Файл: ПРАВО ГРАЖДАН НА ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ (ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 218
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Правовая политика в сфере юридической помощи может быть определена как самостоятельное направление правовой политики, представляющее собой научно обоснованную, последовательную, системную и комплексную деятельность государственных и негосударственных структур, осуществляемую особыми средствами в целях формирования и совершенствования оптимальных условий для реализации права на юридическую помощь и эффективного осуществления юридической помощи для наиболее полной и беспрепятственной реализации и защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права. К сожалению, правовая политика в сфере юридической помощи не стала до настоящего времени предметом самостоятельных научных исследований. Частично восполняя этот пробел, рассмотрим роль правопонимания в формировании и реализации правовой политики в сфере юридической помощи.
В литературе указывается, что в структуру правовой политики входят четыре взаимосвязанных элемента (блока): идейно-целевой (концептуальный), нормативно-регулирующий, организационно-управленческий и деятельно-практический (поведенческий). Не является исключением и правовая политика в сфере юридической помощи. При этом идейно-целевой блок правовой политики представлен совокупностью концептуально осмысленных идей (целей, идеалов, задач, принципов и пр.), воплощающих основные ценностные доминанты и стратегические ориентиры государства (и стоящих за ним субъектов политико-правовой системы) в правовой сфере. Речь идет о наиболее стабильном и, вместе с тем, идеологизированном компоненте правовой политики. Основное назначение общей концепции правовой политики состоит в идеологическом обосновании соответствующего политического курса и ориентации субъектов политики на его неуклонное проведение в жизнь. Существенные трансформации данный блок претерпевает лишь в условиях кардинальных изменений в общественной и государственной жизни, сопровождающихся качественными изменениями в сфере социальной.
Ориентация российского государства на построение правового и социального государства, стремление к повышению роли права во всех сферах деятельности, количественный рост нормативно-правовых актов и реформирование законодательства, борьба с правовым нигилизмом и коррупцией неизбежно влекут за собой возрастание социальной ценности института бесплатной юридической помощи в России. В условиях российской действительности, которая в целом характеризуется низким уровнем доходов населения, низким уровнем правовой культуры и отсутствием самых элементарных юридических знаний у граждан расширение доступности и повышение качества бесплатной юридической помощи приобретает особую важность.
Цель работы - анализ содержания конституционного права граждан на оказание квалифицированной юридической помощи. Согласно данной цели сформулированы исследовательские задачи:
- Установление содержания понятия «квалифицированная юридическая помощь». .Определение соотношения конституционного (общего) и отраслевого (специального) законодательства в отношении права граждан на юридическую помощь. .
- Характеристика современного состояния реализации права граждан на юридическую помощь.
ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Гарантированность прав человека в качестве стержневой идеи правового государства разделяется в абсолютном большинстве современных исследований по теории правового государства.
Так, в качестве содержательных признаков правового государства, характеризующих статус человека в государстве, роль последнего в установлении и защите прав граждан, выделяют: объем закрепляемых в источниках права прав, свобод и законных интересов граждан; равенство граждан перед законом и судом, их равноправие; возможность использования гражданином своих субъективных прав, если это не нарушает аналогичные права других людей.
В числе формально-юридических признаков, характеризующих совокупность юридических средств, механизмов, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан в государстве, называют: закрепление прав и свобод граждан в источниках права, прежде всего, в Конституции и иных законах; обеспечение государственной защиты прав граждан, пусть даже и не закрепленных законодательно, но вытекающих из существующего правового порядка; дозволительный порядок правового регулирования общественных отношений, при котором гражданину разрешено все, что не запрещено, а государству, его органам запрещено все, что прямо не разрешено; законность как принцип реализации правовых актов, при котором подзаконные акты должны соответствовать законам, а те в свою очередь должны соответствовать основному закону - Конституции страны (ст. 15 Конституции РФ) и др.
Право на получение квалифицированной юридической помощи включается в систему юридических процедур, в рамках которых должна осуществляться охрана прав граждан наряду с судебной защитой прав и свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ); права обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ); права на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ); права на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами (ст. 53 Конституции РФ).
Наиболее полное содержательное наполнение такая конституционная идея, принцип и режим политико-правовой жизни, как высшая ценность человека, его прав и свобод, их признание, соблюдение и защита со стороны государства (ст. 2 Конституции РФ) получает в одном из интегративных подходов к правопониманию - концепции естественно-позитивного права - позитивного права в человеческом измерении.
Концепция позитивного права в человеческом измерении на концептуальном, идейном, теоретическом уровне объясняет, а в практике своей реализации задает общие условия самой возможности существования и реализации правовой политики в сфере юридической помощи.
Юридическая помощь как признаваемый в государстве вид правовой деятельности, как политико-правовая ценность возможна только там, тогда и в такой мере, когда и в какой мере на практике реализуется человеческое измерение права. Там, где пусть хоть в самой малой степени в социальной практике признается индивидуальность, ценность человеческой личности как автономного правового существа, ее независимость (пусть даже минимальная) от других субъектов, в том числе общества и государства, и, следовательно, наличие у нее своих индивидуальных целей и интересов, которые могут противоречить целям и интересам других, есть возможность официального признания со стороны общества и государства нуждаемости этих интересов в правовой поддержке, т.е. предпосылка к институционализации юридической помощи. Отрицание же (на уровне идеологии или на уровне социальной практики) ценности человеческой личности делает бессмысленной и юридическую помощь. История знает такие примеры (узники концлагерей не имели даже теоретически права на юридическую помощь).
