Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 3
Введение
Усыновление как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из самых приоритетных во всех странах мира.
Институт усыновления имеет богатую историю, начиная со времен Римской империи и до настоящего времени. В семейном законодательстве Российской Федерации закреплен приоритет национального усыновления перед международным. В соответствии со ст.124 Семейного кодекса Российской Федерации усыновление детей иностранными гражданами допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации.[1]
Так при регулировании вопросов международного усыновления речь идет о двух, а иногда и более государствах, следовательно, и о нескольких правовых системах. Поэтому возникает вопрос о применимом праве. Данный вопрос очень важен. В этой связи тема коллизионного регулирования вопросов международного усыновления (удочерения) является актуальной для науки права и реалий современного общества, так как выбор того или иного права может привести к диаметрально противоположным результатам.
История становления и развития института усыновления (удочерения) в международном частном праве.
Сложно представить жизнь современного общества без такого института семейного права, как институт усыновления. Усыновление как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из самых приоритетных во всех странах мира. На становление и развитие усыновления оказывают влияние национальные особенности и традиции той или иной страны, исторический опыт. Началом развития института усыновления, можно считать, римский период.
Усыновление служило для римлянина способом получения преемника его имени, политических и религиозных взглядов в лице усыновляемого. В соответствии с такой высокой целью и ролью феномена усыновления его необходимо было обставить строгими условиями и правилами еще при жизни усыновителя. Римский закон копировал те отношения, которые практиковались между биологическим отцом и сыном.
Таким образом, римский период можно считать началом исторического становления и развития института усыновления, однако подробнее стоит рассмотреть особый вид усыновления – международное усыновление. «Международное усыновление - это усыновление, в котором присутствует иностранный элемент, выражающийся в том, что усыновленный и усыновитель имеют разное гражданство либо усыновление происходит на территории иностранного государства» .
Началом истории института усыновления в США ассоциируется с образованием частных интернатных учреждений в 1831 году. Что касается правового регулирования, то первым «современным» законом считается Закон 1851 г «Об усыновлении штата Массачусетс». В законе устанавливался судебный порядок усыновления, а так же определялись условия усыновления для кандидатов в усыновители. Главный недостаток закона был в том, что он действовал лишь в пределах одного штата, поэтому можно говорить, что в целом институт усыновления не был урегулирован. «В реальности на практике к усыновлению можно отнести деятельность английского миссионера С.В., создавшего детскую благотворительную организацию CAS».
Контроль и проверки организации определили недостатки деятельности организации. Например, данные о кандидатах в усыновители были недостаточными или вовсе отсутствовали.
Вторую мировую войну следует считать завершением первого этапа становления международного усыновления. Охарактеризовать период можно следующим образом:
- не большой процент усыновленных детей иностранцами;
- пробелы в законодательстве, которое регламентирует вопросы усыновления;
- усыновление служило скорее не защите интересов детей, а возможности усыновителей «получить» наследников.
Конец Второй мировой войны считается началом второго этапа международного усыновления. Из-за войн, после взрыва атомной бомбы в Японии множество европейских и азиатских детей стали сиротами. Многие государства вели широкомасштабную компанию, чтобы призвать население к помощи детям-сиротам, приняв их в семью.
Из вышеизложенного следует, что главным признаком, благодаря которому можно выделить этапы становления института усыновления в международном частном праве, является процесс изменения и развития законодательной базы, регулирующей международное усыновление.
Конвенция о юрисдикции, применимом праве и признании решений в отношении усыновления, подписанная на Гаагской конференции в 1965 году, послужила началом в стремлении к установлению международных соглашений, ликвидирующих расхождения во внутреннем законодательстве государств в отношении усыновления в международном частном праве.
Источники правового регулирования усыновления в международном частном праве. Участники международного усыновления, их права и обязанности.
Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления от 29 мая 1993 г. (далее - Конвенция) содержит общие требования для иностранного усыновления. Прежде всего, власти государства в котором проживает ребенок (далее государство-донор), должны установить, что ребенок может быть усыновлен и что иностранное усыновление отвечает наилучшим интересам ребенка. Должно иметь место согласие компетентных органов государства-донора, где это требуется согласие матери и самого ребенка на усыновление. [2]
Также государство-донор должно установить обладают ли правом предполагаемые приемные родители усыновить ребенка, и будет ли у ребенка возможность въехать на территорию иностранного государства. Конвенция 1993 г. акцентирует внимание на недопустимость извлечения материальной выгоды, какими - либо субъектами в процессе осуществления деятельности, направленной на возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере международного усыновления. Также Конвенция предусматривает некоторые процедурные требования, которые имеют место при иностранном усыновлении, а также особенности признаний и последствия усыновления. Общие требования и рекомендации, закрепленные в международных нормативных актах, конкретизированы и дополнены внутренним законодательством государств.
