Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ДЖОН ДЬЮИ И ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ.
1.1 Основные педагогические идеи Джона Дьюи
1.2 Школа в представлении Дьюи
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЬЮИ И ЗНАЧЕНИЕ ЕГО РАБОТЫ ДЛЯ ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ
2.1 Педагогический эксперимент
2.2 Сравнительный анализ педагогической теории Джона Дьюи и традиционной системы обучения
Таким образом, можно сделать вывод, что педагогическая теория Дьюи значительно отличается от традиционной системы образования, господствовавшей в то время.
2.3 Выводы
Огромное внимание Джон Дьюи уделял занятиям ручным трудом, имеющим непосредственное отношение к повседневной жизни учащихся.
В работах Дьюи содержится критика традиционной школы, и наблюдаются значительные отличия от традиционной Гербартианской системы образования, господствующей в то время.
Данные отличия заключаются в основной цели и акценте обучения, способах получения знаний, принципах и программе обучения, делении на предметы, роли педагога в образовательном процессе, месте воспитания в процессе обучения и результате обучения.
Педагогические идеи Дьюи оказали большое влияние на общий характер учебно-воспитательной работы в школах США и некоторых др. стран, в частности и на советскую школу в 20-х годах, что нашло своё выражение в так называемых комплексных программах и в методе проектов, применявшихся в 20-х гг.
То, что ученому удалось сделать в его экспериментальной школе, кардинально изменило подход к методам обучения, активизировало учение, дало толчок демократизации школьной жизни и, конечно, обеспечило ему репутацию великого педагога.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прожив яркую и долгую жизнь продолжительностью почти в сто лет, основатель философии и педагогики прагматизма сохранял неиссякаемую работоспособность до последних дней и оставил наследие, по самым разным отраслям знания.
В сжатом виде основные положения теории Джона Дьюи выглядят следующим образом:
· Обучение должно происходить путем опытного познания окружающей действительности;
· Истинным и ценным является только то, что дает практический результат;
· В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка;
· Ориентированность преподавания на будущую деятельность в обществе;
· Метод учебных проектов — это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов;
· В школе должен меняться набор и соотношение изучаемых дисциплин: вместо «сущностных» дисциплин вводятся «инструментальные», либо часть «сущностных» предметов следует значительно сократить;
· Необходимо непрерывное образование для всех возрастных категорий. Все общество должно находиться в процессе постоянного обучения и переобучения;
· Дьюи считал необходимым систематически включать в учебный процесс игровую деятельность;
· Задача педагога — создавать условия, которые благоприятствуют выявлению внутреннего мира учащегося, и устранять ситуации, которые мешают или препятствуют развитию.
Условиями успешности обучения являются:
· Проблематизация учебного материала;
· Активность ребенка;
· Связь обучения с жизнью ребенка, игрой и трудом.
Дьюи придерживался так называемой педоцентрической теории и методики обучения, согласно которой роль учителя в процессах обучения и воспитания сводится в основном к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их любознательности. В методике ученого наряду с трудовыми процессами большое место занимали игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность, домоводство. Воспитанию дисциплины учащихся Дьюи противопоставлял развитие их индивидуальности.
Педоцентрическая концепция Дьюи оказала большое влияние на общий характер учебно-воспитательной работы школ США и других стран, в частности советской школы 20-х гг., что нашло свое выражение в т.н. комплексных программах и в методе проектов.
Джон Дьюи был новатором, его идеи значительно отличались от традиционных. Он кардинально изменил процесс обучения, отношение к ученикам, содержание образования, сделав тем самым огромный вклад в развитие гуманистически направленного обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Белоцветова Е.М. Джон Дьюи и философия прагматизма. /США-Канада. Экономика, политика, культура. - Москва, 2010 №4.
2. Бим-Бад Б.М. Джон Дьюи как педагог.
3. Большая Советская Энциклопедия.
4. Броневич А.Б. Педагогическая психология.
5. Валеева Л.А. Дидактическая система Джона Дьюи: становление и реализация в педагогической практике: монография. - Казань, 2008.
6. Горшкова В.В. Интерпретация педагогической концепции Джона Дьюи в Российской педагогике 20-30 гг.ХХ века. /Педагогика №1. - Москва, 2009.
7. Горшкова В.В., Митковец Е.А. Философия образования Джона Дьюи: формат истории и современности. /Педагогика№8. - Москва, 2007.
8. Ерохин А.К. Джон Дьюи о социальной роли образования. /Философия образования. №1. - Новосибирск, 2006.