Файл: Профессиональное выгорание и способы его профилактики (Общая характеристика профессионального выгорания ).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 2423
Скачиваний: 92
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика профессионального выгорания
Понятие профессионального выгорания и его отличительные признаки
Стадии профессионального выгорания
Глава 2. Способы выявления и профилактики профессионального выгорания
2.1. Способы выявления профессионального выгорания
Субъективными факторами, запускающими профессиональное выгорание, являются:
- эмоциональная сдержанность, при отсутствии умения отреагировать на эмоции безопасным способом;
- интенсивность восприятия и переживания обстоятельств профессиональной деятельности, выраженная в слишком эмоциональном восприятии своей работы, каждая неудача переживается, как личная трагедия. Таким образом, психоэмоциональные ресурсы истощаются, и возникает потребность в их восстановлении или прибегать к приемам психологической защиты (смена профиля работы, профессии);
- наличие нравственных дефектов и дезориентации личности, обусловленные низкими моральными качествами, такими как совесть, порядочность, честь, неумение отличать добро от зла;
- количество жизненных изменений за текущий период. Множество изменений в жизни за короткий промежуток времени, в том числе и положительных, увеличивают риск развития синдрома профессионального выгорания.[9]
Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ.[10]
1. Физические симптомы: усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затруднённое дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы.
2. Эмоциональные симптомы: недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и чёрствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадёжности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других -люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества.
3. Поведенческие симптомы: рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение.
4. Интеллектуальное состояние: падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах- тренингах, образовании; формальное выполнение работы.
5. Социальные симптомы: низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег. Таким образом, СЭВ характеризуется целым комплексом симптомов в психической, соматической и социальной сферах жизни. И говорить о развитии СЭВ можно только, если присутствуют все эти симптомы вместе взятые.
При изучении данной темы мною была выявлена диагностика уровня эмоционального выгорания, основанная на данных научной статьи Осуховой Н., Кожевниковой Н. «Профилактика профессионального выгорания». (см. Приложение 1). Диагностическая методика выявляет степень профессионального выгорания. Может использоваться как для самодиагностики, так и при профессиональной работе с клиентами.
2.2. Профилактика профессионального выгорания
Во многих исследованиях показана важность фактора «наличие обратной связи» как значимого элемента профилактики выгорания. Отсутствие обратной связи соотносится со всеми тремя компонентами выгорания, приводя к повышению уровня эмоционального истощения и деперсонализации и снижая профессиональную самоэффективность. Кроме того, одним из важных факторов, взаимодействующих с выгоранием, является степень самостоятельности и независимости сотрудника в своей деятельности и возможность принимать важные решения.
Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие производственного напряжения, повышение профессиональной мотивации, установление баланса между затраченными усилиями и получаемым результатом.
Мерами профилактики профессионального выгорания могут быть следующие условия организации деятельности:
— сотрудник не должен находиться долгое время один на один со своей профессиональной или личной проблемой, у него всегда должна быть возможность обратиться за помощью, советом к коллегам, супервизору;
— важна общая дружеская атмосфера поддержки и взаимопонимания в коллективе;
— организация супервизии как метода мониторинга душевного состояния и равновесия сотрудника, для своевременной корректировки отношения к работе;
— необходимо постоянно делиться своим опытом и проблемами с профессиональным сообществом;
— выгоранию препятствует постоянное осознание процесса работы, своего участия в нем, наращивание профессиональных качеств, постоянная рефлексия и концептуализация своего опыта переживаний, связанных с общением с клиентами;
— общение с профессиональным сообществом;
— создание и внедрение обучающих программ по преодолению выгорания и развивающих программ, направленных на осознание и раскрытие творческого потенциала сотрудника, повышения его ощущения самоэффективности.
Однако, существенная роль в борьбе с синдромом профессионального выгорания отводится самому сотруднику. Представляется целесообразным для профилактики профессионального выгорания необходимость:
— использование «технических перерывов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
— освоения путей управления профессиональным стрессом – изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте; построение «мостов» между работой и домом;
— освоение приёмов релаксации, визуализации, ауторегуляции, самопрограммирования;
— стремление профессионально развиваться и самосовершенствоваться (обмен профессиональной информацией за пределами собственного коллектива чрез общение на курсах повышения квалификации, конференциях, симпозиумах, конгрессах);
— уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда её нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению профессионального выгорания); — изменение установки по отношению к жизни, к ее смыслу, восприятие ситуации выгорания как возможности пересмотреть и переоценить свою жизнь, сделать ее более продуктивной для себя;
— поддержания хорошей физической формы (сбалансированное питание, ограничение употребления алкоголя, отказ от табака, коррекция массы тела).
