Файл: Конституционное право граждан на образование (Конституционное право на образование в российской федерации: понятие и содержание).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 3
Введение
Право на образование является одним из основных и фундаментальных прав человека. Впервые это право было закреплено в части 1 статье 26 Всеобщей декларации прав человека (1948) и в дальнейшем закрепилось в части 1 статье 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966).
Далее, нашло свое выражение в статье 14 Хартии Европейского Союза об основных правах (2000). Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод гласит, что «никому не может быть отказано в праве на образование». Данная формулировка доказывает право каждого человека на образование, и запрещает какую-либо дискриминацию в праве на образование, однако Конвенция не конкретизирует уровень получения образования. Таким образом, право на образование входит в международные (и, в частности, европейские) стандарты прав человека. Закрепляя права на образование, Конституция Российской Федерации устанавливает различные подходы к получению основных видов образования. В статье 43 части 1 Конституции Российской Федерации гласит, что «каждый имеет право на образование».
Раскрывая суть термина «каждый», обозначим его как всякий, любой из себе подобных, взятый подряд. Следовательно, можно предположить, что в соответствии с указанной нормой любой человек в нашей стране наделен допустимым правом получить образование согласно условиям, обозначенным в Основном Законе, независимо от иных социальных признаков, кроме способностей и умения.
Образование — это процесс развития и саморазвития личности, направленный на усвоение социально значимого опыта человечества, воплощенный в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Согласно статье 2 Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании» (далее по тексту Закон), образование представляет собой единый целенаправленный процесс обучения и воспитания.
Обучение — это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся в получении знаний, умений, навыков и компетенций, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Образование является общественным благом и в его постижении, развитии заинтересованы человек, общество и государство в равной степени. Поскольку от уровня образованности граждан и качества, полученных ими знаний зависит развитие общества и государства в целом.
Рассматриваются различные научные подходы к трактовке и содержанию конституционного права на образование.
Анализируются точки зрения нескольких авторов, при этом отмечается, что большинство современных отечественных исследователей в области права считают наиболее признанным определение конституционного права на образование как субъективного права.
Отмечено, что в плане содержания конституционное право на образование является довольно сложной правовой конструкцией, состоящей из множества элементов. На сегодняшний день конституционное право на образование в Российской Федерации занимает одно из главных положений в системе прав и свобод человека[1].
Значимость данного права заключается в том, что оно способствует развитию как материального и социального положения отдельного гражданина, так и экономического, интеллектуального и культурного потенциала страны в целом[2]. В свою очередь признание и гарантирование данного права предоставляет реальную возможность для пользования им.
Право на образование закреплено во многих важнейших международно-правовых актах, например, во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. (ст. 26), Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 г., Европейской конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (Протокол № 1 от 20 марта 1952 г. - ст. 2)[3]. В Конституции Российской Федерации 1993 года право на образование закреплено в ч. 1 ст. 43.
В соответствии с данной статьей каждый человек независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, имеет право на образование[4]. Характерной особенностью права на образование согласно ч. 2 ст. 17 Конституции РФ является то, что данное право относится к неотчуждаемым правам и свободам человека и принадлежит ему от рождения. Необходимо обратить внимание на то, что в российском законодательстве нет единого определения понятия «право на образование».
В свою очередь это привело к тому, что в юридической литературе существует множественность подходов к определению данного понятия и неоднозначность его трактовки.
Так, например, В. И. Шкатулла понимает под правом на образование «основное и естественное право, имеющее своей целью удовлетворение потребностей человека в информации и непосредственно в самом образовании»[5]. Он считает, что образовательное право нужно рассматривать как комплексную отрасль права, нормы которой одновременно относятся и к другим отраслям права (прежде всего - конституционное, а также гражданское, трудовое, административное и др.). Но первоначало образовательного права для Шкатуллы - это педагогическое право. Принципиально другой подход имеет профессор В.М. Сырых, который в данной отрасли права выделяет самостоятельный предмет, метод и принципы правового регулирования и считает, что данную отрасль необходимо рассматривать как самостоятельную отрасль права[6].
