Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 555
Скачиваний: 14
СОДЕРЖАНИЕ
11.1. Основные положения и законодательное обеспечение 11.1.1. Закупки и торги
11.1.2. Основные понятия и определения
11.1.3. Законодательно-нормативное обеспечении торгов
11.2. Функции участников торгов
11.3. Порядок проведения подрядных торгов 11.3.1. Организационная подготовка
11.3.2. Разработка тендерной документации
11.3.3. Предварительная квалификация претендентов
11.3.4. Разработка оферты претендентом
11.3.5. Приемка и регистрация оферт
11.3.6. Обеспечение заявки на участие в торгах
11.3.8. Утверждение результатов торгов
11.3.10. Особенности торгов на закупку услуг
11.4. Договоры и контракты 11.4.1. Виды и структура договоров
11.4.2. Заключение, исполнение и завершение договора Заключение договора
11.1.4. Классификация торгов
В зависимости от способов организации торгов они могут выступать в следующих видах:
-
открытые торги; -
открытые торги с предварительной квалификацией; -
закрытые торги; -
единичные торги.
При проведении первых двух видов торгов объявления о них публикуются в официальных органах печати, поэтому часто такие торги называют «публичными». Однако понятие «открытые торги» происходит не от того, что они анонсируются через открытые публикации, а в связи с возможностью участия в них всех желающих фирм.
Обычно открытые торги проводятся при размещении заказов на относительно несложные (достаточно типовые) виды оборудования, работ и услуг, которые могут предложить многие фирмы; в то же время сумма заказов должна быть достаточно большой, учитывая, что затраты на проведение открытых торгов сравнительно высоки и время на их подготовку и проведение (до заключения контракта) может растягиваться на многие месяцы.
Компании, изъявившие желание участвовать в открытых торгах, выкупают у организаторов торгов (тендерного комитета) необходимую для подготовки своих предложений документацию (так называемую тендерную документацию). Некогда эта документация продавалась за достаточно символическую плату, исчислявшуюся десятками или сотнями долларов. В последние годы устроители торгов стали в некоторых случаях поднимать цену до нескольких десятков тысяч долларов. Этим преследуется двоякая цель:
а)возместить свои затраты на подготовку тендерной документации (а иногда и проектной, на основе которой разрабатывается тендерная документация);
б)отсечь от участия в торгах маломощные компании.
Разновидностью открытых торгов являются торги с предварительной квалификацией: на основе предварительной (достаточно краткой) информации, представляемой всеми желающими участвовать в торгах компаниями, происходит отсечение от дальнейшего участия компаний, недостаточно состоятельных в финансовом, техническом профессиональном и других отношениях. На втором этапе к торгам допускаются отобранные компании из так называемого короткого списка.
В случае закрытых торгов приглашения к участию рассылаются организаторами непосредственно наиболее известным поставщикам, подрядчикам, консультантам, имеющим достаточный опыт реализации данного типа проектов. Компании, изъявившие желание участвовать в закрытых торгах, обычно выкупают необходимую для подготовки предложений документацию.
Закрытые торги проводятся обычно при закупках дорогостоящего современного оборудования с высокими техническими характеристиками и на сложные строительно-монтажные работы, требующие высокой квалификации. Такие торги объявляются на поставки комплектного оборудования, на подрядные работы «под ключ», на проведение исследовательских и проектных работ и т. п. Можно сказать, что вторая фаза открытых торгов с предварительной квалификацией фактически может превратиться в закрытые торги, когда организаторы торгов по своему усмотрению определяют круг компаний, которые могут подавать свои предложения.
Достаточно редко применяются единичные торги: они характеризуются наличием одного оферента (например, обладателя патента) для проведения специальных работ или поставок.
Существуют также другие классификации и группировки торгов. В зависимости от национальной принадлежности (юрисдикции) участников они делятся на национальные (внутренние) и международные. В случае если торги по каким-либо причинам объявляются несостоявшимися (например, участников было недостаточно или были выявлены факты нарушения правил и процедур), проводятся повторные торги.
