Файл: Основные взгляды на управление, существовавшие в древности.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Предпосылки возникновения науки управления.
Основные взгляды на управление, существовавшие в древности
Классификация подходов и школ менеджмента
Содержание и основные положения школы научного управления.
Основные положения учения Тейлора.
Развитие идей Ф.Тейлора в трудах его последователей.
Основные положения теории Френка и Лилиан Гилберт.
Предпосылки возникновения науки управления.
Во все исторические эпохи, в каждой стране как хозяйственная, так и нехозяйственная (военная, религиозная, культурная и пр.) деятельность общества, человеческих коллективов сознательно управлялась.
Управление проявляется в человеческом сообществе в рамках совместной деятельности. Возникновение управления как особой деятельности в обществе обусловлено прежде всего появлением и развитием разделения труда, специализировавшего труд производителей и коллективов.
С самого зарождения человеческого общества в нем присутствовали основные элементы, субъекты и объекты управленческой деятельности:
♦ ресурсы;
♦ люди;
♦ условия внешней среды;
♦ цели и задачи поддержания жизнедеятельности сообщества;
♦ определенные правила взаимодействия и совместной деятельности членов сообщества;
♦ коммуникации и адекватные им информационные потоки прямых и обратных связей, побуждавших к тем или иным действиям;
♦ определенные технологии деятельности, которые необходимо было создавать, развивать и распространять между членами сообщества;
♦ требования разделения труда.
Все это обусловило необходимость появления управления как специфического вида деятельности, которое возникло с разделением труда и выделением групп людей и отдельных лиц, занимающих разное положение в трудовых процессах, в том числе в процессах производства и обмена.
Основные взгляды на управление, существовавшие в древности
Предметом «Истории менеджмента» является общественно-исторический процесс возникновения, развития и изменения системы знаний и суждений об управлении.
Английское слово «management» в переводе означает «управление». В классическом представлении слово «управление» шире понятия «менеджмент». Однако в отечественной литературе «менеджмент» и «управление» определяются как слова- синонимы. Вместе с тем следует отметить, что семантика слова «менеджмент» очень сложна и истинный объем и содержание данного понятия можно увидеть, только проследив эволюцию взглядов на управление.
Так, в период древних цивилизаций не существовало аналога понятию «менеджмент». В основе взглядов на управление лежали сложившиеся обычаи и традиции, которые получили закрепление
в законодательных актах и древних письменных источниках.
В эпоху Средневековья происходит оформление взглядов на управление, обусловленное развитием цеховой организации ремесленного производства.
Промышленная революция привела к переосмыслению воззрений на управление, которое стало рассматриваться в контексте технологического обеспечения предприятий, внедрения на них
машин и концентрации людских ресурсов в рамках промышленного производства.
В XX в. осуществляется систематизация накопленных знаний об управлении и появляется первое определение содержания понятия «менеджмент» – «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц» Кроме того, в 1910 г. в обиход вводится понятие «научное управление»
Классификация подходов и школ менеджмента
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
В СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.
Синергетический. Представляет своего рода системный подход к сложным открытым нелинейным системам. Базируясь на его теоретической базе, дополняется категориями: цикл, неустойчивость, неравновесность, точка бифуркации, катастрофа, самоорганизация, аттрактор, стадия и фаза развития системы, управление развитием. Учет синергетических закономерностей существенно меняет традиционные представления в области управления сложноорганизованными системами, которое все более начинает основываться на построении управляющего воздействия, согласованного с внутренними тенденциями развивающихся систем
Содержание и основные положения школы научного управления.
Создатели школы научного управления исходили из того, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения.
Основные принципы школы научного управления:
Рациональная организация труда — предполагает замену традиционных методов работы рядом правил, сформированных на основе анализа работы, и последующую правильную расстановку рабочих и их обучение оптимальным приемам работы.
Разработка формальной структуры организации. Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего, разграничение исполнительных и управленческих функций.
Основателями школы научного управления являются:
Ф. У. Тейлор;
Френк и Лилия Гилберт;
Генри Гантт.
Основные положения учения Тейлора.
