Файл: Пластические и эстетические различия в лепке портретов в Древнем Риме и в Древней Греции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большей натуральности и подобия.

Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики, что повлекло за собой прекрасные результаты уже при обычном позировании.

Сохраняя свойственные классическому периоду принципы типизации, художники значительно индивидуализируют образы, внешние черты облика и душевного состояния натуры, в момент остроэмоционального напряжения, раскрывающего трагический надлом, который характеризует не только героя, но и кризисный дух эпохи.

Практический склад римской культуры сказался во всем – в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразности миропорядка, в примитивной конкретности религии. Особенности трезвого, рационалистического восприятия действительности римлянами выражены в веризме (документальной точности), в остром и суровом реализме, который составил основу римского искусства и впоследствии восхищал мастеров итальянского Возрождения.

За несколько столетий римские художники создали великое множество портретов. Они чрезвычайно разнообразны, эти мраморные бюсты и статуи, то холодные и строгие, подобно идеально прекрасным изваяниям древней Греции, то, наоборот, выполненные с сухой и беспощадной правдивостью. Римлянин был человеком трезвым и практическим.

Но в эпоху Республики искусство портрета оставалось римским в своей основе. Заказчик хотел в своем портрете узнать самого себя, каким он был на самом деле. Греческие скульптуры, в которых художники хотели показать не столько какого-то определенного человека, сколько идеальную личность, были далеки римлянам, жившим в мире, куда менее поэтическом, чем греки. Греческий портрет ставил целью прославление героя, римский - со всей точностью изображал рядового гражданина. Римский портрет на заре своего существования был еще очень далек от искусства.

Искусство - это не холодная копия действительности, а живое ее подобие, согретое душевным волнением художника. Со временем римские мастера почувствовали это. Быть может, скучными показались им безжизненные слепки, или, увидев портреты работы иноземных мастеров, римляне поняли, что маски невыразительны и мертвы, по вскоре стали появляться первые, еще неуклюжие попытки оживить недвижные лица. На мертвых ликах мастер стал изображать улыбку. Затем маски были заменены каменными портретами. Однако и в этих портретах поначалу было больше документального сходства, нежели настоящего жизненного тепла.


На протяжении веков римский портрет менялся ничтожно мало. Простой и суровый стиль жизни республиканского Рима, прозаические и строгие нравы той поры не вдохновляли художника на создание произведений, способных вызывать волнение зрителей. Искусству Рима нужен был толчок. Это было искусство Греции. Нельзя сказать, чтобы римляне его не знали.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сказать, что «идеальными» являются как греческие, так и римские портреты, только идеалы эти совершенно разные, в такой же мере, как и греческий и римский мир вообще.

В Греции примером для подражания считался совершенный в своем духовном и физическом развитии человек, в Риме - соблюдающий традиции, преданный государству старец, заседающий в сенате.

Римский скульптурный портрет — один из самых значительных периодов в развитии мирового портрета, охватывающий примерно пять веков (I в. до н. э. — IV в. н. э.), характеризуется необыкновенным реализмом и стремлением передать характер изображённого; в древнеримском изобразительном искусстве по своему качеству занимает одно из первых мест среди других жанров.

Отличается значительным количеством дошедших до нас памятников, которые кроме художественной имеют значительную историческую ценность, так как дополняют письменные источники, демонстрируя нам лица участников важных исторических событий.

По мнению исследователей, этот период заложил основы последующего развития европейского реалистического портрета. Подавляющее количество изображений выполнены в мраморе, встречаются и бронзовые изображения, дошедшие в меньшем количестве. Хотя многие римские портреты идентифицированы с конкретными личностями либо прямо имеют надпись, указывающую на то, кто послужил им моделью, ни одного имени римского портретиста не сохранилось

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Акимова, Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика, архаика / Л. И. Акимова.- СПб.: Азбука-классика, - 2007. - 400 с.

2. Акимова, Л.И. Искусство Древней Греции: Классика / Л.И. Акимова. - СПб.: Азбука-Классика, - 2007. - 464 с. - (Новая история искусства).

3. Бритова, Н.Н. Римский скульптурный портрет / Н.Н. Бритова, Н.М. Лосева, Н.А. Сидорова. - М.: Искусство, - 1975. - 220 с.

4. Вальдгауер, О.Ф. Этюды по истории античного портрета / О.Ф. Вальдгауер. - Ленинград: ОГИЗ - ИЗОГИЗ, - 1938. - 296 с., 114 ил