Файл: Аварийный жилищный фонд (Дисциплина «Жилищное право»).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.Существующие подходы к проблеме аварийного и ветхого жилья
1.2 Критерии и технические условия отнесения жилых помещений к категории ветхих и аварийных
1.3 Статистическая информация об аварийном и ветхом жилье в РФ
ГЛАВА 2. Правовые основы, регулирующие деятельность по защите жителей аварийных домов
- признание жилого дома аварийным и включение его в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Во втором случае, когда МКД включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственники жилых помещений вправе рассчитывать не только на выкуп изымаемого жилого помещения, но и на предоставление взамен другого жилого помещения.
Причем выбор любого из названных способов остается за собственником жилого помещения (п. 3 ст. 2, ст. 16 Закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ; разд. 2 Обзора судебной практики, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 29.04.2014).
Исключением являются собственники, которые приобрели жилые помещения уже после признания МКД аварийным.
Граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право только на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение. При этом размер возмещения не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения.
В случаях, когда проживающий в квартире человек является социальным нанимателем, (т.е. квартира, в которой проживает гражданин, находится в собственности у государства), процесс переселения из аварийного дома или жилья, подлежащего сносу, происходит по упрощенной схеме: с ним заключается договор социального найма в отношении другого помещения.
При этом предоставляемое другое жилое помещение должно быть:
- благоустроенным (т.е. вне зависимости от наличия в старом доме коммуникаций, новый должен быть с водой, сантехникой и центральным отоплением);
- равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению;
- отвечать установленным к жилым помещениям требованиям;
- находиться в границах данного населенного пункта. (ч. 1 ст. 89 ЖК РФ; п. 59 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018).
Если объектом найма является комната в коммунальной квартире, расположенной в доме, признанном непригодным для проживания и подлежащим сносу, то при определении общей площади предоставляемого в связи с выселением другого жилого помещения учитывается:
- общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры, включая жилую площадь самой комнаты и площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая);
- а также долю площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.
При предоставлении жилья не учитывается наличие в собственности нанимателя или членов его семьи иных жилых помещений (разд. 3 Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 29.04.2014).
2.2 Проблемы жителей аварийных домов
Непригодный для жилья или аварийный дом подлежит капитальному ремонту, реконструкции, сносу либо переводится в фонд нежилых помещений. Решение выносит межведомственная комиссия района.
Но просто так ревизоры не придут. Начать действовать должны сами
жильцы. Заказать экспертизы, собрать пакет документов и подать его в комиссию. Специалисты оценят техническое состояние здания, огнестойкость, проверят на опасные химические и биологические вещества, оценят качество воздуха, уровень радиационного фона, источники шума и вибрации, электромагнитное поле и многое другое.
На решение о пригодности проживания у комиссии есть тридцать дней. Если данных недостаточно, специалисты назначат дополнительное исследование. Признают, что есть серьезные проблемы- дом включат в программу по расселению. Не признают - придется ждать, пока он не станет авайрийныпЮ по их мнению. Или в суде доказывать неправомерность отказа.
Сроки расселения остаются на совести местных властей. Обычно они составляют адресные списки, руководствуясь бюджетом, степенью аварийности домов да и просто принципом живой очереди. Порой ждать приходится годами. Но, если, например, рухнет крыша или обвалится стена, то здание расселят вне очереди. Но если жильцы ждут уже долго, а нового жилья им не предоставляют, то выход один - суд. Если он установит, что помещение опасно для жизни и здоровья, то обяжет предоставить новые квартиры во внеочередном порядке.
Общероссийский народный фронт (ОНФ) провел мониторинг качества управления аварийными многоквартирными домами. По итогам исследования было обнаружено множество случаев бездействия управляющих компаний при решении проблем жителей аварийных домов.
В адрес ОНФ регулярно поступают жалобы граждан на бездействие коммунальщиков, когда деньги за обслуживание собираются, но действия не предпринимаются.
Преимущественно жители аварийных домов, в которых имелась управляющая компания, оценили качество своего жилья как плохое и очень плохое (в 85% случаев), отметив многочисленные проблемы. Чаще всего (в 86%
случаев) им приходится сталкиваться с крайне некачественной уборкой в доме и на прилегающей территории. Жителей 41% аварийных домов беспокоит проблема вывоза мусора. По словам опрошенных, либо его нерегулярно вывозят, либо вовсе не убирают. Другой существенной проблемой (в 82% случаев) является отсутствие текущего ремонта в аварийных домах: в стенах трещины, окна насквозь продуваются, лестницы и перила сломаны, опасное состояние шифера.
