Файл: цветопроба, требования и ее значение для книжной многополосной продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Потребность в обсуждении понятия цветопроба и самого процесса, родилась в связи с тем, что иногда заказчик недоволен результатом цветопередачи на отпечатанной рекламной продукции - не те оттенки какого-то цвета, не та яркость, не те полутона и т.д.

Как аргумент, заказчик ссылается на изображение монитора и пробную печать на своем цветном принтере (лазерном или струйном).

И чтобы ни говорили печатники типографий, что цвета полученные на мониторе, или на офисном принтере не могут быть приняты за эталон цветопередачи или печатного оттиска, заказчик все равно стоит на своем. В результате - конфликты, потерянное время и нервы, и убытки с обеих сторон. Чтобы избежать этого, всегда рекомендуют заказчикам делать цветопробу, чтобы заранее спрогнозировать результат цветопередачи полиграфического оттиска.

Для того чтобы результаты печати можно было прогнозировать, дизайнер должен точно знать, какой цвет под силу воспроизвести типографии, и учитывать это в своей работе. При этом важно осознавать, что даже самое высокое качество готовой продукции - всегда вопрос допусков, а точнее их величины.

Под качеством печати в контексте этой статьи мы будем понимать точность воспроизведения заранее оговоренного цвета, а также его возможное отклонение от оттиска к оттиску в процессе тиража, то есть предсказуемость и стабильность результата.

ГЛАВА 1. ЦВЕТОПРОБА И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ

Цветопроба – это распечатка фрагмента будущего тиража, которая отображает реальные оттенки всех цветов, используемых в заказе. Этот документ служит ориентиром для корректирования цвета и для дальнейшей печати.

Распечатка представляет собой лист любого формата, на который наносятся изображение и цветовая палитра. Заказчик может выбрать свой «идеал» цветопередачи, под который подгоняются все оттенки.

Чтобы документ полностью соответствовал тому, что получится после печати тиража, нужно использовать специальные материалы и устройства. Для цветопробы берётся бумага высокого качества и плотности, типографская краска применяется та же, что и в основной печати. Процесс осуществляется с помощью профессионального принтера.

Без цветопробы можно обойтись, но в этом случае заказчик идёт на большой риск. Изображение на мониторе компьютера или после печати на обычном принтере не всегда совпадает с тем, что получится на выходе из типографии.


Профессиональное оборудование более точно передаёт цвета и их оттенки, нежели домашние устройства. Множество нюансов, которые не были соблюдены на предпечатном этапе, могут привести к порче всего тиража. 

Например, одна из самых частых проблем – это недостаточная яркость картинки. На компьютере всё смотрелось красиво и сочно, а на выходе получилась тусклая обложка с нехваткой контрастов. А иногда цвета замещают друг друга из-за программных особенностей – зелёный становится красным, синий – жёлтым, а тираж уход в мусорное ведро.

Избежать этого легко с помощью цветопробы. На распечатке отчётливо видны все цветовые недоработки или их отсутствие. Ещё одно важное назначение документа – контроль за качеством цветопередачи. К примеру, можно легко отследить и устранить паразитные рисунки и муары.

Выделим основные причины необходимости документа:

  1. Для заказчика. Получит наглядное изображение того, как будет выглядеть тираж после печати. Если не устраивает какой-то цвет или оттенок, то его можно подкорректировать в макете.
  2. Экономия денег и времени. Ведь после итоговой печати уже ничего нельзя изменить.
  3. Для печатника. Перед ним всегда будет идеал цветопередачи, одобренный заказчиком. Цветопроба – это отличный ориентир для издания всего тиража.
  4. На распечатке видны все недоработки и артефакты. Выявив их на предпечатном этапе, типография не испортит готовую продукцию.

1. 1. Стандартизация в полиграфии и ISO12647-7

Цветопроба – это не просто распечатка цветов, это в первую очередь документ, который создаётся по конкретным стандартам. Это положение регулирует правила создания контрактной цветопробы, которая требуется и частным заказчикам, и большим типографиям.

Для того, чтобы корректная цветопроба соответствовала тиражу, необходимо, чтобы сам тираж был отпечатан с теми параметрами цветопередачи, которые имитировались на цветопробе (см. рис. 1).

рис. 1. Пример контроля параметров печати тиража в ПО Heidelberg ColorToolbox

То есть печать и цветопроба должны быть ориентированы на один стандарт цветопередачи.

Общепринятой практикой для контроля цвета в тираже является измерение набора параметров по стандарту ISO 12647-2. В нем прописаны эталонные значения показателей цветопередачи и допуски на их отклонения при печати тиража.


Если тираж и цветопроба проходят по допускам на значения контрольных параметров — тираж и проба «в стандарте», — можно говорить о приемлемом сходстве цветового восприятия.

Хотим подчеркнуть, что в промышленной технологии печати никогда не идет речь о полном совпадении цвета — так называемая, факсимильная цветопередача. При том, что такое сходство крайне трудно достижимо в повседневной практике, оно еще и неоправданно дорого. Его получение неприемлемо по затратам для большинства бизнес-приложений печати.

В отдельных приложениях полиграфии — например, упаковка, каталоги косметики или лакокрасочных материалов, репродукции произведений искусства — требования к точности воспроизведения цвета могут быть существенно строже тех, что заложены в стандартах. В таких случаях технологические параметры контроля и допуски должны оговариваться отдельно.

В полиграфии в целом и в цветопробе в частности используются цвета CMYK (голубой, пурпурный, жёлтый, черны). Они лежат в основе так называемой триадной печати. Меньший цветовой диапазон схемы по сравнению с RGB позволяет лучше передать на печати цвета и избегать появления паразитных изображений.

