Файл: Информационные технологии в профессиональной деятельности (История развития электронных библиотек).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
Введение
Мы живем в эпоху повсеместного становления информационного общества. Под действием процесса глобализации стираются границы стран: экономические, языковые, и, разумеется, информационные. Общие процессы информатизация меняет нашу жизнь, все чаще мы встречаемся с компьютерными информационными системами. Они во многом упрощают нашу жизнь, освобождают время, облегчают наш труд. Наиболее важным ресурсом в современном обществе становится информация. Сохранение, преумножение и рациональное использование этого ресурса стало иметь огромнейшее значение для каждого государства и общества
Очевидно, что «Золотой век» печатных изданий подходит к концу. Все больше информации используемой нами в повседневной жизни поступает в электронном формате, более того, традиционные печатные издания, произведения литературы, ставшие классикой, бесценные музейные манускрипты переводятся в информационный формат. Эта форма представления информации позволяет организовать работу с информацией и доступ к ней на совершенно ином качественном уровне. Печатные издания, разумеется, сохранят свою эстетическую ценность, но им уже не суждено быть основным источником информации, плохо это или хорошо, но подмена печатных изданий электронными – объективный процесс, который невозможно остановить.
Обеспечение публичного (в том числе удаленного) доступа пользователей к электронным информационным ресурсам стало одной из первоочередных задач информационного обслуживания науки, образования и культуры. Существующая сейчас система информационного обслуживания позволяет нам получить доступ практически к любой информации в неограниченном количестве, огромную роль в это играет сеть Internet, которая с 1991 успела превратиться в самобытную и практически неисчерпаемую информационную среду. Все современные системы библиотечного обслуживания будут основаны на предоставлении информации пользователям, посредством «всемирной паутины».
В определенном смысле термин электронная библиотека известен уже давно — в течение ряда лет различные специалисты предсказывали наступление эры электронных библиотек. Вместе с тем этот термин можно считать и совершенно новым, относящимся к незнакомому учреждению. Традиционные библиотеки являются не только коллекцией документов или источников информации, но имеют также средства навигации, систему каталогов, службы помощи читателю и автоматизированную среду работы с информацией, то придется признать, что электронная библиотека начинает приобретать некоторые новые черты.
История развития электронных библиотек
Большое влияние на информационные системы оказал начавшийся в 1970-е гг. устойчивый прогресс в автоматизации всех, или почти всех библиотечных технологии. Он начался с автоматизации библиотечных каталогов, затем систем обслуживания и завершился в конце 1970-х — начале 1980-х гг. созданием интегрированных систем автоматизации библиотек.
В интегрированных системах используется единая структура программного обеспечения для управления всеми библиотечными процессами, включая каталогизацию, обслуживание, комплектование, финансовые расчеты, равно как и многие другие функции (например, межбиблиотечный абонемент).
Одно из самых существенных достижений этого периода — создание электронного каталога библиотеки, который внес революционные изменения в процесс поиска документов. С появлением электронного каталога впервые возникли идеи создания распределенного фонда.
В рамках интегрированной системы автоматизации создавались поистине сложные, полезные модули, новые системы доставки документов пользователю. Наиболее существенной оказалась разработка online систем, сначала для отдельных рабочих станций обслуживания компактными дисками, затем как сетевые средства обслуживания CD—ROM, а в последнее время и через удаленные серверы.
В недалеком прошлом появились и версии сетевого обслуживания, связанные с доступом в Интернет. В результате даже сравнительно небольшая, скромная библиотека приобрела возможность предоставлять доступ к колоссальным электронным ресурсам. Как следствие этого интегрированная библиотечная система автоматизации перестала быть столь существенным элементом библиотеки, особенно если она не работает с ресурсами Интернет.
Электронные библиотеки сегодня представляют собой даже не направление, это – идеология. Электронные библиотеки становятся неотъемлемой частью деятельности практически в любой области; с необходимостью иметь, развивать и использовать электронную библиотеку сегодня сталкиваются практически все. Как ранее все стремились получить компьютеры, так сейчас, когда уже произошло определённое насыщение компьютерами, говорят в основном о двух вещах – Интернете и электронной библиотеке. Причём всё больше и больше об электронной библиотеке в этом смысле больше всех не повезло обычным библиотекам: с одной стороны, именно библиотеки являются одной из главных движущих сил развития электронной библиотеки, а с другой само слово библиотека в словосочетании «электронная библиотека» вводит многих в заблуждение и, тем самым, низводит его до задачи оцифровки каких-то фрагментов или всего фонда библиотеки.
Электронные библиотеки получили широкое распространение на Западе, и мы не сильно опоздали: если в США и Западной Европе этими проблемами начали заниматься в 1992-1994 гг., то в России первые проекты появились уже в 1996-1999 гг., т.е. мы извлекли уроки из прошлого, чтобы не отставать на 15-20 лет, как это случилось с hardware и software
Google начинает собственный проект по оцифровке книг. В декабре 2004 года было объявлено о начале работы библиотечного проекта «Google Print», который в 2005 году был переименован в «Поиск книг Google».
20 ноября 2008 года начала функционировать общеевропейская цифровая библиотека Europeana.
21 апреля 2009 года состоялось официальное открытие Всемирной цифровой библиотеки.
27 мая 2009 года в Санкт-Петербурге была открыта президентская библиотека имени Бориса Ельцина, в задачи которой входит предоставления электронных материалов по истории России.
