Файл: Создание ООН, ее цели и принципы. (История создания ООН.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 848

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

ООН - это универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН обязателен для всех государств.

Международная организация – это организация, учреждённая договором государств-членов, которые придали ей статус международной организации. Так, в конвенции о физической защите ядерного материала говорится, что «…организация состоит из суверенных государств и обладает компетенцией в области ведения переговоров, заключения и применения международных соглашений. Полномочия организаций закрепляются уставом, но, так как это не всегда возможно сделать достаточно полно, в связи с многообразием международной жизни получила признание концепция “implied powers”.

Организация Объединённых наций является неотъемлемой частью современного миропорядка, в формировании которого ей принадлежит важная роль. Её Устав был первым актом, закрепившим основные цели и принципы международного правопорядка. В связи с этим Устав ООН иногда называют конституцией международного сообщества. ООН является именно межправительственной организацией, что ограничивает её возможности в принятии далеко идущих решений. Следовательно, можно считать, что со временем в систему её органов будет включена Парламентская ассамблея. На сегодняшний же день её главными органами являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат.

История создания ООН.

Организация Объединённых наций является неотъемлемой частью современного миропорядка, в формировании которого ей принадлежит важная роль. Её Устав был первым актом, закрепившим основные цели и принципы международного правопорядка. В связи с этим Устав ООН иногда называют конституцией международного сообщества. ООН является именно межправительственной организацией, что ограничивает её возможности в принятии далеко идущих решений. Следовательно, можно считать, что со временем в систему её органов будет включена Парламентская ассамблея. На сегодняшний же день её главными органами являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат.

В конце XIX — начале XX века государствами и их объединениями для сотрудничества в отдельных областях начали создаваться первые международные организации. Так, нынешний Международный союз электросвязи был создан в 1865 году как Международный телеграфный союз, Всемирный почтовый союз был основан в 1874 году. Обе организации являются сегодня специализированными учреждениями ООН. Первая Международная конференция мира была созвана в Гааге в 1899 году для разработки соглашений по мирному разрешению кризисов, предупреждению войн и правилам ведения войны. Конференция приняла Конвенцию о мирном решении международных конфликтов и учредила Постоянную Палату Третейского Суда, которая начала свою работу в 1902 году.


Непосредственным предшественником ООН была Лига Наций, — организация, задуманная при схожих обстоятельствах во время Первой мировой войны и учреждённая в 1919 году в соответствии с Версальским договором «для развития сотрудничества между народами и для обеспечения мира и безопасности». Однако в Лигу вошли далеко не все страны. Так, например, Соединённые Штаты Америки никогда не были членом, а некоторые страны, вступившие в Лигу, позже вышли из неё. В общей сложности, с 1920 по 1945 год 63 страны были членами этой организации. В целом, опыт Лиги Наций оказался неудачным и она прекратила свою деятельность вследствие своей неспособности предотвратить Вторую мировую войну. В дальнейшем, в процессе выработки основ международной организации безопасности инициаторы её создания стремились учесть негативный опыт Лиги Наций и избежать ошибок и недостатков, ей присущих. Официально Лига Наций была ликвидирована 20 апреля 1946 года, а её активы были переданы в ООН.

14 августа 1941 года президент Соединённых Штатов Америки Франклин Д. Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль предложили свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности. Документ, подписанный во время встречи на борту боевого корабля в Атлантическом океане, известен как «Атлантическая хартия». Этот документ не был договором между двумя державами. Он не был также изложением какой-либо определённой официальной программы устроения мира. Как указывалось в самом документе, он только подтверждал «некоторые общие принципы национальной политики названных стран (Соединённых Штатов Америки и Великобритании), принципы, на которых они базировали свои надежды на лучшее будущее мира». В хартии провозглашались: отказ от захватов территорий; признание права всех народов избрать себе форму правления, при которой они хотят жить; намерение содействовать восстановлению суверенных прав и самоуправления тех народов, которые были лишены этого насильственным путём; призыв к послевоенному сотрудничеству; отказ от применения силы в международных отношениях.

