Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
№ 7 – цельнокрытая переплетная крышка, на сегодняшний день является наиболее часто встречающийся вид переплета. Это картонные сторонки и отстав, которые соединены каким-либо материалом – мелованной бумагой, бумвинилом, коленкором, ледерином, кожей, флоком или тканью.
Такой вид переплета отличается простотой и дешевизной, а, следовательно, применяется при оформлении курсовых, дипломов и диссертаций. В результате использования недавно появившейся технологии канального переплета придание привлекательного вида дипломной работе занимает несколько минут.
№ 8 – переплетная крышка с накладными сторонками и накладным корешком. Каждая сторонка и корешок обтягиваются материалом по отдельности. На сторонках происходит его загибание с четырех сторон, на корешке – с двух, вверху и внизу.
№ 9 – составная крышка с окантованным корешком. Корешок и сторонки покрываются различными материалами, при этом корешок снабжен окантовкой.
Обложка, в традиционном понимании этого слова, — это бумажное покрытие книжного блока (то есть комплекта скрепленных между собой листов книги). Строение такой обложки несложно — она представляет собой лист бумаги, который охватывает книжный блок спереди, сзади и со стороны корешка. Те части обложки, которые прикрывают блок спереди и сзади, называются ее сторонками, а та часть ее, которая соответствует корешку блока и скреплена с ним, — корешком обложки.
Обычным материалом для обложки долгое время являлась бумага, более плотная (в полтора-два раза), чем листы книжного блока, но все же недостаточно прочная. Развитие химии позволило создать новые, более прочные материалы для обложки, в которых бумага представляет собой лишь основу. Важнейший из них — бумага, покрытая с одной или с двух сторон прозрачным полимером. Этот материал не только гораздо прочнее обычной бумаги, но и заметно отличается от нее по внешнему виду и оформительским качествам. Прочность чисто бумажной обложки может быть увеличена также припрессовкой к ней прозрачной синтетической пленки или лакировкой. Разработаны и более прочные клеи для скрепления обложки с книжным блоком. Прочность издания в обложке зависит и от способа ее скрепления с книжным блоком, причем сама конструкция обложки может несколько усложняться.
Выпуск издания в обложке производственно гораздо проще и может быть осуществлен гораздо быстрее, чем в переплете. Кроме того, обложка дешевле переплета. Поэтому выпуск изданий в обложке расширяется.
В бумажной обложке выпускаются, главным образом, издания, рассчитанные на краткий или средний срок пользования, на пользование от случая к случаю, а также многие издания небольшого объема (при выпуске в переплете их цена значительно увеличилась бы).
В обложке из более прочных материалов выпускаются и издания большего объема, предназначенные для длительного пользования.
Конструкция обложек и крышек.
ГОСТ 22240—76 предусматривает четыре типа обложек и пять типов переплетных крышек. Они классифицированы по конструкции (а обложки и по способу скрепления с книжным блоком), форме корешка, наличию кантов и виду углов, причем каждому типу присвоены номер и название (см. рис.):
тип 1 — обложка для крытъя внакидку;
тип 2 — обложка для обыкновенного крытъя;
тип 3 — обложка для крытъя вроспуск;
тип 4 — обложка составная с окантовкой корешка;
тип 5 — переплетная крышка составная;
тип 6 — переплетная крышка из одной детали (перейти к книгам в интегральном переплете);
тип 7 — переплетная крышка цельнокрытая;
ПЕРЕПЛЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для создания эксклюзивного дизайна статусного издания переплетными материалами принято оформлять обложку и форзацы книг, а также, если необходимо, и футляры для них. Как вы увидите дальше, немалую роль в выборе материалов играет бюджет, поэтому, в случае большого бюджета, мы как правило предлагаем изготовить сертификат или даже сопроводительную брошюру, описывающие использование эксклюзивных техник и материалов и таким образом подтверждающих статус и вложения. Остановимся на основных материалах и способах их применения.
Натуральная и искусственная кожа
Переплетная кожа (как правило, это кожа козы или более бюджетная – одежная кожа) – наиболее дорогой, долговечный и эластичный материал. Применяется в статусных изданиях.
Переплёт из кожзама на вид и на ощупь немного отличается от натуральной кожи, но дешевле на порядок.
Переплет из дизайнерской бумаги
Дизайнерская бумага отличается от обычной фактуры и огромным выбором оттенков и рисунков, вплоть до уникальных (ручного орнаментирования или мраморирования) и используется в качестве форзацев, а также для оформления книжных футляров. Мы используем 3 основных вида бумаг: кеперу (промышленную и относительно недорогую дизайнерскую бумагу), дорогую мраморную бумагу собственного ручного изготовления и бумагу, мраморированную полуавтоматическим способом (она несколько дешевле).
Пробка
Пробка – очень «теплый» и любимый всеми материал, однако по стилю не всегда подходящий. Конечно же, выбор на нее падает при оформлении книг о вине и спиртных напитках, но также и для экологических, общекулинарных изданий и для книг о природе. Этот материал дешевле кожи.
Тканевый переплет
В основном в качестве переплётной ткани используют шелк и бархат. Первый – для всего: для обложек, форзацев и внутренней отделки футляров. Бархат – для полной отделки футляров (не только в качестве ложемента). Выбор шелка для переплета всегда определяется тематикой издания. Как правило, это поэзия, эзотерика, подарок для женщин. Использование шелка для форзацев – признак статусности и высокой стоимости издания; для форзацев как правило выбирают муаровый шелк – по стилю это аналогия мраморной бумаги, но в тканевом и более дорогом варианте.
1) Бумага на обложку.
Офсетная бумага пл. 120-160 гр.
Офсетная цветная бумага пл. 80 гр. – 160 гр.
Мелованная бумага, (матовая или глянцевая) , пл. 130-300 гр.
2) Картон на обложку.
Мелованный картон с различными видами тиснения: «лен» , «холст» , «скорлупа» пл. 200 – 240 гр.
Мелованный гладкий картон пл. 200 – 300 гр.
Цветной картон с различными видами тиснения.
3) Цветность обложки.
Большая часть современных обложек печатается в четыре краски (полноцвет) , при помощи которых передаются все оттенки. Для уменьшения стоимости печати обложки или при решении определенных дизайнерских задач в оформлении обложки книги применяется печать в 1-2 краски. Печать на обложке может быть выполнена как с внешней, так и с внутренней стороны. При использовании цветных материалов, печать возможна только в 1-2 краски. В полиграфии принято условное обозначение количества цветов при печати с одной или с двух сторон. Например:
1+0 - печать в одну краску с одной стороны
2+0 - печать в две краски с одной стороны
3+0 - печать в три краски с одной стороны
4+0 - печать в четыре краски (полноцветное изображение)
При печати с двух сторон обозначается, например, 4+4
4) Ламинация обложки.
Ламинация – это покрытие пленкой внешней стороны обложки. Используется она в качестве защитного материала, придавая обложке определенные эффекты. Возможно ламинирование обложки глянцевой или матовой пленкой.
5) Лакирование обложки.
Лакирование обложки офсетным лаком - наиболее распространенный и дешевый способ отделки обложки, используемый в качестве защитного покрытия. При лакировании обложки применяют глянцевый или матовый лак.