Файл: Понятие и характеристика производственных организаций..pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
Содержание:
Введение
Каждый человек в течение своей жизни, так или иначе, связан с организацией. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру.
Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходилось иметь дело с организацией.
Организация – сложный организм. У организации есть свой облик, культура, традиции и репутация.
Организация уверенно развивается, когда имеет обоснованную стратегию и эффективно-используемые ресурсы.
Происходящие в нашей стране преобразования нацелены на повышение эффективности общественного производства. Для решения этой задачи осуществляется целый комплекс мер. Развернулась решительная борьба за повышение качества выпускаемой продукции, внедряются более эффективные экономические методы управления взамен изживающих себя административных методов управления, новые формы организации труда и производства, осуществляется переход на принципы полного хозрасчета, происходит реорганизация внешних экономических связей. Вместе с тем предстоит еще изыскать и привести в действие нераскрытые резервы эффективной организации управления, более полного использования всех видов ресурсов, задействовать методы стимулирования труда. Решению этих проблем может помочь освоение передовых методов управления в организациях, что ведет к открытию инновационных преобразований в области организации труда.
На развитие организации влияют множество факторов внешней и внутренней среды. Существуют законы, влияющие на функционирование организации.
Поэтому в современном мире при осуществлении деятельности, для любой организации, необходим анализ окружающей среды, наличие точной, достоверной информации о конкурентах, выбор стратегии и разработка цели, осуществление контроля при принятии и реализации управленческих решений.
Цель: Законы, влияющие на функционирование организации приобрели значительные масштабы в своем развитии и эффективно продолжают развиваться в настоящее время.
Задачи: 1. Понятие об организациях, их виды и характеристика.
2. Основные законы, влияющие на функционирование организации.
3. Современные тенденции, используемые в организации
I. Понятие об организациях, их виды и характеристика.
Термин «организация» применяется очень широко. В менеджменте этот термин используется, по крайней мере, в двух смыслах. В широком смысле организация рассматривается как предприятие – функционально-целевая общность людей, с присущей ей социальной структурой, каналами коммуникации, ориентации, координации, управлений и контроля, формулирующаяся на основе разделения труда, специализаций функций и иерархизированной системы взаимодействия между индивидами, группами и структурными подразделениями для удовлетворения социальных потребностей индивидов и общества.
В узком смысле организация – это процесс определения более существенных связей среди людей, задач и видов деятельности с целью интеграции и координации организационных ресурсов для эффективного выполнения поставленных целей.
Организации создаются и существуют вследствие того, что заданная цель не может быть достигнута единственным человеком или даже несколькими людьми, работающими независимо.
Организация – это группа людей, имеющая цель.
Простая организация – имеет одну цель.
Сложная организация – имеет несколько целей.
Формальная организация – зарегистрирована в соответствии с текущим законодательством, по приказу руководителя на определенном уровне.
Неформальная организация – образуется спонтанно.
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общественных целей.
Требования к организации:
1) наличие хотя бы двух человек, которые считают себя частью группы;
2) наличие хотя бы одной цели, которая принимается всеми членами группы;
3) все члены группы сознательно и намеренно работают, чтобы добиться цели;
Организация – это первичное хозяйственное звено в экономике.
Организация – это совокупность благовременных норм и правил построения и функционирования рациональных структур производительных процессов предприятия, обеспечение, достижение или установление целей перспективного развития.
Уровни организации:
1.Мировая система.
2. Народное хозяйство.
3. Отрасль народного хозяйства.
4. Объединение предприятия.
5. Предприятия.
6. Подразделения.
7. Рабочее место.
Основные категории организации:
Типы организаций.
Формы организаций.
Методы.
Принципы.
Субъекты организации – это персонал предприятия осуществляющий деятельность в соответствии со своими должностными обязанностями.
Организационная структура предприятия характеризуется совокупностью рабочих мест, должностей, органов управления и производственных подразделений, форм их взаимосвязей обеспечивающих достижение стратегических целей предприятия.1
Организация представляет собой сознательно-координируемое социальное образование с определенными границами имеющий определенный набор взаимосвязанных целей.
Любая организация является открытой системой, так как взаимодействует с влиянием сред.
В любой организации организуется три ключевых процесса:
- получение ресурсов из внешней среды;
- производство продукта;
- передача его во внешнюю среду;
Организация как система координации поведения людей обеспечивает процесс достижения целей.
Деятельность участников объекта реализуется в рамках структуры и зависит от эффективности установленных связей между ними. Для того, чтобы объект эффективно выполнял свои функции по достижению целей используют мотивацию, стимулирующую власть, лидерство, управление конфликтами, организационную культуру.
Все организации вне зависимости от целей, типа и конечного результата имеют характеристики:
1) ресурсы – основные ресурсы используются объектами, это люди, капитал, материалы, технологии, информация.
2) зависимость от внешней среды – одно из самых значимых характеристик объекта является взаимосвязь с внешней средой.
Не один объект не может быть закрытой системой. Объект зависит от внешней среды, как в отношении своих ресурсов, так и потребителей, пользовавшими результатами его труда.
Внешняя среда включает все силы, и институты где сталкивается в своей оперативной или стратегической деятельностью: экономические условия, законодательство, система ценностей в обществе, уровень психологии конкурентов.
Внешняя среда никогда не бывает, стабильна, поэтому надо уметь реализовать на изменения.