1 января 1942 года представители 26 союзных государств, воевавших против стран «оси» (Германия, Италия, Япония) и их союзников, от имени своих правительств заявили о поддержке «Атлантической хартии», подписав «Декларацию Объединённых Наций». В этом документе впервые было официально использовано название «Объединённые Нации», предложенное Франклином Д. Рузвельтом. Таким образом, руководители стран мира, которые совместными усилиями добивались окончания Второй мировой войны, понимали, что создание механизма, который позволил бы обеспечить мир и не допустить подобных войн в будущем, возможно только в том случае, если все страны будут действовать сообща в рамках всемирной организации. Тем самым были созданы основные предпосылки для оформления Организации Объеденных Наций.[1]


30 октября 1943 года в Москве представители Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединённых Штатов Америки подписали Московскую декларацию и договорились о создании по окончании Второй мировой войны всеобщей международной организации для поддержания мира и безопасности. В Московской декларации, которая послужила первым практическим шагом по пути создания ООН, были закреплены такие принципы будущей организации, как принцип суверенного равенства всех миролюбивых государств, больших и малых, принцип особой ответственности великих держав в деле сохранения и упрочения мира, необходимость согласования их действий и сотрудничества в борьбе с агрессией не только в период войны, но и в послевоенное время. Эти принципы сыграли большую роль также в деле оформления механизма всей Организации. В то же время, основное внимание в ней концентрировалось на послевоенном регулировании не всей совокупности международных отношений, а части, касающейся вопросов мира и безопасности.

Цель создания всеобщей организации безопасности была вновь подтверждена на встрече руководителей Советского Союза, Великобритании и Соединённых Штатов Америки в Тегеране 1 декабря 1943 года. На этой конференции выдвигались уже конкретные проекты создания в рамках будущей организации специального органа по поддержанию мира. В частности, президент США Франклин Д. Рузвельт предложил образовать так называемый «Полицейский комитет» из представителей четырёх государств, который «следил бы за сохранением мира» и в случае агрессии «мог бы действовать быстро». Но эффективность такого органа в борьбе с агрессией была бы сомнительна, если учесть замечания президента относительно характера всей организации и правовой силы принимаемых этой организацией решений. Рузвельт отмечал, что «никакой другой власти, кроме дачи рекомендаций, эта организация не должна будет иметь», хотя и подчёркивал, что в этом смысле будущая организация «не должна быть похожа на Лигу Наций». В свою очередь, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль предлагал создать международную организацию с тремя региональными советами для Европы, Дальнего Востока и Америки и стоящим над ними «Мировым советом».

С 21 августа по 7 ноября 1944 года руководители Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединённых Штатов Америки провели ряд встреч на вилле Думбартон-Оукс под Вашингтоном, США, для выработки принципов и целей будущей международной организации по поддержанию мира и безопасности, а также обсуждения основных вопросов по её учреждению. На этой конференции был выработан подробный проект организации с рабочим названием «Предложения относительно создания всеобщей Международной организации безопасности».


Одним из основных вопросов, обсуждавшихся на конференции, был вопрос о юридической структуре и месте Совета Безопасности в системе органов будущей Организации Объединённых Наций. Конференция заложила фундамент всей Организации и определила основные контуры Совета Безопасности, на который возлагалась главная ответственность за поддержание мира и безопасности народов. Предварительный проект создания Совета Безопасности показал, что основные недостатки организации и структуры Совета Лиги Наций были учтены и созданы необходимые предпосылки для плодотворной деятельности этого органа в сфере поддержания мира. Предлагаемый состав Совета Безопасности в значительной мере в целом отражал международную политическую ситуацию конца Второй мировой войны. Постоянные места в нём предоставлялись Советскому Союзу, Соединённым Штатам Америки, Великобритании, Китаю и в «надлежащее время» Франции, что придавало авторитет и силу решениям этого органа. Совет Безопасности был представительным органом всех членов организации (не только великих держав), так как в его состав входили ещё шесть непостоянных членов. В то же время этот орган не был и громоздким по составу, что, несомненно, повышало его оперативность. Важной особенностью правового статуса Совета Безопасности согласно Предложениям, выработанным в Думбартон-Оуксе, было то, что его предлагалось сделать постоянно действующим органом, принимающим обязательные для всех членов Организации решения. При этом, функции и полномочия Совета Безопасности были чётко определены и отделены от функций и полномочий другого главного органа Организации — Генеральной Ассамблеи, а главная ответственность и основные полномочия по поддержанию мира и безопасности были сконцентрированы в одном органе — Совете Безопасности.

