Файл: Федеральный законодательный процесс (Понятие законодательного процесса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 638

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Третье чтение законопроекта - это заключительное обсуждение в Государственной Думе законопроекта без права внесения в него поправок и рассмотрения в целом. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. В случае если законопроект не принят в третьем чтении, то дальнейшему рассмотрению он не подлежит. В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов палаты, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения. Регламент Государственной Думы допускает проведение голосования по вопросу о принятии закона в целом в день принятия законопроекта во втором чтении. Это возможно: а) при наличии окончательного текста законопроекта и б) при условии проведения правовой и лингвистической экспертизы законопроекта. Одобренный в третьем чтении законопроект именуется федеральным законом.[7]

Рассмотрение федерального закона Советом Федерации. Принятый федеральный закон

Стадия законодательного процесса, связанная с обсуждением принятого Государственной Думой закона в Совете Федерации, в результате которой данный закон получает одобрение или отклоняется. После принятия федерального закона он в течение 5 дней направляется для одобрения в Совет Федерации (ч. 3 ст. 105 Конституции РФ). Законы, которые затрагивают интересы РФ в целом и ее субъектов, подлежат обязательному рассмотрению, что традиционно для верхних палат федеративных государств. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 106) обязательному рассмотрению подлежат федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров РФ;

д) статуса и защиты государственной границы РФ;

е) войны и мира, а также федеральные конституционные законы.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ федеральные конституционные законы подлежат обязательному рассмотрению обеими палатами Федерального Собрания, а значит, и Советом Федерации. Рассмотрение всех других законов зависит от усмотрения Совета Федерации. Согласно Регламенту Совета Федерации ответственный за рассмотрение федерального закона комитет (ответственный комитет) вправе рекомендовать Совету Федерации:


а) одобрить федеральный закон, принятый Государственной Думой;

б) отклонить такой закон, изложив в заключении мотивы, по которым комитет считает необходимым его отклонить. Председатель Совета Федерации или по его поручению заместитель принимает одно из следующих решений:

а) согласиться с решением комитета и не вносить принятый Государственной Думой закон на рассмотрение Совета Федерации;

б) отклонить решение комитета и включить в повестку дня заседания Совета Федерации закон, принятый Государственной Думой. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. На практике встречаются ситуации, когда Совет Федерации пропускает установленные Конституцией сроки для одобрения федеральных законов. Конституционный Суд РФ по этому поводу специально указал в своем решении, что в случаях пропуска 14-дневного срока для рассмотрения закона несогласие Совета Федерации с принятым Государственной Думой федеральным законом, фактически заявленное по истечении этого срока, не считается отклонением закона в смысле ч. 4 ст. 105 Конституции РФ и не порождает предусмотренные ею юридические последствия. Одобренный Советом Федерации закон считается принятым и должен быть в течение 5 дней направлен для подписания Президенту.

В случае отклонения федерального закона верхней палатой возникает необходимость в повторном рассмотрении такого закона. Государственная Дума должна обсудить закон по процедуре третьего чтения. На этой стадии законодательного процесса должны быть преодолены возникшие между палатами Федерального Собрания разногласия по принятому федеральному закону. С этой целью палаты могут создать согласительную комиссию, и закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не приняла предложения согласительной комиссии и выразила свое согласие с решением Совета Федерации об отклонении закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае он считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов этой палаты (ст. 105 Конституции РФ). Одобренный федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту для подписания и обнародования. Если федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации и не был рассмотрен в течение 14 дней, он направляется Президенту для подписания и обнародования.[8]


Прерогативы Президента в законодательном процессе. Вето Президента

В законодательном процессе право Президента РФ официально удостоверять - скреплять своей подписью - принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации федеральные законы именуется стадией подписания закона. Подписание федерального закона является условием его опубликования (обнародования). С правом подписания закона связано право Президента налагать вето на принятый Федеральным Собранием закон.
Право вето (от лат. veto - запрещаю) – право «негативного» контроля - одна из прерогатив Президента в законодательном процессе. Оно означает юридическую возможность главы государства оценивать качество закона, его соответствие общественным ожиданиям, совершенство юридической формы. Для этой цели привлекаются специалисты различных отраслей знаний - юристы, экономисты и др. Конституция РФ наделяет Президента РФ правом отлагательного – суспензивного вето в отношении принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации федеральных законов. Право вето в этом значении есть право Президента отклонить закон, принятый Федеральным Собранием, однако не вступивший в силу. При этом по действующей Конституции Президент может воспользоваться таким правом исключительно на стадии подписания Закона, которой завершается законодательный процесс. Из Конституции РФ (ст. 107) вытекает отлагательный характер вето Президента, поскольку Федеральное Собрание при повторном рассмотрении отклоненного Президентом закона может принять этот закон в его прежней редакции и таким образом «проигнорировать» (не согласиться) с аргументами главы государства. На практике до 30% принятых Федеральным Собранием законов ветируются Президентом. Право Президента РФ наложить вето действует в течение 14 дней с момента поступления федерального закона. Если в течение этого времени Президент не определит своей позиции по данному закону, то он должен, по смыслу ст. 107 Конституции РФ, быть передан для официального опубликования. Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 г., разъясняя порядок применения Президентом РФ своего права вето, указал, что решение главы государства об отклонении закона, заявленное по истечении 14-дневного срока, не имеет значения вето и не порождает предусмотренных Конституцией РФ соответствующих юридических последствий. Если Президент использует право вето, т.е. отклоняет закон, то в течение 14 дней он направляет его для повторного рассмотрения палатами Федерального Собрания.[9]