Основателем и основным разработчиком идей научного управления является Фредерик Уинслоу Тейлор (1856—1915). В отличие от многих специалистов, создающих управленческие теории, Тейлор был практиком: сначала рабочим, а потом менеджером.
Учение Тейлора базируется на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности. Тейлор ставил перед собой задачу повышения производительности труда и видел ее решение в рационализации трудовых операций на базе научной организации осуществления рабочим своей трудовой деятельности
Основные принципы научного управления Тейлора состоят в следующем:
• разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.;
• абсолютное следование разработанным стандартам;
• подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут принести наибольшую пользу;
• оплата по результатам труда (меньшие результаты — меньше оплата, большие результаты — больше оплата);
• использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям;
• поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами с целью обеспечения возможности осуществления научного управления.
Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия.
В основе концепции Тейлора лежало разделение труда на две составляющие: труд исполнительский и труд распорядительский
Развитие идей Ф.Тейлора в трудах его последователей.
Взгляды Гантта.
Особое внимание в своих исследованиях Гантт уделял вопросам стимулирования труда, производственного планирования. Он внес значительней вклад в разработку теории лидерства. Им была разработана методика премиальной системы, составлены карты-схемы для удобства планирования, получившие название гантт-схемы.
Вслед за Тейлором Гантт считал, что до каждого рабочего необходимо довести конкретное производственное задание. Кроме того, рабочий должен знать, что в случае его своевременного и качественного исполнения он получит премиальное вознаграждение.
Ганттом был предложен график (график Гантта), по которому каждый рабочий мог проследить за результатами своего труда и размером заработка за час, день, неделю. График Гантта является предшественником сетевого графика, для расчета которого в настоящее время широко используются ЭВМ. Гантт рассматривал человеческий фактор в качестве основного
двигателя повышения эффективности производства.
Основные положения теории Френка и Лилиан Гилберт.
Они занимались вопросами рационализации труда рабочих, изучением физических движений в производственном процессе и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда. Все усилия Фрэнка и Лилиан Гилберт были сконцентрированы на направлении, которое позднее получило название «изучение движений»
Все факторы, влияющие на производительность рабочего, делятся
на три группы:
• переменные факторы рабочего (телосложение, здоровье, образ жизни, квалификация, культура, образование и т.д.);
• переменные факторы обстановки, оборудования и инструментов (отопление, освещение, одежда, качество используемых материалов, монотонность и трудность работы, степень утомляемости и т.д.);
• переменные факторы движения (скорость, количество выполненной работы, автоматичность, направление движений и их целесообразность, стоимость работы и пр.).
Каждый фактор изучается в отдельности, выявляется его влияние на производительность труда. Наиболее важными из них Гилберт считал факторы движения.
Кроме изучения движений, Гилбрет уделял особенно большое внимание изучению и анализу всего процесса в целом. В результате анализа могло оказаться, что ряд движений являлся излишним и мог быть исключен из рассматриваемого процесса. Дальнейшее повышение производительности могло быть достигнуто за счет ускорения
движений. Рационализация и нормализация, считал Гилбрет, касаются не только движений, но и освещения, отопления, одежды, отдыха, приема пищи, развлечений.
Большое внимание Гилбреты уделяли вопросам обучения работников. Максимальное использование знаний и способностей рабочих должно быть направлено на повышение благосостояния страны. Управляющие предприятий также должны иметь достаточные способности, опыт и знания.
Генри Форд и его теория управления производством.
В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т.е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора. Он сформулировал основные принципы организации производства.
1. Максимальное разделение труда, специализация.
2. Широкое применение высокопроизводительного специального оборудования, инструментов и приспособлений.
3. Размещение оборудования по ходу технологического процесса.
4. Регламентированный ритм производства продукции.
5. Механизация транспортных операций.
На основе этих принципов появилась возможность создания поточного производства, которое позволяет повышать производительность труда рабочих, по существу, без вмешательства мастера, которому не требуется самому подгонять рабочих.
Форд впервые отделил основную работу от ее обслуживания. В системе Форда повышается роль и значение внутрипроизводственного оперативного планирования.
Значительное внимание в системе Форда уделялось вопросам стандартизации как основного, так и вспомогательного производства, что позволило резко сократить затраты средств, сил и времени.