Файл: Аварийный жилищный фонд (Дисциплина «Жилищное право»).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.Существующие подходы к проблеме аварийного и ветхого жилья
1.2 Критерии и технические условия отнесения жилых помещений к категории ветхих и аварийных
1.3 Статистическая информация об аварийном и ветхом жилье в РФ
ГЛАВА 2. Правовые основы, регулирующие деятельность по защите жителей аварийных домов
Введение
Право на жилье является одним из важнейших социальных и экономических прав граждан России, поскольку жилье относится к основным материальным условиям жизни человека. Укрепление права на жилище в статье 40 Конституции Российской Федерации означает право каждого иметь дом, иметь гарантированную возможность быть обеспеченным жильем и не бояться, что гражданин может быть произвольно лишен его главного права. В соответствии со статьей 40 Конституции РФ малоимущие, иные указанные в законе граждане, нуждающиеся в жилище, обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Состояние жилищного фонда и наличие доступного и комфортного жилья для различных категорий граждан наглядно отражает степень социально-экономического развития страны, уровень жизни населения и социальный климат в обществе. Улучшение жилищных условий является одним из основных показателей повышения благосостояния граждан, предпосылкой политической и экономической стабильности государства.
На сегодняшний день проблема аварийного и ветхого жилья стоит крайне остро и требует новых нестандартных решений, финансовой поддержки, совершенствования законодательной базы и принятия безотлагательных мер. По данным анализа Международной финансовой корпорации (IFC), России потребуются вливания инвестиций в размере 322 миллиардов рублей ежегодно до 2035 года[1]. Именно столько бюджетных средств необходимо для модернизации жилого фонда и проведения капитального ремонта жилых помещений. Именно этими цифрами обусловленна актуальность данной работы. Несмотря на то, что было предпринято множество попыток для решений данной проблема, она продолжает оставаться одной из самых острых.
На данный момент уровень аварийного и ветхого жилья в России достаточно высок, что связано с проблемами жилищно-коммунального
обслуживания жилищных фондов, с высоким процентом износа домов, с отсутствием некоторых подзаконных актов в области капитального ремонта, с бездействием муниципальных властей в отношении аварийного и ветхого жилья и т.п. Во многих городах процент износа зданий достаточно высокий, особенно это касается городов, имеющих большой процент исторических построек в структуре города.
К одним из важных проблем, касающихся аварийного и ветхого жилья, можно отнести и несовершенство законодательства в сфере аварийного и ветхого жилья, и неправомерное использование критериев аварийности и ветхости в интересах определенных лиц.
ГЛАВА 1.Существующие подходы к проблеме аварийного и ветхого жилья
Нормативно-правовые акты, контролирующие деятельность по аварийному жилью в РФ
Аварийное состояние здания- состояние здания, при котором более половины жилых помещений и основных несущих конструкций здания (стен, фундаментов) отнесены к категории аварийных и представляют опасность для жизни проживающих.
При этом, аварийное состояние несущих конструкций здания- состояние несущих конструкций здания, при котором конструкции или их часть вследствие естественного износа и внешних воздействий имеют сверхнормативные деформации и повреждения, потеряли расчетную прочность и без принятых мер по укреплению могут вызвать аварийное состояние жилого помещения или всего жилого здания и представляют опасность для проживающих.
Если говорить в целом о нормативной базе контроля за аварийным и ветхим жильем, то, прежде всего, нужно назвать нормативные акты, основополагающего характера, такие как Конституция РФ, Жилищный кодекс РФ, в целом устанавливающие как право на жилье, так и особенности содержания и эксплуатации жилища.
Фактически основным нормативным актом является Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 24.04.2020) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" ( далее Положение).
Признание жилого помещения непригодным для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, органом местного самоуправления в зависимости от принадлежности жилого помещения к соответствующему виду жилищного фонда: Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Решение о признании жилых помещений частного жилищного фонда непригодными для проживания вправе принимать орган местного самоуправления на основании заключении Комиссии (пункты 7 и 8 Положения).
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения требованиям, установленным в Положении, и в случае несоответствия жилого помещения таким требованиям, признает его непригодным для проживания (п. 42 Положения).
Кроме заявления гражданина и заключения, также требуются дополнительные документы, в частности, документы о праве собственности, фактически правоустанавливающие документы, копии должны быть нотариально заверены. Также необходим план помещения, его техпаспорт.
Согласно с Постановлением, присвоение жилому строению статуса ветхого или аварийного возможно только по результатам экспертизы, произведенной представителями межведомственной комиссии. Они инспектируют состояние чердачных и подвальных помещений, несущих конструкций и внутренних инженерных коммуникаций. Если повреждения не подлежат даже капитальному ремонту, жители должны быть переселены. Чтобы получить статус ветхого, каменное строение должно иметь показатель износа не менее 70 %, а деревянное – от 50 %. Согласно ЖК РФ, владельцам приватизированного аварийного жилья может быть предложена одна из альтернатив:
- другая квартира по договору мены;
- выкупная сумма за изымаемое из собственности прежнее жилье.