А. Ф. Ноздрачев определяет право на образование как «право человека на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества»[7]. Наиболее верным и распространенным верным подходом к определению понятия «право на образование», на наш взгляд, является понятие Т. В. Грачева, считающего данное право неотъемлемым, субъективным правом человека. Согласно его убеждениям, конституционное право на образование является реально существующей, гарантированной государством, а также международным сообществом возможностью лица обладать, пользоваться умениями, знаниями и навыками в целях повышения культурного уровня личности и общества в целом[8].
Также в юридической литературе существует много точек зрения по поводу содержания конституционного права на образование. Так, по мнению Ю.П. Орловского конституционное право на образование - это «возможность постоянно совершенствовать свои знания во всех существующих формах обучения»[9]. При этом Ю. П. Орловский является сторонником того, что конституционное право на образование носит всеобщий характер, а реализация права на образование в определенной форме обучения зависит от дополнительных юридических фактов.
Определенный интерес представляет точка зрения Л. А. Дольниковой, раскрывающей содержание данного права с помощью видов образовательных учреждений. Согласно данной позиции возможность владеть знаниями находится в прямой зависимости от видов учебных заведений. По ее мнению, человек может использовать для приобретения новых знаний не только систему общеобразовательных школ, но и другие виды обучения в стране, которые существуют в данный момент[10].
Данная позиция подвергается критике со стороны Т.С. Румянцева. Согласна ее мнению, содержание права на образование определяет необходимость создания тех или иных учебных заведений, иначе быть не может. В свою очередь он определяет содержание права на образование как правовую возможность гражданина удовлетворить их интересы в сфере народного образования. На наш взгляд, в юридической литературе существует наиболее верный подход к определению содержания права на образование, согласно которому в структурном отношении конституционное право на образование состоит из нескольких элементов: правовых возможностей и правомочий.
Данные элементы вытекают из статей 26, 43, 44 Конституции РФ (право каждого на получение образования; установленное не только право, но и обязанность в получении основного общего образования; право на получение различных уровней образования: дошкольного, основного среднего, среднего профессионального и высшего образования; право выбора языка обучения; свобода преподавания; право на получение образования в различных формах; в очной, заочной, очно-заочной формах), из статьи 26 Всеобщей декларации прав человека (приоритетное право родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей)[11], из статей 13, 14 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (право каждого на получение образования).
В свою очередь проанализировав данные нормы права можно сделать следующий вывод: предусмотренное в международно-правовых актах и закрепленное в конституционном порядке, право на образование относится к числу основных прав человека. При этом большинство современных отечественных исследователей в области права считают конституционное право на образование субъективным правом.
Установлен факт, что современные государства, в том числе и Российская Федерация, уже вступили в эпоху, когда подавляющее большинство экономических ценностей формируется вне сферы материального производства. Происходит постоянное увеличение значимости и стоимости интеллектуального труда, соответственно возрастает роль информации и информационных технологий, а экономика знаний становится основополагающей областью народного хозяйства.
В данной обстановке основным условием инновационного стабильного развития является способность оставаться на острие научно-технического прогресса, диктовать тон в новоизобретённых технологиях, воздействовать на человечество силой идей, культуры, прочно обеспечивать безопасность государства и общества. Это подчёркивает первостепенную актуальность и значимость образования в современной России.
В законодательстве России право на образование зафиксировано в главном нормативно-правовом акте государства – Конституции Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 43 каждый имеет право на образование, которое является неотчуждаемым правом человека и принадлежит ему с рождения согласно части 2 статьи 17[12].
Вторым законодательным актом, фиксирующим право граждан на образование, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Согласно части 2 статьи 5 данного акта право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств[13].
Но, к огромному сожалению, на сегодняшний день, все еще имеются многочисленные проблемы в области образования в России, когда конституционное право на образование гражданином не может быть реализовано в полной мере, учитывая, что государственная политика в области образования направлена на общедоступное образование для всех лиц. В данном случае подразумевается важнейшая проблема доступности образования для лиц с ограниченными возможностями. В структуре образования с принятием нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» появился новый термин для российской науки «инклюзивное образование», значение которого заключается в следующем: «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
В силу, чего лица с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалиды имеют право обучаться не только в специализированных образовательных учреждениях, но и в обычных общеобразовательных учреждениях (учитывая Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. № 458-ФЗ). Поэтому 117 образовательным учреждениям необходимо разработать и создать специальные условия для людей с ОВЗ[14].