Файл: ВИДЫ ПРИБЫЛИ (СУЩНОСТЬ   И ВИДЫ ПРИБЫЛИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. СУЩНОСТЬ   И ВИДЫ ПРИБЫЛИ

§1. Денежные накопления и прибыль

§ 2. Виды прибыли и их состав

Глава 2.  РОЛЬ ПРИБЫЛИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

§  1.   Прибыль: ее сущность и формирование

§ 2. Факторы, влияющие на реализацию и предпринимательский доход

§ 3. Издержки производства, прибыль и валовой доход

§ 4. Экономические или предпринимательские издержки производства и реализации продукции и их влияние на формирование прибыли

§  5.  Значение чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия

§ 6. Формирование и распределение чистой прибыли

§7. Максимизация прибыли

§ 8.  Роль прибыли в условиях развития предпринимательства

Глава  3. ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ

§ 1. Плательщика налога на прибыль. Расчёты, используемые для расчета налогооблагаемой прибыли

§ 2.  Льготы по налогу на прибыль

§ 3.  Проблемы совершенствования законодательной базы по налогообложению прибыли предприятий и пути их решения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Особой является проблема налогообложения прибыли, точнее — ком­плекс проблем, включающий:

·    принцип и критерии построения налога;

·    методику исчисления налогооблагаемой прибыли;

·    льготы и санкции, стимулирующие или не стимулирующие эффективность экономического и социального развития;

·    уровень ставок налога, их унифицированный или дифференци­рованный для различных коммерческих структур характер;

·    предельно допустимый для стимулирующей роли налога раз­мер и частоту изымаемой у предприятия прибыли;

·    согласованность данного налога с другими, аналогичными изъятиями в бюджет и во внебюджетные фонды и т. п.;

·    возможность и умение в законных рамках сократить налог или «убытки» от него.

Налоговые льготы можно сгруппировать по принципу стимулирующей направленности:

·    содействующие научно-производственному развитию ма­териальной сферы и строительству жилья;

·    специально ограждающие малый бизнес всех отраслей, в том числе на начальной стадии деятельности, а также со­циально значимые отрасли экономики, особенно сельское хозяйство, от высоких налогов;

·    обеспечивающие социальную защиту, в частности, привлекающие к производительному труду пенсионеров, ин­валидов, юридических и физических лиц, пострадавших от экологических и производственных катастроф, поощ­ряющие благотворительность (до3 % налогооблагаемой прибыли, а для территорий, пострадавших от Чернобыль­ской катастрофы — до 5 %);

·    прочие, в том числе организующие деятельность ино­странных и совместных фирм.

Для финансового менеджмента, в частности, при выборе и прогнозировании инвестиционных проектов и источников их финансирования, особенно важна первая группа, из них наибо­лее весома по суммам и срокам действия льгота, освобождающая от налогообложения прибыль, идущую на капиталовложения[2] в производственную сферу и на сооружение жилья, при условии направления на ту же цель всей амортизации (на реновацию), а также прибыль, используемую в пределах 10 % на ме­роприятия НТП. [3]

Возвращаясь к схеме формирования и распределения прибы­ли, мы видим, что это — сопряженные процессы. Освободив ва­ловую(балансовую) прибыль от основного прямого налога — налога на прибыль и перечислив (при наличии соответствующих соглашений) требуемые суммы в фонд отраслевой вышестоящей организации, предприятие исчисляет чистую (остаточную)при­быль.

         Хозяйствующий субъект самостоятельно определяет направления использования прибыли, если иное не предусмотрено Уставом.


         Схемы распределения чистой прибыли:

предприятия: ЧП = РФ + ФН + ФП,

где ЧП – чистая прибыль,

РФ – резервный фонд,

ФН – фонд накопления,

ФП – фонд потребления;

товарищества: ЧП = РФ + ФН + ФП + ПР,

 

где ПР -  прибыль, распределенная между учредителями.

Резервный фонд создается хозяйствующими субъектами на случай прекращения их деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Он является обязательным для акционерных обществ, кооперативов, предприятий с иностранными инвестициями. Акционерные общества зачисляют в резервный фонд также эмиссионный доход, т.е. сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученную при их реализации по цене, превышающей их номинальную стоимость. Эта сумма не подлежит какому-либо использованию или распределению, кроме случаев реализации акций по цене ниже номинальной стоимости. Резервный фонд акционерного общества используется на выплату процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности чистой прибыли для этих целей. Его размер должен составлять не менее 15 % уставного капитала. Ежегодно резервный фонд пополняется за счет отчислений, составляющих практически не менее 5% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию, разработку и внедрение новой техники, прирост собственных оборотных средств и восполнение их недостатка, недруги затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива.

        Фонд накопления и фонд потребления -  это фонды специального назначения. Они образуются, если это предусмотрено учредительными документами. Фонд накопления представляет собой источник средств хозяйствующего субъекта, аккумулирующий прибыль и другие источники для создания нового имущества, приобретения основных фондов, оборотных средств и т.п. Фонд накопления показывает рост имущественного состояния хозяйствующего субъекта, увеличение собственных его средств. Вместе стрём операции по приобретению и созданию нового имущества хозяйствующего субъекта не затрагивают фонд накопления. Фонд накопления может уменьшаться в случаях:

1.    списания затрат, связанных созданием нового имущества, но по установленному порядку не включаемых в первоначальную стоимость этого имущества (на подготовку кадров);


2.    распределения его между юридическими лицами – учредителями;

3.    погашения убытка хозяйствующего субъекта, выявленного по результатам работы за год.

