Файл: ВИДЫ ПРИБЫЛИ (СУЩНОСТЬ   И ВИДЫ ПРИБЫЛИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. СУЩНОСТЬ   И ВИДЫ ПРИБЫЛИ

§1. Денежные накопления и прибыль

§ 2. Виды прибыли и их состав

Глава 2.  РОЛЬ ПРИБЫЛИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

§  1.   Прибыль: ее сущность и формирование

§ 2. Факторы, влияющие на реализацию и предпринимательский доход

§ 3. Издержки производства, прибыль и валовой доход

§ 4. Экономические или предпринимательские издержки производства и реализации продукции и их влияние на формирование прибыли

§  5.  Значение чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия

§ 6. Формирование и распределение чистой прибыли

§7. Максимизация прибыли

§ 8.  Роль прибыли в условиях развития предпринимательства

Глава  3. ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ

§ 1. Плательщика налога на прибыль. Расчёты, используемые для расчета налогооблагаемой прибыли

§ 2.  Льготы по налогу на прибыль

§ 3.  Проблемы совершенствования законодательной базы по налогообложению прибыли предприятий и пути их решения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Первое — объем продаж — зависит от эффективности осуществления коммерческой работы: от умения создавать выгодные условия для реализа­ции своей продукции, т.е. проводить маркетинг, организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и товарную политику и т.д.

Второе — уровень издержек производства —зависит от эффективности организации производства и труда, выбранной технологии, технической ос­нащенности предприятия.

Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализа­ции продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделя­ют так называемую «балансовую прибыль». Ее название говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реа­лизации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализацион­ные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержа­ние законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.).

Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой ба­лансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от опе­раций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом.

Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Послед­няя представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резерв­ные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообло­жения, отчислений на капиталовложения.

В результате на предприятии, как это принято называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль и налога на превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с нормируемой.

Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные налоги, и образуют фонды. В результате остается прибыль неис­пользованная, или убыток, непокрытый деньгами.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практи­ка, имеется два основных источника получения прибыли.

Первый — это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержания этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной нова­ции продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со сторо­ны других предприятий.


Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффек­тивность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и уме­ния постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по су­ти, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит:

·, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);

·      во-вторых, от создания конкурентоспо­собных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки по­ставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживания и т.д.);

·      в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли);

·      в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства.

Однако получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском — над предприятием постоянно висит угроза потерять вложенный капитал це­ликом или частично. Именно поэтому в теории и на практике используется понятие «предпринимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк.

По своему содержанию понятие «риск» относится как к хозяйственной, коммерческой, так и к финансовой деятельности. Для определения риска используются два основных метода: статистический и экспертный. В основе статистического лежат приемы математической статистики (расчет вариа­ции, дисперсии и стандартного отклонения по показателям финансово-хозяйственной деятельности). Этими показателями являются рентабельность производства, продукции, инвестиций, продаж и т.д.

    Полностью избежать риска в предпринимательской деятельности прак­тически невозможно, но существует система методов смягчения его отрица­тельных последствий. К ним относятся самострахование (создание резерв­ных фондов), участие в венчурных компаниях, хеджирование, заключение фьючерсных сделок и т.д.

§ 2. Факторы, влияющие на реализацию и предпринимательский доход

     Эти факторы можно условно подразделить на три группы: производственные, коммерческие, финансовые.


Производственные факторы связаны с объемом производства, его ритмичностью, материальной, научно-технической и органи­зационно-технической оснащенностью, соответственно — каче­ственными параметрами продукции, ее ассортиментом и струк­турой, и т.д. и т.п.

Коммерческие факторы как бы подводят к финансовым фак­торам и охватывают в широком смысле понятие маркетинга: за­ключение хозяйственных договоров на основе самого присталь­ного изучения действующей и перспективной конъюнктуры рынка, ценовое регулирование сбыта, его направление и органи­зационно-экономическое обеспечение.

Надежность прогноза коммерческих факторов опирается, с одной стороны, на страхование рисков (в основном, рисков ут­раты имущества, срыва поставок, отдаления или отказа от пла­тежа), с другой — на привлечение солидных, платежеспособных клиентов (заказчиков, покупателей), что в свою очередь требует известных внепроизводственных затрат (представительских, на рекламу и др.).