3) горизонтальное разделение труда – разделение всей работы на составляющие элементы называется горизонтальным разделением труда и направлена на дифференцирование функции (маркетологи, финансисты, производство).
4) вертикальное разделение труда – работа объекта связана с иерархией управления. Она разделена на составные части.
В результате разделяют координацию как самостоятельную функцию.
5) подразделения – любая сложная система объекта состоит из подразделений и выполняет конкретное задание и добивается конкретно поставленных целей. Такие подразделения называются отделами или службами.
6) необходимость управления – цели объекта рассматриваются как ориентиры для направления потоков связи, полномочий и ответственности.
Для того чтобы объект мог добиться реализации своих целей, задачи объекта координированы по средствам вертикального разделения иерархий , полномочий и ответственности.
Для нормальной работы объекта необходимо:
разработать миссию компании;
разработать цели и стратегию;
распределить функции производства и управления;
распределить задания между работниками;
организация связи и порядка;
приобрести или модернизовать технологии производства;
наладить систему стимулирования снабжения сбыта;
организовать производство;
комбинировать;
обучать;
информированность;
реагировать на изменения.
Существует взаимодействие внутренней и внешней среды организации.
Внутренняя среда включает в себя: цель, миссию, функции, стратегию, организационную культуру, организационную структуру, персонал, самоорганизацию.
Деловая среда включает в себя: клиенты, поставщики, конкуренты, потребители, инфраструктура, страховая компания, транспортная компания, муниципальная организация.
Макроокружение включает в себя: экологическая система (реформа), социальная система (нормы общества), ресурсная система (человеческий), технологическая система, политическая.
Организация – это вторая функция менеджмента, задачей которой является формирование структуры организации, определение порядка функционирования и взаимодействия структур организации, а также обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы – персоналом, оборудованием, зданиями, денежными средствами, документацией.
Организовывать - значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ.2
Каждая компания обязана соблюдать законодательные акты страны пребывания и свои собственные правовые акты.
Любая социальная организация – это сложная динамическая система и ей присуще общие системные свойства. Организационные системы развиваются по объективно-существующим законам. Эти законы познаваемы и должны целенаправленно использоваться в процессе деятельности. Знание общих законов развития и функционирования сложных систем позволяет предвидеть и принимать верные решения без проведения дорогостоящих экспериментов.
Менеджеры занимаются организационной деятельностью, чтобы выполнить три вещи. Первое, процесс организации повышает эффективность и качество работы. Только в процессе организации могут быть созданы условия для достижения синергии. Иными словами, группы людей, эффективно работающих вместе, могут сделать гораздо больше, чем если бы они трудились по одному.
Вторая причина потребности процессе организации обусловлена необходимостью установления ответственности. Любые усилия людей более эффективны, когда они понимают свои специфические обязанности. Кроме того, важно, чтобы все служащие знали, перед кем они должны отчитываться, и кто будет поручать им работу, и наблюдать за исполнением. Полезно также чтобы каждый работник был ознакомлен со всей структурой власти в организации. Взаимоотношения различных органов власти должны быть ясны всем., начиная от рабочих, находящихся на нижней ступени организационной пирамиды, и кончая высшими руководителями.
И последняя причина, вызывающая необходимость процесса организации, - это облегчение коммуникаций. Формальная коммуникация прямо следует за структурой власти в организации. Так, когда человек знает, кто его босс и какими подчиненными он руководит, то формальные линии связи устанавливаются в двух направлениях. Этот процесс охватывает всех, так что существует коммуникационная линия, которая проходит сверху вниз через всю организацию, а также по горизонтали.
II. Основные законы влияющие на функционирование организации.
Как известно, законы организации условно разделены на две группы – универсальные (основополагающие и фоновые) и специфические. Они имеют некоторые особенности реализации и в зависимости от этапа жизненного цикла, в которой находится компания.
Законы оказывают друг на друга как положительное, так и отрицательное влияние.
К основополагающим законам относится закон самосохранения – он гласит, что каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого свой потенциал (ресурс).
Закон синергии и закон развития способствуют или тормозят развитие ресурсов компании.
К фоновым законам относятся закон информированности-упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон композиции и пропорциональности, устанавливающий, что каждая материальная система стремится приобрести, создать или сохранить в своей структуре все необходимые ресурсы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или заданном подчинении (пропорции).
I. Закон самосохранения. Каждая организационная динамическая система противостоит внутренним и внешним разрушающим воздействиям, используя для этого значительную часть своего потенциала. Для стабильности организации важны правильно организованные стратегии и тактика. При низком уровне самосохранения необходимо обдумать ситуацию и применить ряд организационных мер. Они могут касаться изменения стратегии поведения фирмы на рынке, формы управления, изменения численности персонала и структуры кадров. На потенциал самосохранения влияют ошибки руководства, внешние и внутренние форс-мажорные обстоятельства, отсутствие специалистов в нужное время и в нужном месте, а также своевременное страхование.
Самосохранение – это частный случай, а почти составная часть устойчивости, надежности системы организации.
Устойчивость организации зависит от внешней и внутренней сред, наличие ресурсов, характеристик их деятельности, качества управления. Как одно из условий стабильности самосохранение базируется в основном на внутренних факторах и обусловлено действием двух противоположных организационных факторов – консерватизма и развития.
Существуют факторы сохранения и повреждения.