Официальное опубликование федерального закона

Заключительная стадия законодательного процесса, связанная с первой публикацией полного текста подписанного Президентом РФ закона в официальных изданиях. Принятый федеральный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию (ст. 108 Конституции РФ).

Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Федеральный конституционный закон считается принятым, когда он одобрен палатами Федерального Собрания. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации. Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете», «Парламентской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные законы РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, мы можем сделать следующие выводы.

Принятие закона состоит из нескольких последовательно следующих одна за другой ста­дий, совокупность которых называется законодательным про­цессом. Закон считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства в соответствии с установленным Конституцией порядком.

Таким образом, в Российской Федерации законодательный процесс со­стоит из следующих основных стадий:

  1. Законодательная инициатива и предварительное рас­смотрение:
  • рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой,
  • рассмотрение Советом Федерации законов, приня­тых Государственной Думой,
  • рассмотрение законов в согласительной комиссии при возникновении разногласий,
  • повторное рассмотрение Государственной Думой за­конов, отклоненных Советом Федерации,
  • повторное рассмотрение Государственной Думой за­конов, отклоненных Президентом РФ,
  1. Повторное рассмотрение Советом Федерации зако­нов, отклоненных Президентом РФ.
  2. Подписание и обнародование законов Президентом РФ.

В заключении можно отметить, что в процессе законотворчества роль исполнительной власти сводится к внесению проекта.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445
  2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 51. –Ст. 5712.
  3. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 5 апреля 2010 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1999. – № 42. – Ст. 5005.
  4. Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ (ред. от 22.10.1999) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 8. – Ст. 801.

Комментарии к нормативным актам

  1. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М., 2004. – 458 с.
  2. Научно-практический комментарий к Конституции РФ Текст. / Под ред. В.В. Лазарева // - М.: Изд-во «Норма». 2004. – 670 с.
  3. Постатейный комментарий к Конституции РФ Текст. / Под общ. ред. В.Д. Карповича. - М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2012. – 917 с.
  4. Страшун, Б.А. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации //Б.А. Страшун В.Д. Карпович и др. - М.: Юрайт-М. Изд. Новая правовая культура. – 2013. – 551 с.

Научная и учебная литература

  1. Авакьян, С.А. Федеральное Собрание – парламент России/С.А. Авакьян. М.: РАГС, 2014. 579 с.
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов/М.В. Баглай, Б.Н.Табричидзе. М.: РАГС, 2014. 482 с.
  3. Барнашов, А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение/А.М. Барнашов. Т.:ЗНАНИЕ, 2011. 311 с.
  4. Гомеров, И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура/И.Н. Гомеров. М.: РАГС. 2012. 832 с.
  5. Государственное управление и политика: Учебное пособие // Под ред. Л.В. Сморгунова. – СПб., 2002.564 с.
  6. Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства. Учебник для вузов/В.Г. Графский. М., 2010. 744 с.
  7. Жаров, С. И. Почему голосование стало предметом спора? //С.И. Жаров Журнал российского права. 2008. № 7. С. 58-60
  8. Исаков, И. В. Подготовка и принятие законов в правовом государстве: российские проблемы и решения //В.И. Исаков Российская юстиция, 2006, № 7. ­362с.
  9. История государственного управления в России: Учебник. Изд. 2-е, исправленное // Под общ. ред. Р.Г. Пихои. - М., 2015. 382 с.
  10. Карпов, Н.Н. Законодательный процесс в Российской Федерации/Н.Н. Карпов.– М., 2008. 347 с.
  11. Конституционное право. Энциклопедический словарь / Под ред. С.А. Авакьяна. М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2010.319 с.
  12. Теория государства и права: Курс лекций // Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2010. 776 с.
  13. Чехарина, В.И. Законодательный процесс //В. И. Чехарина Парламентское право России: Учебное пособие / Под ред. И. М. Степанова, Т. Я. Хабриевой. М., 2005. С. 251