Указанные профилактические меры способствуют повышению имеющихся у сотрудника жизненных ресурсов.
Хорошей профилактикой синдрома эмоционального выгорания профессионалов является балинтовская группа. Акцент в работе балинтовской группы делается на различных особенностях терапевтических взаимоотношений, на реакциях, трудностях, неудачах, которые консультанты сами выносят на обсуждение. Группа профессионалов встречается несколько раз в месяц (продолжительность встречи 1,5-2 часа). Стиль ведения занятий – недирективный. Занятия в балинтовских группах позволяют участникам прояснить стереотипы действий, препятствующие решению проблем, устанавливать более эффективные взаимоотношения с клиентами. В работе семинара могут использоваться ролевые игры, элементы психодрамы, приемы эмпатического слушания, невербальной коммуникации и др.
Кроме этого, в целях направленной профилактики профессионального выгорания следует стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться быть лучшим всегда и во всем. Помнить, что работа это не вся жизнь, а только ее часть.[11]
Заключение
В ходе изучения данной темы мною был сделан следующий вывод.
Профессиональное выгорание представляет собой комплекс психических переживаний и поведения, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, а также на интерперсональных отношениях работника.
Синдром «профессионального выгорания» – ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения. Несмотря на относительную стабильность данного синдрома, организация соответствующей профессиональной среды и использования сотрудниками индивидуальных стратегий «восполнения внутренних ресурсов», способны оказать существенное корректирующее воздействие.
Изучение этапов развития ПВ как динамического процесса приводит к выводу о том, что вероятность возникновения ПВ наиболее высока в начале профессионального становления. Следовательно, в качестве главной меры, способствующей профессиональной адаптации и профессионально-личностному развитию, следует признать необходимость восполнения дефицитов профессиональных компетентностей.
Каждому специалисту нужно иногда задаваться вопросом: «Как влияет на меня моя профессиональная деятельность, и что во мне изменилось?» Появилось недомогание, раздражительность, приступы плохого настроения, высокомерие, жестокость - возможно, это первые проявления профессионального выгорания, и только сам работник способен распознать дебют профессиональной деструкции и принять необходимые профилактические меры.
Таким образом, эмоциональное выгорание приобретается в процессе профессиональной деятельности специалиста и является выработанным личностью механизмом психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать ресурсы. В то же время, синдром выгорания негативно сказывается в сфере профессиональной деятельности, в сфере межличностных отношений, в сфере соматического здоровья.
Считаю, что цель реферата достигнута.
Список использованных источников:
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977. — 380 с.
- Бойко В.В. Энергия эмоций — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2004. — 473 с.
- Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб: Питер, 1999. - 105с.
Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. — 2000. — С. 443-463.
Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб.: Питер, 2002.
Лэнгле А. Эмоциональное выгорание — пепел после фейерверка: [Электронный ресурс]: стенограмма лекции // Экзистенциальная и гуманистическая психология // URL: https://school.orthpatr.ru/node/232414
Осухова Н., Кожевникова Н. Профилактика профессионального выгорания - [Электронный ресурс] // URL: https://psy.1sept.ru/article.php?id=200601609
Райкова, Е. Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий / Е. Ю. Райкова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2011. — № 5 (28). — Т. 2. — С. 92-97. — URL: https://moluch.ru/archive/28/3228/
Самохвал В.Г. Проблемы возникновения профессиональной деструкции и профессионального выгорания // Территория науки. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vozniknoveniya-professionalnoy-destruktsii-i-professionalnogo-vygoraniya.
Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания. Причины, симптомы, лечение и профилактика // URL: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=967
Смирнова С.С. Синдром эмоционального выгорания [Электронный ресурс] // URL: https://www.b17.ru/article/69846
Приложение 1.
Инструкция к выполнению. Читаем суждения и отвечайте «да» или «нет».
Вопросы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|