Финансовые факторы, охватывающие и выручку от реализации продукции (услуг), и предпринимательский доход от всех видов деятельности, включают соответственно: формы рас­четов (предусматриваемые контрактом или определяемые опера­тивно);ценовое регулирование, в том числе уценку в случае за­медления реализации; привлечение кредита банка либо средств из централизованных резервов; применение штрафных санкций; изучение и взыскание дебиторской задолженности, а также обеспечение ликвидности других активов; стимулирование при­влечения денежных ресурсов на финансовых рынках — доходов от ценных бумаг, вкладов, депозитов, аренды и иных финансо­вых вложений. Здесь немаловажен принцип «время —деньги»: чем быстрее и полнее поступление доходов, тем эффективнее вся деятельность. Поэтому не следует пренебрегать дифферен­цированной в зависимости от сроков реализации и прогноза на­сыщения рынка уценкой, в том числе сезонной, периодической или разовой (временное падение доходов окупится высвобожде­нием средств за счет ускорения их оборота), предпочтительной отгрузкой своей продукции наиболее надежным и быстрым пла­тельщикам и другими мерами воздействия.

§ 3. Издержки производства, прибыль и валовой доход

     Каждое предприятие, фирма прежде, чем начать производство продукции, определяет, какую прибыль, какой доход она сможет получить.


     Прибыль предприятия (фирмы) зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже пожеланию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Другое дело – затраты на производство продукции – издержки производства. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых или материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом руководстве.

     В общем виде издержки производства и реализации (себестоимость продукции, работ, услуг) представляют собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

В издержки производства и реализации продукции включа­ются затраты, связанные с:

• непосредственным производством продукции, обуслов­ленные технологией и организацией производства;

• использованием природного сырья;

• подготовкой и освоением производства;

• совершенствованием технологии и организации произ­водства, а также улучшением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности и других эксплуатационных свойств (затраты некапитального характера);

• изобретательством и рационализацией, проведением опытно-экспериментальных работ, изготовлением и испытани­ем моделей и образцов, выплатой авторских вознаграждений и т. п.;

• обслуживанием производственного процесса: обеспече­нием производства сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом и другими средствами, и предметами труда, под­держанием основных производственных фондов в рабочем со­стоянии, выполнением санитарно-гигиенических требований;

• обеспечением нормальных условий труда и техники безопасности;

• управлением производством: содержанием работников аппарата управления предприятия, фирмы и их структурных подразделений, командировками, содержанием и обслуживани­ем технических средств управления, оплатой консультацион­ных, информационных и аудиторских услуг, представительски­ми расходами, связанными с коммерческой деятельностью предприятий, фирм и т. п.;


• подготовкой и переподготовкой кадров;

• отчислением на государственное и негосударственное социальное страхование, и пенсионное обеспечение, в Государ­ственный фонд занятости населения;

• отчислением по обязательному медицинскому страхова­нию и др.

Конечно, результат деятельности предприятия, фирмы (прибыль или убыток) слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и дру­гого имущества предприятия, фирмы и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Определяется конечный результат как разница ме­жду выручкой от реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на ее производство и реализацию.

Различают также понятия валового дохода и валовой при­были.

Валовой доход — это показатель, характеризующий конеч­ный результат производственной или коммерческой деятельно­сти предприятия, фирмы, исчисляемый путём исключения из валовой выручки и результатов внереализационных операций (без налога на добавленную стоимость и акцизов) всех затрат на про­изводство и реализацию продукции, вошедших в себестоимость, кроме затрат на оплату труда. Валовая прибыль — часть валового дохода предприятия, фирмы, которая остается у них после вычета всех обязательных расходов. Представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основ­ных фондов, иного имущества предприятий и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Классификация затрат на производство продукции

В отечественной практике управления затратами для целей планирования, учета и калькулированы существует следующая классификация:

• по виду производства — основное и вспомогательное;

• по виду продукции — отдельное изделие, группа однородных изделий, заказ, передел, работы, услуги;

• по виду расходов — статьи калькуляции (для калькулированы себестоимости продукции и организации аналитического учета) и элементы затрат (для составления проектной сметы затрат и отчета затрат на производство);

• по месту возникновения затрат — участок, цех, произ­водство, хозрасчетная бригада.

Для практического использования в системе управления формированием затрат и издержек целесообразно выделить и рассмотреть классификацию затрат с учетом вида расходов по статьям калькуляции и элементам затрат.

Перечень статей калькуляции, их состав и методы распреде­ления по видам продукции, работ, услуг определяются отрасле­выми методическими рекомендациям и по вопросам планиро­вания, учета и калькулированы себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.