Эксперты ОНФ обращают особое внимание – отказ управляющих организаций заниматься текущим ремонтом аварийных домов несет угрозу для жизни и здоровья граждан.
По мнению экспертов ОНФ, из-за подобной работы управляющих организаций жители теряют доверие к ним и отказываются от заключения договоров с ними в большей степени от платы за несуществующие услуги. Они берут на себя непосредственное управление жилищным фондом, лично заменяя, таким образом, функции УК. Однако чаще всего жители приходят к этому вынужденно, так как местные управляющие компании не хотят брать на баланс аварийные дома, а муниципалитеты, в свою очередь, устраняются от решения этих вопросов.
Заключение
Основным нормативным актом, который регулирует требования, предъявляемые к жилому помещению, а также порядок признания этого жилого помещения пригодным для проживания граждан и основания, по которым жилое помещение может быть признано непригодным для проживания является Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 28.01.2006 № 47, которым признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 № 552. Изучение Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 28.01.2006 № 47, показывает, что в нем четко в юридическом формате дано определение признания жилья аварийным. Обращение к статистическим данным позволило объективно оценить масштабы ветхости и аварийности жилья в России как в динамике за несколько лет, так и на современном этапе развития. Если оценивать динамику аварийности и ветхости жилья, то за последние годы отмечается неуклонный рост данной категории жилья. В рамках выделения проблем в сфере регулирования аварийного жилья стоит обозначить следующие проблемы: - проблема отсутствия эффективного нормативно - правового регулирования - проблема отсутствия эффективных механизмов управления в данной сфере -проблема экономики и бюджетирования. Проблема финансирования является одной из трудно разрешаемых. Это связано как с проблемой поиска оптимальной модели финансирования процессов реконструкции домов, так и с проблемами невыгодности инвестирования в реконструкцию. Решение перечисленных проблем невозможно лишь программами по расселению из аварийного жилья в данном случае необходима более глубокая разработка, проектирование создания эффективной модели управления данной сферой, включая субъектов регулирования, начиная от власти до граждан, вопросов
финансирования, льгот, и самое главное четкого нормативно-правового регулирования.
Проблемы, которые существует сегодня в сфере аварийного жилья, необходимо решать комплексно, используя всевозможные доступные механизмы и инструменты.
Таким образом, только с помощью единого и систематического подхода, который будет заключаться и в совершенствовании нормативно-правовой базы, и в росте объемов и темпов строительства жилья для средней категории граждан, и в снижение ставки для ипотечного кредитования, и в предоставлении льгот, а также создании системы управления данной сферой, можно будет решить существующие проблемы.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
- Конституция Российской Федерации;
- Жилищный Кодекс РФ: [принят Государственной Думой 29 декабря 2004 г.] в ред. ФЗ от 17.12.2009 N 316-ФЗ/СЗ 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14;
- Федеральный Закон Президента РФ от 26.02.2010 г. «О расселении ветхого жилья, регулирующий переселение из ветхого и аварийного жилья граждан в пригодные для жизни жилые помещения»;
- Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 24.04.2020) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом";
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 05.10.10 г. по делу № 8-В10-11 // СПС Консультант плюс 2012;
Литература:
6. Филипова Е. С. Жилищное право: учебник для вузов/ Е. С. Филиппова. - М.: Дашков и К, 2007 . - 448 с.;
7. Шешко Г.Ф. Жилищное право: учебное пособие/ Г.Ф. Шешко.-- М.: АСТ МОСКВА, 2007. -- 256 с.;
8. Крашенинников П.В. Жилищное право: учебник/ П.В. Крашенинников- 6-е изд., перераб. и доп.- М.: Статут, 2008. - 379 с.;
9. Ветхий и аварийный жилищный фонд // Социальное положение и уровень жизни населения России. Федеральная служба — М., 2013 – 58 с.;
10. Ильин Б.В. Защита прав владельцев недвижимости при реконструкции – М., 2017- 234 с.;
11. Крашенинников П.В. Жилищное право – М.: Статут, 2015 – 598 с.;
17
12. Шкред К.В. Улучшение жилищных условий как важнейшее условие повышения качества жизни населения // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2010. № 10 (396). С 31—34;
Электронные ресурсы:
13. http://svpressa.ru/society/article/63642/
14. http://estate-advisor.ru/propiska/vypiska-i-rasselenie/rasselenie-iz-vetxogo-i-avarijnogo-zhilya/