Для граждан, арендующих жилплощадь по договорам соцнайма, вариант с выкупной стоимостью недоступен, поскольку их квартиры находятся не в частной, а в государственной или муниципальной собственности.
Из материалов судебной практики наглядно видны разрешение наиболее острых вопросов, связанных с предоставлением жилья вместо аварийного.
Так, в частности, например, недопустимо уменьшение жилой площади и количества комнат за счет увеличения площади вспомогательных помещений (кухни, коридора т.д.), даже если общая площадь предоставляемого жилья больше ранее занимаемого[2].
1.2 Критерии и технические условия отнесения жилых помещений к категории ветхих и аварийных
Критерии и технические условия отнесения жилых помещений к категории ветхого и аварийного жилья на сегодняшний день являются одной из самых острых проблем в сфере аварийного жилищного фонда.
28 января 2006 года постановлением Правительства РФ № 47 в соответствии со статьями 15 и 32 ЖК РФ[3] утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 28.01.2006 № 47[4], которымпризнано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 № 552.
Данное Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания граждан и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.
Аварийное состояние жилого дома наступает в результате:
а) деформации, повреждения, снижения прочности и несущей способности одного или группы несущих конструктивных элементов (фундаменты, стены,
несущие перегородки, колонны, перекрытия, балконы, лоджии, крыши, лестницы и другие несущие конструктивные элементы);
б) деформации основания здания;
в) получения повреждений во время землетрясений, просадок, неравномерных осадков, стихийных бедствий и т.п., если эти повреждения не могут быть устранены с одновременным конструктивным обеспечением требований строительных норм и правил к жилым зданиям для особых условий строительства и эксплуатации;
г) аварии, пожара, в случае если проведение восстановительных работ технически невозможно или нецелесообразно с экономической точки зрения.
1.3 Статистическая информация об аварийном и ветхом жилье в РФ
Обращение к статистическим данным позволяет объективно оценить масштабы ветхости и аварийности жилья в России как в динамике за несколько лет, так и на современном этапе развития. Российская статистика содержит разные показатели, характеризующие состояние жилищного фонда, динамику его выбывания и прироста.
Как минимум 3,5 миллиона россиян живут в аварийном или ветхом жилье. Причем эксперты считают эту цифру заниженной, т.к. власти скрывают реальные масштабы проблемы.
Более того, ситуация только усугубляется: согласно прогнозам, до 2035 объем непригодного для жизни жилья будет расти почти в три раза быстрее темпов расселения людей из аварийных домов.
Расселение аварийного жилья в России началось в 2008 году. За прошедшее десятилетие, по данным Фонда содействия реформированию ЖКХ на 1 августа 2018 года, аварийными были признаны около 88 тысяч многоквартирных домов (или более 30 млн.кв.м жилья), в которых проживали свыше 1,8 миллиона людей. Расселить за этот период удалось только порядка 40 тысяч домов.
Но масштаб проблемы старения жилья шире официальных показателей.
Во-первых, не все аварийные дома включены в программу. В некоторых регионах «умышленно занижалось реальное количество аварийных домов», которые до сих пор остаются за пределами программы.
Наконец, дополнительной проблемой является то, что «новое» аварийное жилье растет практически такими же темпами, с которыми расселяется старое.
Для продолжения программы расселения необходимо ежегодно выделять 22,5 миллиарда рублей из федерального бюджета, и столько же из региональных на условиях софинасирования. Этого хватит на то, чтобы расселять не менее 2 млн.кв.м.
Однако, по данным Фонда содействия реформирования ЖКХ, такими темпами к 2035 году удастся расселить порядка 30 млн.кв. м— это в 2,8 раза меньше, чем прогнозируемый объем непригодного для жизни жилья в России к этому сроку— 85,7 миллиона кв. м.
ГЛАВА 2. Правовые основы, регулирующие деятельность по защите жителей аварийных домов
Нормативно-правовые основы защиты жителей аварийных домов
Вопрос по переселению из аварийного жилья в 2020 году регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации №47 и программами, которые принимаются на данном уровне. Также нюансы для данной программы прописаны в Федеральном законе №185 от 21.02.2007 «О Фонде содействия реформированию ЖКХ». В последний раз изменения в такую программу вносили в 2018 году.
Данная программа по переселению из аварийного жилья должна реализоваться сотрудниками главного органа исполнительной власти отдельно по регионам. В каждом их них есть свои программы, которые созданы на основе местных законов. Они должны соответствовать и уточнять основной федеральный проект.
Переселение из дома может реализоваться по разным причинам:
- он признан аварийным, поэтому собственники или наниматели переселяются в другие квартиры, а владельцы жилья могут получить компенсацию;
- требуется проведение капремонта, поэтому все граждане переселяются во временные квартиры;
- земля под домом необходима муниципальным властям для разных нужд.
Права граждан - собственников квартир при признании жилого дома аварийным зависят от оснований выселения.
Действующее законодательство различает два основания для расселения граждан из аварийного жилья:
- расселение граждан, когда жилой дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан, но принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположен жилой дом для государственных или муниципальных нужд;