действия

В непроизвольном внимании так же выделяют: вынужденное – определяется внешними факторами среды; невольное – как правило, проявляется в минуты отдыха, привлекают объекты, которые находятся ближе всего или более бросаются в глаза; привычное – внимание привлекается к алгоритму деятельности.


Произвольным вниманием наоборот распоряжается сам человек, оно находится под его всеобщим контролем и возникает только тогда, когда человек ставит перед собой определённую систему действий. Произвольное внимание включается при словесных приказ или инструкциях, которые необходимо запомнить или же обратить внимание на объекты, самоинструкциях. Существуют также разновидности произвольного внимания: волевое внимание – проявляется в условиях затруднений достижения целей; выжидательное – особенно хорошо наблюдается в проведении задач на бдительность; произвольное – сознательное внимание.

Благодаря произвольному вниманию человек способен получать из памяти конкретные сведения, принимать правильные решения, решать, что

6

для него более важно.

Послепроизвольное внимание – постоянный спутник повседневной жизни человека, оно возникает, если личность длительно осуществляет какую-либо деятельность. Этот вид внимания был предложен отечественным психологом Н.Ф. Добрыниным. Имеет довольно обширный спектр состояний, начиная с умеренного внимания к объектам деятельности и заканчивая полной поглощенностью деятельностью.

Разделяют шесть свойств внимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость, отвлекаемость, предметность и объём. Все данные свойства могут встречаться во всех видах внимания.

Устойчивостью внимания называют длительное удержание, привлечение внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Объекты деятельности и сама деятельность может меняться, но общее направление остаётся постоянным. Основным условием для устойчивости внимания является разнообразность получаемых впечатлений и выполняемых действий. Для того чтобы длительно удерживать внимание на каком либо объекте необходимо открывать его новые стороны. Противоположным состоянием устойчивости является отвлекаемость, легко отвлекающими являются эмоциональные или внезапные раздражители. У каждого человека устойчивость внимания различна. Один человек может долго, сосредоточенно и не отрываясь заниматься своей работой, тем временем как другой будет очень часто отвлекаться от предмета своей деятельности. По результатам исследования Николая Николаевича Ланге, устойчивость чаще всего не превосходит 2 – 3 секунд, максимально доходя до 12 секунд, после чего внимание начинает колебаться.

Сосредоточенность внимания на одной деятельности или одном объекте, процесс погружения в него называется концентрацией внимания. Иногда бывает так, что человек читая книгу или смотря фильм не обращает внимание ни на что вокруг. Противоположность сосредоточенности - рассеянность. В этом состоянии человек не может сосредоточиться, чаще всего оно возникает при наличие важных раздражителей, сильном утомлении.


Может ли внимание распределяться между несколькими деятельностями сразу? Конечно может и в нашей жизни это постоянно необходимо. Распределение внимания – это способность удерживать во внимании две или

7

более различных деятельности и выполнять их. Умение распределять внимание развивается с возрастом. Дети хуже распределяют внимание, чем взрослые, для этого у них нет необходимого опыта. Но развивать распределение внимания необходимо.

Переключаемость внимания – сознательный переход от одного предмета или действия к другому. Быстрота переключения зависит от интенсивности внимания по отношению к предыдущей деятельности и от того насколько новая деятельность может привлечь внимание. Частое переключение внимания не желательно потому, что это требует достаточно больших усилий и к тому же может осложнить проведение выполняемых деятельностей. Чаще всего бывает легче переключится с выполнения более лёгкой вида деятельности на сложный, нежели наоборот. Переключение внимания может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное внимание свидетельствует об уровне волевого контроля субъекта. Непроизвольное внимание связано с отвлечением, что является появлением сильных внезапных раздражителей или же показателем степени неустойчивости психики. Но такую неустойчивость не всегда нужно воспринимать только лишь как отрицательное качество, так как она способствует временному отдыху организма и восстановлению работоспособности нервной системы человека. С переключаемостью внимания тесно связаны два процесса: отключение и включение внимания. Отключение внимания характеризуется процессом отвлечения внимания, тем как включение является переключением внимания на предмет и сконцентрированность на нём.

Отвлекаемость внимания - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Возникает при воздействии внешних раздражителей на человека, погружённого в этот момент в какую-либо деятельность. Отвлекаемость бывает двух видов: внешняя и внутренняя. Внешняя отвлекаемость появляется под реакцией внешних раздражителей и при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под воздействием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса к деятельности, которой в данный момент увлечён человек.

Выделение определённых, основных комплексов сигналов связанных с поставленной основной задачей называется предметностью внимания.