Существует также понятие вторичных торгов. Заказчик проекта может провести первичные торги, на основании которых определяется генеральный подрядчик (поставщик). Далее генеральный подрядчик (поставщик) проводит свои — вторичные — торги, на основании которых выявляются субподрядчики (субпоставщики). Обычно заказчик проекта осуществляет контроль за проведением таких вторичных торгов, а иногда участвует в утверждении их результатов.
11.2. Функции участников торгов
При проведении торгов функции участников распределяются следующим образом. Заказчик:
-
принимает решение о проведении подрядных торгов; -
определяет лицо, которое будет выполнять функции организатора торгов; -
контролирует работу организатора торгов и участвует в работе тендерного комитета через своего представителя; -
устанавливает окончательные условия договора и заключает его с победителем торгов.
Заказчик должен обладать необходимыми инвестиционными ресурсами или правом распоряжения ими в необходимый период времени, подтвержденным соответствующим финансовым документом.
Организатор торгов:
-
подготавливает документы для объявления торгов, осуществляет публикацию объявления и рассылку приглашений; -
формирует тендерный комитет; -
направляет и контролирует деятельность тендерного комитета и привлекаемых инженерно-консультационных организаций по подготовке тендерной и другой необходимой документации; -
утверждает результаты торгов; -
рассматривает апелляции на решения тендерного комитета; -
ликвидирует тендерный комитет; -
несет все расходы по подготовке и проведению торгов.
Организатор торгов обязан иметь статус юридического лица и лицензию на право проведения торгов. Пределы прав и обязанностей организатора торгов устанавливаются в договоре на организацию и проведение торгов.
Тендерный комитет: -
производит сбор заявок на участие в торгах, на предварительную квалификацию; -
проводит предварительную квалификацию претендентов; -
организует разработку и распространение тендерной документации и решает вопросы изменения этой документации и процедур; -
проводит ознакомление претендентов с тендерной документацией и дает необходимые разъяснения; -
обеспечивает сбор, хранение и оценку представленных оферт; -
осуществляет процедуру торгов и ее оформление; -
определяет победителя или принимает иное решение по результатам торгов и представляет их на утверждение; -
публикует в средствах массовой информации отчет о результатах торгов.
Тендерный комитет самостоятельно разрабатывает и утверждает регламент своей работы и утверждает регламенты работы своих подразделений.
Претендент имеет право:
-
получать от тендерного комитета исчерпывающую информацию по условиям и порядку проведения подрядных торгов; -
обращаться в тендерный комитет с просьбой об отсрочке представления оферты в письменном виде.
Лицо приобретает статус претендента с момента обращения в тендерный комитет для участия в торгах.
Статус претендента утрачивается лицом в следующих случаях:
-
по желанию претендента — на любой подготовительной стадии; -
вследствие непрохождения предварительной квалификации, невнесения первого задатка к моменту представления оферты; -
вследствие нарушения претендентом утвержденного положения или известных ему условий торгов.
С момента регистрации оферты претендент приобретает статус оферента.
Инженерно-консультационная фирма может привлекаться организатором торгов и тендерным комитетом с целью:
-
проведения предварительных исследований и выдачи заключения о целесообразности выставления на торги конкретного объекта; -
подготовки тендерной документации; -
разработки условий предварительной квалификации; -
оценки оферт и выдачи рекомендаций о присуждении договора; -
оценки предложений и просьб претендентов, поступающих в процессе подготовки торгов; -
разъяснения условий конкурса и т. д.
Инженерно-консультационная фирма может также привлекаться и претендентом для разработки оферты. Однако одна и та же инженерно-консультационная фирма не имеет права сотрудничать в процессе подготовки конкретных торгов одновременно с заказчиком, организатором торгов и тендерным комитетом, с одной стороны, и с претендентом — с другой.
Кредитно-финансовое учреждение приобретает статус участника торгов, если организатор торгов открывает специальные счета в нем для осуществления финансовых операций, связанных с проведением подрядных торгов, в том числе по депонированию гарантийных залогов, а также для осуществления различных расчетов.
