Файл: Конституционное право граждан на образование (Конституционное право на образование в российской федерации: понятие и содержание).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Но, к сожалению, значительная часть образовательных учреждений не отвечает предъявляемым требованиям, исходя из этого, данные учреждения не имеют возможности в полной мере обеспечить право лиц с ОВЗ на образование[15].

Отметим, по нашему мнению, главные проблемы реализации права на образование людей с ОВЗ:

1. неготовность инфраструктуры образовательных учреждений для обучения лиц с ОВЗ, выражающаяся в материальных препятствиях: трудность транспортной доступности школы, отсутствие пандусов, подъемников, неприспособленность лестниц (за исключением ново-построенных образовательных учреждениях);

2. невысокий уровень технико-информационного обеспечения образовательных учреждений;

3. неудовлетворительное количество профессионально подготовленных преподавателей;

4. социокультурный барьер[16].

Следовательно, вопреки колоссальному количеству преимуществ отечественной системы образования, к прискорбию, на сегодняшний момент реализация конституционного права на образование в Российской Федерации связана по большому счёту с серьёзной проблемой, которая требует решения в срочном порядке. Проблема доступности образования для лиц с ОВЗ, а также совокупность проблем в области реализации права на образование.

Основываясь на вышесказанном, автор считает, что на сегодняшний день должна быть цель подготовить и реализовать оригинальные и новые правовые средства и методы. Подразумевая под этим национальную политику в области осуществления индивидами своего конституционного права на образование, которая бы гарантировала эффективное и результативное участие государства в образовательной сфере и надлежащее исполнение им своей конституционной обязанности как гаранта прав граждан на образование.

3. Факторы и тенденции развития конституционного права на образование в Российской Федерации

Ключевым фактором эволюции конституционного права на образование в Российской Федерации выступает интеграция отечественной системы образовательных учреждений в мировое образовательное пространство. Принятие более 15 лет назад, 19 сентября 2003 г., решения о включении России в объединение европейских стран, имевшее своей целью формирование единого образовательного пространства, а также присоединение нашей страны к Болонской совместной декларации европейских министров образования «Европейское пространство высшего образования», принятой 19 июня 1999 г., стали важными вехами в развитии отечественного законодательства об образовании.


Содержание конституционного права на образование стало уточняться в соответствии с принципами и нормами международных нормативных правовых актов. В результате «…происходит трансформация образовательной системы, наблюдается интеграция законодательства и создание единого образовательного пространства»[17].

Это выражается в виде поддержки студенческой и преподавательской академической мобильности, которая приобретает международный характер, взаимном признании документов о высшем образовании, признании возможности перезачета уже освоенных дисциплин за счет их перевода в зачетные единицы, поддержки реализуемых совместно образовательных программ. Тем самым студент получает возможность не только в удобной для себя форме реализовать право получения образования, выстроив индивидуальную учебную траекторию, но и расширить свой кругозор, пополнить культурный багаж, воспитать уважение к другим культурам.

Взаимное признание дипломов об образовании расширяет возможности трудовой мобильности, увеличивает шансы на полноценное применение полученных знаний. Совместные образовательные программы дают возможность получения образования одновременно по нескольким направлениям. Процессы глобализации и интеграции различных образовательных систем, создания интегрированного образовательного пространства влияют в основном на развитие системы высшего образования и, соответственно, на право на высшее образование (хотя поправки в Закон РФ «Об образовании», в соответствии с которыми были выделены такие уровни высшего профессионального образования, как бакалавриат, специалитет и магистратура, были внесены лишь в 2007 г.).

Право на начальное и среднее общее образование находится под воздействием актуальных векторов эволюции системы общего образования, к числу которых относятся демократизация, обеспечение равенства возможностей, интеграция различных типов образовательных организаций, расширение полномочий руководителей образовательных организаций, рост самостоятельности образовательных организаций. Вместе с тем влияние процессов глобализации также не следует сбрасывать со счетов.

Так, в соответствии с Целями в области устойчивого развития 2015 г., которые были утверждены 25-27 сентября 2015 г., и Инчхонской декларацией, принятой на Всемирном форуме по образованию (он прошел в Республике Корея 19-22 мая 2015 г.) Россия взяла на себя решение ряда важных задач, позволяющих расширить право на образование и существенно улучшить гарантии его реализации. Так, в соответствии с Целью 4 наша страна обязана давать своим гражданам качественное образование.


Инчхонская декларация провозгласила образование главным средством развития человечества и установила «задачи обеспечения инклюзивного образования на основе принципа социальной справедливости для всех и на протяжении всей жизни»[18]. В соответствии с этими задачами отечественная система образования будет развиваться как минимум до 2030 г. Не утрачивают своего значения и международно-правовые акты, вошедшие в отечественную правовую систему несколько десятилетий назад.

