Файл: цветопроба, требования и ее значение для книжной многополосной продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рабочее разрешение таких принтеров составляет от 300 до 1440 точек на дюйм. Характерными недостатками струйной печати являются сильная зависимость качества изображения от свойств используемой бумаги и сложность имитации растровой структуры. Данные принтеры могут, конечно, использоваться для получения цветопробы, но очень часто результаты бывают далеки от печатного оттиска. Однако существуют широкоформатные принтеры, использующие принцип струйной печати, например Iris SmartJet (компании Scitex), на которых достигается хорошее приближение к печатному оттиску.

2. 4. Сублимационная печать

Принтеры с использованием сублимационного (или термосублимационного) способа формирования изображения дают отпечатки с гладкими переходами цветов, напоминающие фотографические, вследствие чего подобные устройства печати устанавливаются в современных фотолабораториях. При этом способе печати вместо прямого наложения чернил или красок на бумагу применяются лавсановые пленки с красителем, испаряющимся при нагреве элементов печатной головки. Используемые краски должны быть прозрачными, так как после испарения и попадания на специальное покрытие бумаги они проникают в него и там частично смешиваются.

На рис. 6 представлен принцип действия печатающего механизма: изображение переносится на подложку (1) под действием нагревательных элементов головки (6).

рис. 6. Печатающий механизм термосублимационного принтера

Пигментная пленка (2) подается с бобины (3) и после переноса изображения сматывается в рулон (4). При этом пленка определенного цвета расходуется по всему формату листа, даже если элемент изображения имеет минимальный размер. Степень нагрева микроскопических нагревательных элементов головки контролируется, и разные цвета получаются смешением разных количеств основных красителей. Испаряющаяся краска ложится на поверхность бумаги в виде «пятна» (7). Валик (5) выполняет двойную функцию — является опорой и в то же время протягивает лист бумаги.

Достоинство этого способа состоит в получении плавных цветовых переходов, создающих иллюзию фотографического отпечатка. Недостатками же являются невозможность имитации растровой структуры и обязательное использование только определенной бумаги, сертифицированной компанией-производителем. Если поверхность бумаги не очень гладкая, переход красителя на бумагу может быть неполным. Имитация различной степени растискивания возможна лишь с помощью соответствующего изменения плотности накладываемых красок и может задаваться программно.


2. 5. Твердочернильная печать

Твердые чернила — это материал на основе синтетических восков с добавлением красителя, отсюда и второе название этих принтеров — восковые. Брикеты такого красителя в принтере расплавляются, и расплав подается к печатающей головке, представляющей собой ряд инжекторов, переносящих микрокапли красителя на запечатываемый материал. При соприкосновении с бумагой капли почти мгновенно застывают, что снимает проблемы возможного смешения красок, растекания их и впитывания в бумагу. Чернила обладают высокой насыщенностью, и поэтому устройства имеют большой цветовой охват.

Значения разрешения твердочернильных принтеров невысоки — 300×300 или 600×600 точек на дюйм, что является самым большим недостатком данной технологии печати. Вторым недостатком является невозможность имитации растровой структуры.

К преимуществу данной технологии относят возможность использования различных запечатываемых материалов, хороший цветовой охват и влагостойкость оттисков.

2. 6. Электрофотографическая печать

В основу работы принтеров этого вида заложен принцип электрофотографии. Поверхность светочувствительного барабана или светочувствительной ленты сначала заряжается в электрическом поле коронного разряда. Затем с помощью управляемого луча определенные участки поверхности разряжаются, создавая скрытое изображение, проявляемое далее тонером одного из цветов. При последовательном наложении всех четырех тонеров создается полноцветное изображение, переносимое под действием электростатического поля на бумагу. Последняя операция — припекание тонера к бумаге. Разрешение принтеров высокое — обычно 1200×1200 точек на дюйм, причем эти принтеры могут имитировать растровую структуру.

Из недостатков данного способа следует назвать невозможность получения растровой точки с резкими краями. Поскольку частицы тонера велики, он расплывается под воздействием температуры и давления, что снижает резкость изображения. Эти принтеры обеспечивают не очень большой цветовой охват, и качество отпечатка получается немного ниже, чем на струйных или сублимационных.


2. 7. Комбинированные устройства получения цифровых цветопроб

В отдельный вид устройств стоит выделить устройства большого формата для получения спусковых полос. Некоторые из них по конструкции больше похожи на фотонаборный автомат, чем на цветные принтеры. Рассмотрим формирование изображения на примере системы TrueRite компании Dainippon Screen. Хотя эта система несколько лет назад была снята с производства, используемые в ней технологии достаточно оригинальны и о них стоит сказать несколько слов.

Сначала на внешней стороне барабана размещается лист тонкой металлической фольги — основа будущего изображения. Поверх него прочно крепится лавсановая пленка с пигментом, подобная той, что используется в сублимационных принтерах. Крепление и равномерный прижим обоих листов к поверхности барабана осуществляется с помощью вакуума. Дальнейший процесс напоминает работу фотонаборного автомата с внешним барабаном: цилиндр с фольгой и пленкой начинает вращаться, а мощный лазер записывает на его поверхности те же самые растровые точки, которые он воспроизвел бы на фотоформе или пластине. Единственное отличие состоит в программной имитации растискивания, а все остальное, включая разрешение, линиатуру, форму точки и угол наклона растра, идентично форме для соответствующего цвета. Под действием лазера пигмент расплавляется и переходит на металлическую фольгу, формируя изображение.

