Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
ГЛАВА II . УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ
2.1. Понятие управления конфликтами
Если бы конфликт понимался только как патологическое явление в обществе, ведущее к дезорганизации социальной системы, к нарушению ее нормального функционирования, то основная проблема отношения к конфликту сводилась Конфликт — это столкновение сторон, при котором одна из них или обе ощущают угрозу (пусть и просто кажущуюся) и пытаются отстоять свои цели. Интересно, что если не вмешиваться в него, он будет развиваться быстрее, провоцируя сильные эмоции, из-за которых оппоненты не всегда могут объективно оценивать ситуацию, тем более что и реагируют они на неё в соответствии с собственным восприятием происходящего.
В то же время процесс управления конфликтом — это целенаправленное влияние на людей, между которыми он разгорелся, ради того, чтобы добиться компромисса или консенсуса (взаимной удовлетворённости сторон). В этом процессе есть этапы:
- признание конфликта;
- выявление его причин;
- использование методологии, позволяющей его разрешить.
В процесс управления конфликтами могут также входить следующие составляющие:
- прогнозирование конфликтов;
- регулирование;
- их предотвращение или стимулирование.
Методы управления конфликтами
Есть несколько групп методов.
- Внутриличностные
Они направлены на определённого человека и сводятся к умению правильно вести себя в конфликтной ситуации, грамотно выражать свои мысли, чтобы не спровоцировать её обострение. При использовании таких методов общение чаще всего ведётся через так называемые «Я-сообщения», когда позиция отстаивается без обвинения противника, то есть вместо «Ты не внимательный» в рамках «Я-сообщений» говорят «Я трачу слишком много времени на исправление ошибок» и т. д. Цель таких методов — изменить точку зрения оппонента, а не просто заставить его принять другую сторону.
2. Структурные
Такие методы помогают решить конфликты, возникшие на почве неправильно распределённых функций в компании или на фоне несправедливой системы вознаграждения, мотивации сотрудников.
Рассмотрим эти методы более подробно.
- Разъяснение требований. Когда каждый сотрудник понимает, чего от него ожидают, недопонимания возникают реже. Чтобы их в принципе предупредить, лучше использовать должностные папки с инструкциями, обязанностями и документами по каждой должности, а также обязательно прописанным ЦКП.
- Применение координационных механизмов. В рамках этого метода в конфликт просят вмешаться общего руководителя, который поможет достичь компромисса. Главное, чтобы в компании действовал принцип единоначалия, в противном случае реализовать это вариант не удастся.
- Составление или уточнение общеорганизационных целей. Это способ, который позволяет отвлечь сотрудников от конфликтов и направить их усилия на решение важных задач. К слову, его можно эффективно использовать при предупреждении проблемных ситуаций. Для этого необходимо проводить общие еженедельные собрания персонала, на которых доносить до каждого сотрудника цель, миссию компании. Такие собрания повышают боевой дух в коллективе и способствуют сплочению людей.
3. Межличностные
Сводятся к выбору правильной линии поведения каждой из сторон, благодаря чему не будут ущемляться интересы оппонентов. Это:
- уступчивость;
- противоборство;
- сотрудничество;
- принуждение (при таком способе превалирует какая-то одна точка зрения, что, вероятнее всего, приведёт к упущению некоторых важных моментов);
- решение проблемы (оптимальный вариант, при котором стороны не отстаивают свои цели, а стремятся найти наилучший путь на благо общей цели).
4. Переговоры
Один из основных методов управления конфликтами, предполагающий поиск решения, которое устроит всех оппонентов. Чтобы реализовать его, стороны обсуждают проблему (каждый высказывает свою точку зрения) и приходят к единому решению. Правда, иногда на его поиск должна подтолкнуть независимая сторона.
5. Ответные агрессивные действия
Это крайняя мера, к которой могут прибегать, только если предыдущие методы не дали результатов. Как следует из названия, предусматривает применение силы, поэтому не считается оптимальным для решения кризисных ситуаций.
Выводы
Научиться управлять конфликтами непросто, но это ценнейшее умение для руководителя компании. Во-первых, оно помогает налаживать взаимоотношения между людьми, а во-вторых — служит хорошим двигателем прогресса.
Обратите внимание, что бояться конфликтных ситуаций или избегать их неразумно. Это делает сотрудников «психологическими заложниками ситуации», неспособными быстро и правильно действовать. А вот пытаться предупреждать, внедряя оргсхему, постоянно работая с персоналом (проводя регулярные собрания, осуществляя письменные коммуникации, чтобы предупредить искажения), — вполне действенно.