Важной вехой в деле выработки Устава ООН и правового оформления основ деятельности Организации послужила Ялтинская конференция, на которой 11 февраля 1945 года президент США Рузвельт, премьер-министр Великобритании Черчилль и председатель Совнаркома СССР Иосиф Сталин после встречи в Ялте, Советский Союз, объявили о своём твёрдом намерении создать Организацию Объединённых Наций. На этой конференции был согласован наиболее важный вопрос — процедура принятия решений Советом Безопасности. В соответствии с достигнутым соглашением решения в этом органе по всем вопросам, за исключением процедурных, принимаются голосами семи членов Совета, включая совпадающие голоса всех пяти постоянных членов, причём сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования по вопросу о мирном разрешении спора. В принятой на Ялтинской конференции процедуре голосования нашёл своё международно-правовое закрепление принцип суверенного равенства и полного равноправия постоянных членов Совета Безопасности, который послужил основой деятельности не только Совета Безопасности, но и всей Организации Объединённых Наций. Таким образом, Ялтинская конференция завершила подготовительный этап выработки Устава ООН и создания механизма безопасности Организации. На Ялтинской конференции было также принято решение созвать в апреле 1945 года в Сан-Франциско, США, конференцию Объединённых Наций для подготовки Устава Организации Объединённых Наций соответственно положениям, выработанным на переговорах в Думбартон-Оуксе.


25 апреля 1945 года представители 50 стран, представляющие около 80 процентов населения планеты, собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединённых Наций по созданию международной организации. В Конференции участвовали 850 делегатов, а вместе с их советниками, штатом делегаций и секретариатом Конференции общее число лиц, принимавших участие в её работе, достигало 3 500. Кроме того, было свыше 2 500 представителей прессы, радио и кинохроник, а также наблюдателей от различных обществ и организаций. Конференция в Сан-Франциско была не только одним из самых важных в истории, но, по всей вероятности, и самым многочисленным из всех международных собраний, когда-либо имевших место. Главы делегаций государств-инициаторов председательствовали поочерёдно на пленарных заседаниях. На Конференции председательствовали: Антони Иден (Великобритания), Вячеслав Михайлович Молотов (Советский Союз), Эдуард Стеттиниус (Соединённые Штаты Америки) и Сун Цзы-вень, (Китай). На более поздних заседаниях В. М. Молотова заменил А. А. Громыко, а А. Идена — лорд Галифакс. Всего состоялось 10 пленарных заседаний и 400 комитетских заседаний, на которых готовился Устав ООН.

В процессе работы Конференции возникали серьёзные разногласия и расхождения во мнениях, включая кризисные ситуации, в ходе которых некоторые наблюдатели высказывали опасения, что Конференция может закончится преждевременно, не придя к соглашению. Наиболее острые разногласия вызвал вопрос о праве каждой державы «большой пятёрки» накладывать «вето» на решения Совета Безопасности — органа, обладающего наибольшими полномочиями. Был момент, когда разногласия по этому вопросу угрожали срывом Конференции. Малые державы опасались, что, в случае угрозы миру со стороны одного из постоянных членов, то есть одной из держав «большой пятёрки», Совет Безопасности будет лишён возможности принимать решения, а в случае столкновений между двумя державами, не являющимися постоянными членами Совета Безопасности, «большая пятёрка» сможет принимать произвольные решения. Руководствуясь этими соображениями, малые державы стремились ограничить право «вето». Однако, великие державы единодушно настаивали на том, что это положение является жизненно важным, и подчёркивали, что главная ответственность за поддержание международного мира ложится всей своей тяжестью на них. В конце концов, в интересах создания международной организации, малые державы уступили в этом вопросе. Этот вопрос, как и другие жизненно важные вопросы, очевидно был разрешён только благодаря тому, что государства были преисполнены решимости создать, если не совершенную международную организацию, то хотя бы самую лучшую из возможных.[2]