Файл: Правовое положение унитарных предприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 360

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время значительная часть ресурсов РФ (народного достояния) сконцентрирована в унитарных предприятиях (государственных и муниципальных). Сегодня в России насчитывается до 60 тысяч унитарных предприятий.

Государственные унитарные предприятия занимают прочное место в экономической структуре государства и обеспечивают ее потребности в наиболее значимой продукции, имеющей стратегический и национальный характер. Государственное унитарное предприятие, собственником имущества которого является государство в лице Российской Федерации и субъектов Федерации, вступает не только в гражданско-правовые, но и административно-правовые, государственно-правовые и трудовые отношения. Поэтому необходимо теоретическое и практическое осмысление правового положения государственного унитарного предприятия, имеющего комплексный правовой статус и действующего на основе положений не только гражданского права, но и иных отраслей права, которых недостаточно либо не взаимосвязаны, а также порой противоречат друг другу.

3 декабря 2002 года вступил в силу Закон Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»[1].

Необходимость в его принятии не вызывает сомнения, хотя бы уже ввиду огромного количества муниципальных унитарных предприятий (МУП) и государственных унитарных предприятий (ГУП) в Российской Федерации и отсутствие до этого времени единого законодательного акта на федеральном уровне, регулирующего деятельность этих специфичных субъектов гражданского оборота. Введенный в действие в 2002 г. Закон регулирует совместно с Гражданским кодексом РФ права и обязанности собственников имущества унитарных предприятий, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий.

Понятие и признаки унитарного предприятия.
Унитарное предприятие (ГУП, МУП и др.) – это коммерческое юридическое лицо, создаваемое государством, муниципальными образованиями. Обычно унитарные предприятия создаются в наиболее важных отраслях экономики, в которых может создаваться повышенная норма прибыли или, наоборот, низкорентабельные, но имеющие важное социальное и иное значение. Иначе говоря, унитарное предприятие - это объединение лиц, состоящее из руководителя предприятия и коллектива рабочих и служащих.

Унитарное предприятие является субъектом гражданского права, и в этом оно принципиально отличается от понятия предприятия как имущественного комплекса, являющегося объектом права. В качестве объекта права выступают предприятия, входящие в состав имущества, принадлежащего хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам[2]. Предприятие как имущественный комплекс продолжает свое существование и при создании унитарного предприятия. Но в этом случае оно одновременно становится объектом двух вещных прав: права собственности субъекта, создавшего унитарное предприятие, и производного от него вещного права, принадлежащего самому унитарному предприятию.


Второй признак: унитарное предприятие не является собственником закрепленного за ним имущества. Собственником такового остается субъект, создавший унитарное предприятие.

И в этом состоит отличие унитарного предприятия от хозяйственного товарищества, хозяйственного общества и производственного кооператива, являющихся собственниками принадлежащего им имущества, в состав которого могут входить и предприятия как имущественные комплексы.

В рамках единой организационно-правовой формы Гражданский кодекс РФ и Закон об унитарных предприятиях выделяют две основные группы предприятий:

1). Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения.

В качестве собственника данного имущества может выступать Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. Непосредственные же действия по созданию предприятия осуществляются уполномоченным на то соответствующим государственным органом или органом местного самоуправления.

Согласно Закону об унитарных предприятиях, размер уставного капитала государственного предприятия должен быть не менее суммы, равной 5000-кратному МРОТ, установленному законодательством на дату государственной регистрации государственного унитарного предприятия, а муниципального унитарного предприятия - составлять 1000 МРОТ. В казенных предприятиях уставный фонд не формируется. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

2). Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления.

В Российской Федерации создаются и действуют унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления: федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие.

При этом создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, не допускается. Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ.

Так же существуют казенные предприятия, которые действуют на праве оперативного управления. Казенные предприятия обладают значительно меньшей имущественной и хозяйственной самостоятельностью, чем государственные и муниципальные предприятия, действующие на праве хозяйственного ведения.

Целью создания казенных предприятий является обеспечение хозяйственной деятельности, необходимой для государства и общества, но нерентабельной, а иногда и убыточной.


Характерным признаком казенного предприятия является то, что по его обязательствам субсидиарную ответственность несет собственник - государство или муниципальное образование.

Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ.

Имущество закрепляется за казенным предприятием на праве оперативного управления.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона об унитарных предприятиях деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества предприятия[3].

Имущественная база деятельности казенного предприятия весьма неустойчива. Это объясняется не только бюджетно-сметным финансированием их деятельности, но и тем, что собственник вправе в любое время изъять у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Согласно п. 1 ст. 19 Закона об унитарных предприятиях федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа

Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и размер сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Казенные предприятия самостоятельно реализуют произведенную ими продукцию, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Особенности учреждения унитарного предприятия и управление УП

Прежде всего надо отметить, что учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование.

В ст. 8 Закона об унитарных предприятиях определены случаи учреждения унитарных предприятий, закрытый перечень которых позволяет судить о приоритетах экономической политики государства на современном этапе[4]. Создание государственных или муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, может быть обусловлено следующими причинами:

- для хозяйственного использования имущества, приватизация которого запрещена;


- для осуществления запрещенных законодательством для иных коммерческих организаций видов деятельности, в том числе производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

- для осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

- для осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

- для разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов России и обеспечивающей ее безопасность[5].

Казенное предприятие может быть создано в случаях: если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для нужд публично-правовых образований; необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов России; необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач; необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации, а также продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной; необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств.

Единственным учредительным документом унитарного предприятия является его устав, который утверждается уполномоченными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. Что касается процедуры государственной регистрации унитарного предприятия, то она осуществляется в общем порядке регистрирующим органом. Для этой цели предоставляются решения уполномоченного государственного органа Федерации, уполномо­ченного государственного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия, устав предприятия, сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного веде­ния или на праве оперативного управления.


Система управления унитарным предприятием отличается от механизма управления другими коммерческими организациями. В унитарном предприятии в обязательном порядке формируется только один единоличный орган управления - директор, генеральный директор. Он назначается собственником имущества унитарного предприятия и подотчетен собственнику. Основная функция руководителя унитарного предприятия заключается в организации выполнения решений, исходящих от собственника имущества предприятия. Руководитель отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества предприятия. Руководитель действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от его имени, утверждает структуру и штаты предприятия, осуществляет прием на работу работников, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.

Руководитель не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной твор­ческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, когда участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках. В Законе об унитарных предприятиях (ст. 22, 23) установлены последствия совершения сделок с заинтересованностью и крупных сделок.

Руководитель унитарного предприятия при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах предприятия добросовестно и разумно. Он несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества предприятия. Собственник имущества унитарного предприятия вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных предприятию, к его руководителю (ст. 25 Закона об унитарных предприятиях)[6].

Деятельностью по управлению унитарным предприятием и закрепленным за ним имуществом следует признать и осуществление собственником предоставленных ему Законом об унитарных предприятиях полномочий. Такая деятельность также носит особый характер и специфична только для унитарных предприятий. В системе управления унитарным предприятием (наряду с едино­личным органом управления) управленческими функциями обладает собственник. Статья 20 Закона предусматривает широкий перечень прав собственника имущества унитарного предприятия.