Юридическая помощь, в отличие от многих иных видов правовой деятельности выступает наиболее «человекоцентричной». Она «вынуждена» быть таковой, поскольку имеет дело именно с индивидуальными, уникальными интересами конкретного получателя, которые часто не совпадают, противоречат интересам других субъектов. Юридическая помощь направлена на поиск обоснования правовых возможностей (прав, свобод, законных интересов) для удовлетворения таких индивидуальных стремлений, их официального подтверждения, признания, объективирования в каждом конкретном случае в нормативных правовых актах соответствующих правоприменительных и иных органов и лиц.
Человекоцентристский подход, в той мере, в которой он реализуется на практике, определяет отношение государственных и общественных органов и организаций к юридической помощи как деятельности в сфере права. Он ориентирует правотворческую, правоприменительную, интерпретационную и иные виды деятельности органов публичной власти и их должностных лиц (и соответствующие формы правовой политики) на непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, «разворачивая» тем самым государственную деятельность лицом к человеку, его потребностям и индивидуальным интересам и, соответственно, к правовым притязаниям, правовым позициям (версиям, умозаключениям), которые рождаются в процессе оказания юридической помощи и служат средством перевода этих интересов в реальную правовую практику, официальные юридические решения.
Из конституционного положения о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18) вытекает, что все органы обязаны всесторонне, полно, объективно проверять и оценивать правовые аргументы и доводы, приводимые относительно содержания, объема, применимости прав, свобод, законных интересов в каждом конкретном случае, исключить из своей деятельности формализм и игнорирование прав человека.
В теории и практике реализации человекоцентристского подхода к обеспечению права, прав человека, не сводящего последние к государственному принуждению и к иным мерам негативного воздействия, юридическая помощь выступает значимым позитивным средством обеспечения права, что делает ее реальной практической правовой ценностью не только в охранительных правовых процессах, но и в позитивных правоотношениях (до нарушения прав и интересов). Действительно, обращение за юридической помощью должно стать обычной практикой правового общения, способом цивилизованного урегулирования правовых разногласий.
Отсюда, концептуально-ценностная основа правовой политики в сфере юридической помощи в России с необходимостью должна включать идеи и принципы права в человеческом измерении, базирующиеся на признании человека, его прав и свобод высшей ценностью. Только в таком понимании, воплощающемся в правовой практике, юридическая помощь приобретает характер неотъемлемого права человека, важнейшей гарантии реализации других прав и свобод личности.
Концепция права в человеческом измерении задает целевую направленность всем иным элементам структуры правовой политики в сфере юридической помощи.
Государство посредством законодательного наделения адвокатуры целями и задачами в сфере охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина обеспечивает с помощью государственно-правовых методов и средств реализацию конституционного права каждого на квалифицированную юридическую помощь.
Надобность ограничения круга лиц, допускаемых в качестве защитника, определена целями правосудия, где приоритет отдан профессиональным достоинствам конкретного лица, которое предлагает себя в качестве представителя, а не доверительным взаимоотношениям обвиняемого и защитника. В-третьих, в рядах «свободных» юристов есть и те, кого к адвокатской профессии нельзя подпускать даже близко, так как однажды они либо не сдали квалификационный экзамен, либо были лишены статуса за непрофессионализм, за нарушение адвокатской этики.
Однако вышеуказанные лица оказывают юридические услуги: дают устные и письменные консультации; представляют и защищают интересы лиц в любых органах, а также в любых судебных делах, включая даже некоторые уголовные дела.
Обстановка, когда юридическую помощь может оказать любой человек, потребностям в построении правового государства и борьбы с правовым нигилизмом не отвечает. Лица, оказывающие юридические услуги, поставлены в неравные условия, в чем-то граничащие с дискриминацией: адвокаты несут множество обязанностей, тогда как к лицам, не имеющим статуса адвоката, но также оказывающим юридические услуги, никаких правовых требований и условий осуществления такой деятельности законодательство не устанавливает. Отсутствие компетентных и профессиональных кадров разрушает саму идею квалифицированной юридической помощи и, кроме того, создает реальную угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов граждан оказанием некачественных юридических услуг. В этой связи государству необходимо установить эффективный контроль в сфере юридической деятельности. Исправить такую неудовлетворительную ситуацию можно вероятно путем приведения законодательного регулирования в соответствие с Конституцией России и международными стандартами.
Также обязательно стоит учесть важность, которую качественное оказание юридических услуг и уважение к юридической профессии имеют для граждан, субъектов делового оборота, общества и государства. Вследствие этого, концепция правовой помощи нацелена, в том числе, на повышение качества юридических услуг. Это соответствует интересам получателей таких услуг, равно как общества и государства.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВА НА КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ
Конституционная норма о праве граждан на квалифицированную юридическую помощь носит не конкретно-регулятивный, а общерегулятивный характер. Конституция РФ является Основным Законом страны, учредительным правовым актом, который в силу этого не может ставить своей целью конкретное правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права человека на квалифицированную юридическую помощь. Это задача других отраслей права, которые, закрепляя правовые средства реализации данного права, опираются на конституционные нормы. Субъектами права на юридическую помощь в конституционном праве выступают гражданин и государство. Народ, социальные общности, Российская Федерация и субъекты Федерации не могут быть субъектами этого права. Народ и социальные общности не могут выступать субъектом этого права в силу того, что оно реализуется каждым индивидуально и не принадлежит к числу коллективных прав, т.е. тех, которые отдельный индивид самостоятельно реализовать не может, а осуществляет их в составе коллектива или социальной общности. Российская Федерация и ее субъекты не могут быть субъектами этого права потому, что реализация этого индивидуального права порождает конкретные правоотношения между гражданином и государственным органом, а не государством в целом либо его субъектом. Поэтому в нашем случае под государством следует понимать органы государственной власти, которые обязаны гарантировать гражданам осуществление их конституционного права на юридическую помощь.