В России используется европейский стандарт с соответствующей моделью цветопередачи. Для цветопробы мы используем обозначенный выше ISO 12647-7. Документ, который соответствует данной стандартизации, называется контрактной цветопробой.

1. 2. Точность цветопробы

Современная цифровая цветопроба печатается, как правило, струйным способом на специальном носителе — цветопробной бумаге. Вопреки ошибочному мнению, при грамотной настройке она обеспечивает довольно высокую точность передачи цвета.

В конечном счете главный показатель качества цветопробы — ее соответствие реальному тиражу. Говоря проще, цветопроба должна быть «похожа на будущий тираж». Но «похожесть» — понятие очень субъективное. Для одного человека два изображения будут «почти одинаковые», а другой найдет в них массу различий.

В деловых взаимоотношениях принято оперировать формальными критериями. Для цветопробы таким является прохождение контрольного теста на цветовые различия.

Методика проста: берется стандартный набор сочетаний триадных красок (CMYK), который печатается на цветопробе. Например, контрольная шкала UGRA/FOGRA Media Wedge (см. рис. 2).


рис. 2. Контрольная шкала UGRA/FOGRA Media Wedge

Затем измеряется цвет элементов этой контрольной шкалы. Данные сравниваются с эталонными значениями выбранного печатного процесса — например, листовая офсетная печать на мелованной бумаге по стандарту ISO 12647-2. Если отклонения не превышают определенных допусков, тест считается пройденным (см. рис. 3).

рис. 3. Пример отчета о прохождении контрольного теста цветопробы в ПО X-Rite i1Profiler

Эта процедура контроля соответствует международному стандарту ISO 12647-7.

Важно понимать, что если цветопроба, успешно прошедшая процедуру контроля, не устраивает заказчика по цвету, необходимо корректировать исходные данные макета. Предъявлять претензии к самой цветопробе в этом случае так же бесполезно, как пытаться украсить картинку в зеркале.

ГЛАВА 2. ВИДЫ ЦВЕТОПРОБЫ

В настоящее время существуют четыре вида цветопроб: экранная, цифровая, аналоговая и пробная печать. Начинается этот список с самой простой и дешевой цветопробы, а заканчивается наиболее технологически сложной и дорогой, но позволяющей получать результаты, наиболее приближенные к тиражным оттискам. У каждого из видов цветопробных устройств есть свои достоинства и недостатки. Каким образом выбрать нужное для производства решение? Ответ на наш взгляд один: только путем тестирования.

Цветопроба в реальном технологическом процессе преследует две основные цели:

  1. внутренний контроль подготовки цветных изображений;
  2. предъявление результата работы заказчику до печати тиража.

Место цветопробы как технологической операции в процессе допечатной подготовки неоднозначно. Она может быть включена после сканирования и цветокоррекции, сделана с окончательно сверстанных полос (но до вывода фотоформ), непосредственно с фотоформ, а также может быть произведена пробная печать с готовых печатных форм (см. рис. 4).

рис. 4. Варианты включения цветопробы в процесс допечатной подготовки

2. 1. Экранная цветопроба

Как следует из названия, оператор оценивает изображение, получаемое на экране монитора. От того, насколько правильно воспроизводит монитор цвета и оттенки, будет зависеть правильность выполняемой цветокоррекции. Корректное воспроизведение цветов на мониторе тем сложнее, чем ниже класс монитора. В худшем случае не поможет даже правильно построенный профиль устройства.


Кроме того, синтез цвета на экране принципиально отличается от синтеза цвета в печатающих устройствах. В первом случае это аддитивный синтез (то есть монитор формирует все цвета и их оттенки путем сложения трех основных составляющих — красного, зеленого и синего); во втором — субтрактивный синтез (основанный на вычитании из падающего на окрашенный предмет света определенных длин волн).

При работах, связанных с высокими требованиями к качеству воспроизведения цвета (многокрасочная печать, включая специальные цвета и т.д.), следует использовать мониторы более высокого класса, нежели при работе с однокрасочной или двухкрасочной продукцией. При этом не стоит скупиться на приобретение приборной базы для построения ICC-профилей устройств.

2. 2. Цифровая цветопроба

Основу цифровой цветопробы составляет цифровое печатающее устройство, работающее по тому или иному принципу формирования изображения. К цифровым цветопробам принято относить электрофотографические, цветные, струйные, сублимационные и твердочернильные принтеры (см. рис. 5). Имитация оттиска будет наиболее точной у тех устройств, которые используют красящие вещества (чернила и тонеры) и печатные основы, по своим спектральным и физическим характеристикам приближающиеся к используемым в полиграфическом процессе.

рис. 5. Виды цветопробы

Все цифровые цветопробы соединены с компьютерными станциями и получают информацию в цифровом виде. В этом случае качество имитации печатного оттиска будет зависеть также от используемых профилей устройств (монитора, цветопробного устройства и печатной машины). При отсутствии устройств профилирования с помощью цифровой цветопробы будет воспроизводиться интерпретация печатающим устройством цветов, заданных в прикладной программе, без учета цветовых охватов.

2. 3. Струйная печать

Принцип работы устройств основан на формировании с помощью нагрева или пьезоэлектрического эффекта мельчайших капелек жидкого красителя и перенос их на носитель — бумагу или пленку. Для цветной печати в подобных устройствах может использоваться комплект из 3 или 4 красок (в некоторых моделях до 6 и 8). Краски струйного принтера сделаны на водной или водно-спиртовой основе, поэтому оттиск, отпечатанный таким способом, отличается низкой влагостойкостью.