        Фонд потребления представляет собой источник средств хозяйствующего субъекта, зарезервированный для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива. В фонд потребления перечисляются следующие выплаты в денежных и натуральных формах:

-    суммы, начисленные на оплату труда (ФОТ);

-    доходы (дивиденды, проценты) по акциям членов трудового коллектива и вкладам членов трудового коллектива в имущество хозяйствующего субъекта, начисленные к выплате работникам;

-    суммы предоставленных хозяйствующим субъектом трудовых и социальных льгот, включая материальную помощь.

        К трудовым и социальным льготам относятся:

-    оплата дополнительно предоставленных по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам, в т. женщинам, воспитывающим детей;

-    надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;

-    оплата проездов членам семьи работника к месту использования отпуска и обратно;

-    стипендии студентам и учащимся, направленных хозяйствующим субъектом на обучение в высшей средние специальные учебные заведения, выплаченные за счет средств хозяйствующего субъекта;

-    оплата путевок работникам и их детям не лечение, отдых, экскурсии и путешествия за спецсредства хозяйствующего субъекта;

-    компенсации удорожания стоимости питания в столовых, буфетах, профилакториях;

-    расходы непогашение ссуд, выделенных работникам на улучшение жилищных условий, приобретение садовых домиков.

        С расширением спонсорской деятельности часть чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды, оказание помощи театральным коллективам, организацию художественных выставок и другие цели.

§7. Максимизация прибыли

Систематическое получение прибыли является необходимой целью пред­принимательской деятельности любого предприятия. Поэтому доминирую­щей проблемой для предприятия является максимизация прибыли, что озна­чает разработку стратегии несистематическое увеличение прибыли и миними­зацию издержек. Данная задача многоплановая, вот почему для своего решения она требует системного подхода.


Поскольку на практике, чтобы принять решение о выходе на рынок, не­обходимо сопоставлять цену предложения предприятия с ценой рыночного спроса, то для этого надо знать экономическую прибыль. Последняя опреде­ляется путем вычета из валового дохода экономических (предприниматель­ских) издержек предприятия:

/>

                    (4)

                 

где П.(q) — совокупная экономическая или дополнительная прибыль предприятия за период (месяц, квартал, год),

         TR(q) — совокупный валовой доход, или совокупная выручка предпринят от реализации продукции в объеме «q»,

         TC(q) — совокупные экономические(предпринимательские) издерж­ки предприятия на реализуемую продукцию в объеме «q». 

 

Для принятия решений часто требуется знать сумму прибыли, которую получает предприятие в расчете на единицу продукции при данном объеме реализации и цене, диктуемой спросом. При определении продажной цены используют среднюю прибыль (Ап) и предельную прибыль(Мп):

 

/>

                               (5)

где Tп(q) — совокупная сумма прибыли на определенный товар за определенный период,

        q — объем продаж.

Из этого следует, что максимизация прибыли связана с процессом прира­щения предпринимательской прибыли. Это, в свою очередь, означает, что в расчетах требуется использование предельных величин: предельной прибы­ли, предельного дохода и предельных издержек. Иными словами, прибыль максимизируется в точке, в которой любое, даже малое приращение объема реализации (выпуска) продукции оставляет прибыль без изменения, т.е. приращение прибыли при приращении объема (реализации) продукции равняется нулю.

Для того чтобы решить вопрос максимизации прибыли, важно также знать, действует ли предприятие в условиях свободной конкуренции или монопольного рынка.

    Для предприятия максимизация прибыли заключается в выборе такого объема реализации продукции, при котором предельные издержки предприятия в производстве и при реализации равнялись бы рыночной цене. Иными словами, на рынке свободной конкуренции доход равен рыночной цене.

§ 8.  Роль прибыли в условиях развития предпринимательства


        Прибыль -  один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по-научному техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.

        Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства.  Предприятие любой формы собственности вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

         Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предусмотрено, что предпринимательская деятельность означает инициативную самостоятельность предприятий, направленную на получение прибыли. При этом предприятие как хозяйствующий субъект, самостоятельно осуществляющий свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и остающейся в его распоряжении чистой прибылью.

        Ведущее значение прибыли в качестве финансового показателя предпринимательской деятельности предприятия вместе с тем не означает его уникальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива.

        В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию.

        Стремление любыми путями получить высокую прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда приводит к росту объёма денежной массы в обращение, не обеспеченной товарными ресурсами. Отсюда-  дальнейший рост цен, инфляции, а, следовательно, эмиссии денег.

        Для реальной оценки уровня рентабельности предприятия можно воспользоваться методами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим факторам. Комплексный анализ прибыли рекомендуется проводить в определенной последовательности. Прежде всего валовую прибыль анализируют по ее составным элементам, главным из которых является прибыль от реализации товарной продукции. Анализируют изменение объема и структуры реализации, изменение уровня цен на реализованную продукцию, а также на определенное сырье, материалы, топливо, энергию и другие затраты. Кроме отмеченных методов факторного анализа прибыли в том числе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности используется показатель рентабельности.