Безусловно, усыновление иностранными гражданами российских детей призвано решить такую серьезную, в большей степени моральную проблему, как сиротство детей. Однако проконтролировать судьбу усыновленного, покинувшего Россию, практически невозможно. Можно только догадываться, насколько тяжело ребенку адаптироваться в условиях чужой страны. Кроме того, многие иностранные усыновители по истечении некоторого времени по разным причинам возвращают детей, не задумываясь о том, какой психологический удар они наносят ребёнку. За последнее время 15 детей, усыновленных иностранными гражданами (из них 14 - гражданами США), погибли в результате жестокого обращения с ними приемных родителей.
Следует отметить, что иностранные усыновители для подбора ребенка и представления своих интересов в РФ пользуются услугами соответствующих иностранных организаций, которые должны быть аккредитованы в соответствии с законодательством России.
Теоретически посредническая деятельность по усыновлению детей не допускается. Однако на территории Российской Федерации такая незаконная деятельность в некоторых случаях имеет место. Факты нарушения законодательства Российской Федерации зачастую выявляются в деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации представительствами иностранных организаций, получивших соответствующую аккредитацию.
Вопреки законодательству РФ большинство представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность по усыновлению детей, взимают плату с иностранных граждан, желающих усыновить детей, за оказание посреднических услуг. Многие агентства продолжают свою деятельность на территории РФ по истечении сроков аккредитации.
Кроме того, по данным Национального совета США по усыновлению во всех случаях убийств усыновленных детей - граждан РФ у усыновителей не было официального разрешения на усыновление, то есть дети попадали в американские семьи «нелегально», благодаря активности будущих родителей, организаций и людей, не имеющих официального разрешения на занятия такого рода деятельностью. В этом случае речь идет о независимом усыновлении.
Несмотря на законодательное регулирование процесса усыновления, без внимания по-прежнему остаются вопросы привлечения к ответственности иностранных посредников, пассивности органов опеки и попечительства по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, коммерциализация и криминализация усыновления.
В указанных обстоятельствах представляется наиболее острой проблема государственного контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, при усыновлении их иностранными гражданами, так как в настоящее время практически невозможно осуществлять эффективный контроль за положением усыновленных детей и принимать какие-либо меры по устранению нарушений. В то же время российские органы опеки и попечительства не в состоянии контролировать воспитание усыновленных иностранцами российских детей за рубежом, так как юрисдикция РФ заканчивается на границе. Консульские учреждения РФ также не обладают возможностями полноценного контроля за усыновленными детьми, а соблюдение норм и правил страны пребывания ребенка возможно только в пределах консульского округа и в целом малоэффективно.
Таким образом, представляется необходимым устранить имеющиеся проблемы, обеспечить соблюдение и охрану прав детей, путем заключения международных договоров о взаимопомощи по семейным делам, в том числе о международном усыновлении, с государствами, граждане которых усыновляют российских детей, а также об установлении контроля за дальнейшей судьбой этих детей.[3]
При этом заключение Российской Федерацией двусторонних договоров о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления соответствует положениям статьи 21 Конвенции о правах ребенка, а также Конвенции о защите детей и сотрудничестве в области иностранного усыновления, заключенной в Гааге в 1993 году.
Для того чтобы состоялось усыновление, требуется соблюдение нескольких важных условий. Большинство ученых, специалистов в области международного частного права, рассматривали условия усыновления как определенные юридические факты. Вместе с тем определение понятия условия в литературе не раскрывалось; авторы ограничивались лишь перечислением условий, необходимых для усыновления, не разделяя при этом собственно понятие «условия усыновления» и его содержание. Не исследовалась и природа каждого из условий. Необходимость точного определения этих понятий обусловлена острой потребностью практики, что позволит решить многие сложные вопросы.
Условия усыновления - это установленные в законе требования, предъявляемые к строго определенному кругу лиц по поводу усыновления.
Права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка.
Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.
Родители имеют право и обязаны:
- воспитывать своих детей; - заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;
- обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования;
- с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми;
- выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий;
- родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения.
В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав.
Родители не имеют права:
- представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия;
- причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей;
- отказывать близким родственникам в общении с ребенком.
Установление отмена и признание международного усыновления. Судебная процедура установления и отмены международного усыновления.
Судебное разбирательство - один из важнейших институтов гражданского процессуального права, включающий в себя деятельность суда и других участников процесса по рассмотрению и разрешению в судебном заседании гражданских дел по существу; это способ осуществления правосудия.
Рассмотрение дел об усыновлении происходит в порядке особого производства по правилам гражданского процессуального законодательства, в строгой последовательности: подготовительная часть, исследование обстоятельств дела, судебные прения и заключение прокурора, постановление и оглашение решения.