Основное различие традиционной публикации (информации "на твердом носителе") от электронной заключается в том, что пользователь, обращаясь к сервисам электронной библиотеки за необходимой информацией в результате получает возможность непосредственной работы с самими документами. Электронные библиотеки дают возможность параллельного использования различных поисковых механизмов и средств доступа к гетерогенным банкам электронных данных.
Главное в электронной библиотеке - это система каталогов и возможность удобного и всестороннего поиска. И тогда любая информация всегда будет найдена и использована. Сегодняшние возможности программирования открывают поистине безграничные возможности для организации электронных библиотек организаций.
Создание электронных библиотек и полнотекстовых баз данных имеет большее значение, чем просто способ облегчить работу с информационной базой, их создание ставится идеей захватившей большую часть современного мира. Электронные библиотеки и базы данных становятся неотъемлемой частью деятельности практически в любой области: науки, культуры, образования, институтов власти. Практически любая организация, имеющая свою страницу в Интернете, а зачастую и любительский сайт, склонны к представлению собственной виртуальной библиотеки.
Понятие библиотеки и ее атрибуты
Чтобы точно определить специфические особенности электронных библиотек, как особой системы информационного обслуживания, необходимо выделить общие черты позволяющие назвать информационную систему «библиотекой»:
Набор объектов. Любая библиотека создаёт набор данных, часто называемых фондами, экземплярами, ресурсами или просто материалом. Таковыми могут быть книги, журналы, документы (как печатные, так и электронные); мультимедийные объекты (картины, изображения, магнитные ленты, видеофильмы и т.п.). Объекты должны быть доступны либо непосредственно в библиотеке, либо через какую-то сеть.
Набор метаданных. В библиотеке обычно имеются метаданные: каталоги, руководства, словари, тезаурусы, указатели, рефераты, обзоры, подборки и т. п.
Набор служб. В их числе различные средства доступа (поиск, просмотр и т. п.) с учетом категорий и интересов читателей, системы дифференцированного распространения информации, менеджмент библиотеки, статистика, оценка эффективности и т.д.
Область интересов. Каждой библиотеке свойственна определенная область интересов, в соответствии с которой и формируются фонды. Например: искусство, наука, литература. Обычно библиотеки создаются для определенной категории пользователей: академические, публичные, специальные, школьные, национальные или государственные.
Контроль качества. В данном случае имеется в виду тщательная проверка фондов на соответствие профилю библиотеки. Поступающий материал фильтруется перед включением в фонды. Постоянно пополняются библиографические ресурсы путем создания библиографических записей, указателей, рефератов и т. п.
Сохранность. Библиотеки и архивы являются центрами сохранности — это одна из ключевых функций. Цель процедур сохранности - обеспечить защиту информации и доступ к ней будущих поколений; подразумевается регулярная инспекция материалов для выявления ухудшения состояния; профилактика, а в случае необходимости — восстановительные процедуры.
Таким образом, мы выделили базовые характеристики, необходимые требования библиотеки. Отталкиваясь от них, мы сможем оценить плюсы и минусы электронных библиотек.
Задачи, функции и классификация электронных библиотек
Вне зависимости от того, является ли электронная библиотека локальной или она выставлена в Интернете (с различными условиями доступа), ее создание должно быть направлено на достижение основной цели, которая видится в удовлетворении информационных потребностей. Используемые технологии и методики должны соответствовать специфике обозначенных информационных потребностей, рациональной организации массива электронных документов, сформированного по избранным критериям отбора. Посредством электронных библиотек могут быть решены следующие задачи:
обеспечение более широкого доступа к документам, предоставление которых читателям затруднено или ограничено (редких книг, фотоальбомов, рукописных книг, диссертаций и т. п.);
организация фондов документов/данных, существующих исключительно в электронной форме, их каталогизация и обеспечение доступа к ним потребителям информации;
предоставление пользователям качественно новых возможностей работы с большими объемами электронных данных.
Как любой целостный фонд, электронная библиотека способствует выполнению следующих основных функций:
информационная, направленная на удовлетворение потребности в информации различных категорий пользователей по всем отраслям знаний либо одной из предметных областей;
просветительная, реализуемая, в том числе за счет популяризации электронных документов, относящихся к истории и культуре;
научно-исследовательская, ориентированная на содействие глубокому изучения темы (предмета) научными работниками и специалистами, в том числе за счет предоставления полных текстов из удаленных фондов;
образовательная, в рамках которой осуществляется поддержка, как основного, так и дополнительного образования путем предоставления не только мультимедийного учебного материала, но и необходимой литературы;
справочная, позволяющая получать достоверные сведения, отраженные в документах определенного вида;
функция сохранения творческого наследия, особенно важная в условиях электронной среды.
Несомненно, своей популярность электронные ресурсы обязаны не только общим процессам информатизации, они имеют ряд значительных преимуществ, в сравнении с традиционными библиотеками:
Пользователь получает информацию независимо от времени и места нахождения — своего или библиотеки.
Существенно повышается оперативность предоставления пользователям необходимой литературы, документов и данных.
Пользователь имеет возможность доступа к разнородным электронным ресурсам.
Использование машиночитаемых копий предотвращает ухудшение состояния оригинальных документов.
Облегчается реализация новых форм библиотечного и информационного обслуживания пользователей, в том числе — обслуживания инвалидов по зрению и инвалидов в связи с болезнями опорно-двигательного аппарата.
Документы, имеющиеся в библиотеках в ограниченном количестве, становятся доступными значительно большему числу пользователей.
Работа с цифровыми электронными документами может выйти далеко за рамки простого чтения текста или просмотра изображения. Фрагменты исходных данных можно использовать в работе, объединяя, добавляя и редактируя материалы.