Основными функциями Межведомственной комиссии по подрядным торгам являются:
-
правовое и методическое обеспечение подрядных торгов; -
координация разработки тендерного законодательства; -
содействие созданию системы информационного обеспечения торгов и сети инженерно-консультационных фирм; -
консультирование по вопросу проведения подрядных торгов.
11.3. Порядок проведения подрядных торгов
11.3.1. Организационная подготовка
Принятие решения о назначении и времени проведении подрядных торгов осуществляется заказчиком путем издания официального распорядительного документа: приказа, постановления, распоряжения и т. д. В этом документе заказчик определяет подразделение своей организации, которому поручается выполнение функций организатора торгов и назначает лицо, ответственное за эту работу.
В качестве организатора торгов также может выступать любая специализированная фирма, имеющая лицензию на данный вид деятельности. В подобном случае заказчик заключает с ней договор, в котором определяются права и обязанности договаривающихся сторон и условия выполнения ими предмета договора.
С целью подготовки и проведения торгов заказчик (или организатор торгов) формирует тендерный комитет, привлекая собственных специалистов, представителей научно-исследовательских, проектных, инженерно-консультационных и других организаций, отдельных консультантов и экспертов на основании заключенных с ними договоров в соответствии с действующим законодательством.
Тендерный комитет самостоятельно разрабатывает регламент своей работы, руководствуясь следующими нормативно-правовыми документами:
-
законами РФ; -
указами Президента РФ; -
постановлениями Правительства РФ; -
нормативными документами министерств и ведомств РФ; -
территориальными нормативными документами субъектов РФ.
Организатор торгов или по его поручению тендерный комитет подготавливает и публикует объявление о торгах.
Объявление о торгах содержит:
-
наименование заказчика и организатора торгов; -
наименование вида торгов и предмета торгов; -
краткую характеристику места строительства; -
ориентировочный объем и сроки выполнения работ; -
условия исполнения договора, необходимость учета ряда ограничений; -
адрес, сроки, условия приобретения и другие сведения, необходимые для получения тендерной документации; -
срок представления оферт.
Объявление о торгах должно быть произведено за 2—6 месяцев до срока представления оферт.
11.3.2. Разработка тендерной документации
Тендерный комитет определяет конкретный состав, порядок и другие условия подготовки тендерной документации в соответствии с поручением заказчика или организатора торгов.
Тендерная документация распространяется за определенную комитетом плату, при этом валюту платежа устанавливает тендерный комитет.
Тендерная документация включает в себя следующие основные разделы:
-
приглашение для участия в торгах; -
общие сведения об объеме и предмете торгов; -
техническую часть (проектную документацию) и коммерческую часть тендерной документации; -
инструкции оферентам; -
форму заявки претендента на участие в торгах; -
условия и порядок проведения торгов; -
проект договора.
Тендерная документация должна составляться таким образом, чтобы все участники одинаково понимали содержащуюся в ней информацию. Для разработки тендерной документации могут быть привлечены инженерно-консультационная или проектная организация.
Конкретный состав, порядок и формы представления информации, а также другие условия подготовки тендерной документации могут уточняться тендерным комитетом в соответствии с поручением заказчика или организатора торгов.
11.3.3. Предварительная квалификация претендентов
Предварительная квалификация проводится в случае принятия заказчиком решения о проведении торгов с предварительной квалификацией претендентов.
Проведение предварительной квалификации позволяет обеспечить определенные гарантии отбора возможных претендентов в условиях перехода к рыночной экономике. При этом в качестве претендента может рассматриваться: отдельная организация, фирма или консорциум, под чьим именем подана заявка.
Сообщение о проведении предварительной квалификации должно содержаться в объявлении о торгах и включать в себя следующие сведения:
-
наименование и адрес объекта торгов, общее описание предмета торгов, главные параметры работ и услуг; -
сроки прохождения предварительной квалификации, выкупа тендерной документации, представления оферт, начала и окончания работ; -
краткое описание кредитно-финансовых и других условий договора; -
системы стандартов, измерений, официальный язык; -
краткое описание строительной площадки, местных ресурсов, природных условий и др.