После записи первой краски уже ненужная лавсановая основа с остатками краски автоматически снимается и удаляется из машины. На цилиндр поверх фольги с первым слоем многоцветного изображения крепится следующая цветная пленка, после чего процесс повторяется. Фольга с перенесенными на нее четырьмя цветными изображениями извлекается из экспонирующей секции и вместе с листом бумаги-основы, покрытым специальным легкоплавким слоем, попадает в ламинатор. Зарядка фольги и бумаги — единственная ручная операция в процессе изготовления цветопробы. В ламинаторе происходит термоперенос пигмента с фольги на бумагу. В результате переноса получается изображение, практически идентичное печатному оттиску.

2. 8. Аналоговая цветопроба

Этот вид цветопробы создавался как альтернатива пробной печати, поэтому используемые пигменты наиболее приближены по своим свойствам к средним колориметрическим показателям стандартной красочной триады, а набор подложек имитирует наиболее популярные бумажные основы.


Аналоговая цветопроба изготавливается с цветоделенных растрированных фотоформ и по своему месту в технологическом процессе находится ближе к печатному оттиску, нежели цифровая цветопроба. Естественно, что цена ошибки, обнаруженной на этой стадии (стоимость пленки, расходных материалов цветопробы, времени работы оператора), гораздо выше, чем в случае экранной или цифровой цветопробы.

Аналоговые цветопробы подразделяются на так называемые сухие и мокрые. Различие заключается в том, что в процессе получения оттиска в сухих цветопробах не используются никакие химические растворы — снятие пигмента с пробельных элементов осуществляется механическим способом. При мокрой цветопробе происходит химическое проявление.

Преимущества аналоговой цветопробы — это не только широкий цветовой охват и попадание в цвет офсетного оттиска, но и возможность проконтролировать качество готовой фотоформы, то есть качество растрирования векторных элементов, трепинг, наличие муара, а в некоторых случаях даже воспроизведение смесевых красок.

К недостаткам систем аналоговой цветопробы относятся высокая себестоимость оттиска, а также тот факт, что не всегда имеется возможность изготовления цветопробы на тиражной бумаге, причем в некоторых системах иногда невозможно моделировать особенности печатных процессов, например растискивания.

Мокрая цветопроба

Технологию изготовления мокрой цветопробы рассмотрим на примере системы MatchPrint 2635 (см. рис. 7) компании Imation.

Рис. 7. Цветопробное устройство MatchPrint 2635 компании Imation

Система цветопробы MatchPrint 2635 содержит три составляющие: контактно-копировальную раму, процессор и расходные материалы. Процесс нанесения пигментов каждого цвета разбивается на три этапа: прикатка пигментной пленки, экспонирование и проявление (см. рис. 8).

Рис. 8. Блок-схема процесса получения цветопробного оттиска в устройстве MatchPrint 2635

Основными используемыми расходными материалами являются пленки цветов CMYK, основа, на которую наносятся цвета, матовая и полуматовая пленки, которые служат для снятия глянца, проявитель (слабощелочной раствор) и вода.

Сухая цветопроба

К сухим цветопробам относятся, например, AGFA PressMatch Dry и DuPont Chromalin Studio Sprint. AGFA PressMatch Dry состоит из копировальной рамы с УФ-источником освещения, ламинатора, служащего для прикатки пигментных слоев к основе, и расходных материалов. Процесс изготовления пробы состоит из трех операций, которые повторяются для каждой краски: прикатка пигментной пленки, экспонирование, отделение пленки от пигментного слоя (см. рис. 9).


рис. 9. Блок-схема процесса получения цветопробного оттиска в устройстве AGFA PressMatch Dry

Качество цветопробы AGFA PressMatch Dry соответствует стандартам европейской триады красок. Возможна имитация растискивания растровой точки от 17 до 22%.

DuPont Cromalin Studio Sprint (см. рис. 10) — система «сухой» цветопробы, которая состоит из четырех элементов: ламинатора, копировальной рамы, так называемого печатного пресса и комплекта расходных материалов.

рис. 10. Цветопробное устройство Chromalin StudioSprint компании DuPont

Процесс изготовления цветопробы состоит из следующих операций: ламинирование, экспонирование, отделение светочувствительной пленки и перенос краски на основу под прессом (см. рис. 11).

рис. 11. Блок-схема процесса получения цветопробного оттиска в устройстве Chromalin StudioSprint

Для получения полноцветного изображения процесс повторяется четыре раза (обычно в порядке K-C-M-Y). Каждый раз берется фольга с соответствующим пигментом. Совмещение красок производится обычно вручную, по приводочным крестам. После нанесения последней краски готовый оттиск покрывается защитным ламинатом для обеспечения устойчивости к внешним воздействиям.

2. 9. Пробная печать

Пробная печать — самый точный вид цветопробы. Печать обычно выполняется на тиражной бумаге, используются те же печатные формы и тиражные краски. Пробную печать можно производить на печатных машинах (в случае особо ответственных работ) либо на специальных пробопечатных станках, которые обладают широким набором регулировок, в частности возможностью изменения давления в печатных парах. Единственный минус — пробная печать стоит дорого.

Пробопечатный станок обычно представляет собой однокрасочную плоскопечатную установку, как, например, модель KORREX 2000 (см. рис. 12) компании FAG или модель СПП 5 Оптико-механического экспериментального завода №106.

рис. 12. FAG - KORREX 2000

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Последним хотелось бы отметить необходимость того, чтобы цветопроба была передана на печать тиража в качестве образца цвета. Дело в том, что в процессе настройки печати — «приладки» — колебания технологических параметров могут быть довольно существенны. А накопленные погрешности, связанные со всеми многочисленными факторами, могут привести к заметному отличию цвета оттиска.