Так, Конвенция о борьбе с дискриминацией и в области образования 1960 г., ратифицированная СССР в 1962 г., побуждает обращать пристальное внимание на обеспечение права на образование социально незащищенных лиц (людей, находящихся за чертой бедности, детей мигрантов, вынужденных переселенцев, людей, ведущих кочевой образ жизни). В целях установления социальной справедливости они нуждаются в определенных преференциях. Современные технические возможности обучения позволяют сгладить стартовое неравенство и увеличить шансы вышеуказанных категорий, обучающихся стать полноправными членами общества. Наконец, принципы международного права препятствуют тенденции превращения образования в услугу, имеющую ярко выраженную экономическую подоплеку.

Согласно Резолюциям Совета о правах человека о традиционных ценностях, принятым в 2009, 2010 и 2011 гг., образование должно оставаться общественным институтом, призванным прежде всего транслировать традиционные ценности. Ключевой тенденцией развития права на образование в современной России является изживание его дуалистической природы и придание ему комплексного, интегративного характера. По мнению Н.П. Демидовой, право на образование как право на приобщение к знаниям и культуре, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», распадалось на право на приобретение знаний и право на приобретение квалификации[19].

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» образование закреплено в качестве «единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, являющегося общественно значимым благом и осуществляемым в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупности приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов»[20].


Как видим, в этом емком определении образование представлено и как процесс, и как его содержательно наполненный результат, где вопросы духовного развития и профессиональной подготовки органично переплетены. О диалектически противоречивом развитии права на образование в Российской Федерации свидетельствует сосуществование двух разнонаправленных его тенденций: гуманизации и индивидуализации и коммерциализации. С одной стороны, право на образование, сохраняя свою культурную основу и оставаясь средством создания духовных скреп российского общества, нормативно закрепляется государством именно таким образом, чтобы образование совместно с культурой и молодежной политикой были «не набором услуг, а прежде всего пространством для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России»[21].

Индивидуализация процесса обучения с учетом желаний, способностей и склонностей обучающихся, расширение возможностей домашнего образования и самообразования, обеспечение доступа к образованию лиц с ограниченными возможностями служат весомыми гарантиями того, что право на образование будет реализовано в интересах как обучающихся, так и общества в целом.

Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» было закреплено расширение гарантий реализации права на образование инвалидами детства за счет предоставления им возможности внеконкурсного поступления в высшие учебные заведения (ч. 5 ст. 71) и обеспечения обязательными социальными стипендиями (ч. 5 ст. 36).

С другой стороны, коммерциализация социального сектора, переводящая образовательные учреждения на самоокупаемость, приводит к тому, что человеку будет гарантирован лишь определенный минимум, создающий лишь основы для получения образования и профессии, культурного развития, но не обеспечивающий их. Платные дополнительные занятия в средней школе, исчезновение бывших ранее бесплатными кружков, секций и факультативов – лишь одно из многочисленных тому свидетельств. В данном контексте индивидуализация реализации права на образование осуществляется с учетом не желаний и потребностей обучающегося, а его финансовых возможностей. О.Н. Смолин указывает, что в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» заложена возможность дальнейшего снижения права на бесплатное образование: в то время как ч. 2 ст. 43 Конституции РФ гарантирована «общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях», Закон оперирует понятием «организация», а право получения бесплатного образования в организациях не подкреплено конституционными гарантиями[22]. Далеко не все тенденции развития права на образование вытекают из его юридического закрепления.


По мнению Н.П. Демидовой, социальная структура современного общества, его культурный и моральный облик, распределение трудовых обязанностей, доступ к власти, уровень преступности – все это является в той или иной мере производным от доступа к образованию. В информационном обществе образование является одним из ключевых инструментов государственной политики едва ли не во всех сферах общественной жизни, прежде всего экономической и социальной. Следовательно, неправомерно сужать право на образование рамками индивидуальных притязаний.

Такой подход предопределяет замену трактовки права на образование как субъективного права на вытекающий из экономических, психологических, политических, идеологических, правовых и прочих аспектов функционирования системы образования взгляд на него как на «базовый принцип проведения государственной политики в социально-экономической сфере»[23].

Следовательно, вероятной перспективой развития права на образование будет его расширение до масштабов «базового стандарта развития российского общества», «публично-правового явления, отражающего социальные приоритеты». Идеологические функции образования, которые всегда неразрывно были с ним связаны, также не должны оставаться без внимания.

Заключение

Россия является многонациональным государством и положение о том, что граждане РФ имеют право получить основное общее образование на родном языке, становится немаловажным аспектом. А также имеют «право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании».

Данное право граждан реализуется созданием достаточного числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп и условий для их функционирования. Государство оказывает содействие в подготовке специалистов для организации образовательного процесса на языках народов Российской Федерации, не имеющих своей государственности. Существенной составной частью права на образование представляет положение о том, что лица, достигшие своего совершеннолетия, имеют право выбрать образовательное учреждение и форму его получения. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только в соответствии со статьей 5 Закона.