Файл: Международное сотрудничество в области исполнения наказаний.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 3
В последние годы активно развивается сотрудничество в сфере передачи иностранных граждан для отбытия лишения свободы в страны, гражданами которых они являются. Это сотрудничество должно содействовать совершенствованию отправления правосудия и способствовать отбыванию наказания и возвращению осужденных лиц в близкую им общественную среду.
Мировой опыт подтверждает, что вследствие транснационализации преступности, возникают новые формы и способы преступной деятельности, затрагивающие интересы нескольких государств и требующие их сотрудничества для принятия мер по предупреждению, пресечению, раскрытию преступлений, наказания лиц, виновных в их совершении. В этой связи все большую актуальность приобретает институт выдачи лиц (экстрадиция), совершивших преступления.
Экстрадиция рассматривается при этом как один из действенных международно-правовых инструментов по противодействию преступности. так в «Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных наций», принятой Генеральной Ассамблеей ООН (8 сентября 2006 г.) экстрадиция провозглашается одним из центральных элементов механизма сотрудничества государств по уголовно-правовым вопросам.
Институт экстрадиции является убедительным примером актуальности проблемы взаимодействия национальной правовой системы с международным правом. Факт совершения преступления на территории конкретного государства определяет юрисдикцию этого государства и компетенцию его правоохранительных органов.
Борьба с преступностью является главной профессиональной функцией специализированных субъектов международного сотрудничества. Данные функции рассматриваются на примере конкретных полномочий национальных юридических ведомств.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1313, в компетенцию этого правоохранительного органа, в частности, входят функции:
1) внесение и согласование предложений о заключении и изменении международных договоров Российской Федерации;
2) организационно-методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений;
3) подготовка Президенту и Правительству Российской Федерации ежегодных докладов о соблюдении федеральных законов по правам человека и содержанию осуждённых, по исполнению государственных правовых актов;
4) обобщение информации относительно обращений в Европейский Суд по правам человека о нарушении Россией Конвенции о защите прав человека и основных свобод;
5) подготовка предложений и заключений о выполнении международных договоров Российской Федерации о правовой помощи;
6) принятие решений о нежелательности нахождения в России иностранцев и лиц без гражданства;
7) организация взаимодействия Российской Федерации с Европейским комитетом по предупреждению недопустимого обращения с людьми;
8) организация работы по правовой помощи по запросам Российской Федерации и иностранных государств;
9) взаимодействие с иностранными и международными организациями по вопросам Минюста, обмен правовой информацией;
10) подготовка представлений об экстрадиции осуждённых в России иностранцев;
11) выдача разрешений на открытие представительств иностранных юридических лиц;
12) участие в обеспечении специализированными базами данных правовой информации в сфере технической политики Российской Федерации (четверть всего перечня функций Минюста России).
Органы уголовно-исполнительной системы России:
1) осуществляют внедрение международных стандартов обращения с заключёнными;
2) организуют связи отбывающих наказание заключённых иностранцев с их родственниками и официальными органами их стран;
3) обеспечивают передачу таких заключённых на родину по соглашениям с их странами;
4) сотрудничают с пенитенциарными службами зарубежных стран по вопросам содержания заключённых;
5) обмениваются с ними правовой информацией;
6) организуют обмен опытом сотрудников Российской Федерации и зарубежных стран;
7) организуют совместные совещания и стажировки по своим вопросам.
Органы предварительного расследования:
1) изучают достижения зарубежных коллег;
2) выполняют и направляют международные следственные поручения;
3) используют банки данных международных и зарубежных организаций, направляя туда свои сведения по вопросам розыска преступников, похищенных культурных ценностей и транспорта;
4) участвуют в зарубежных командировках для проведения следственных действий и стажировок.
3.Проблемы и перспективы
Несмотря на значительный прогресс, достигнутый на двустороннем, региональном, межрегиональном и международном уровнях, международное сотрудничество в области расследования и уголовного преследования все еще нуждается в значительном укреплении.
Практикующим адвокатам хорошо известны многочисленные препятствия, все еще стоящие на пути международного сотрудничества по уголовным вопросам. В их числе вопросы суверенитета, разнообразие структур правоохранительных органов, отсутствие уполномочивающего законодательства, отсутствие каналов коммуникации для обмена информацией и отличия в подходах и приоритетах.
Зачастую эти проблемы усугубляются трудностями, возникающими при разборе различных процессуальных требований каждой из юрисдикций, конкуренцией, нередко сопутствующей деятельности участвующих органов, вопросами языка, прав человека и неприкосновенности частной жизни.
Также существуют вопросы верховенства права, требующие внимания в отношении международного сотрудничества. Не следует характеризовать меры, направленные на укрепление верховенства права, как препятствия международному сотрудничеству. Приверженность страны поддержанию верховенства права и защите прав человека не должна быть предметом переговоров или торгового обмена на какие-либо уступки в области международного сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью.
На практике приверженность верховенству права может укрепить международное сотрудничество по уголовным вопросам. Меры по укреплению верховенства права и соблюдению международных норм в области прав человека также напрямую связаны с укреплением взаимопомощи и международного сотрудничества. Задействованные в вопросах экстрадиции, взаимной правовой помощи или совместных расследованиях органы и учреждения сохраняют обязательство обеспечить законность всех действий, предпринимаемых в целях сотрудничества.
В предоставлении технической помощи также важны интегрированные подходы. Небольшие страны нередко испытывают сложности при выполнении многочисленных международных конвенций и двусторонних договоров, которые им нужно соблюдать. Зачастую основной потенциал их учреждений уголовного судопроизводства и поддержания правопорядка ограничен. Помочь им может деятельность в области интегрированной технической помощи, при которой основное внимание уделяется наращиванию общего потенциала в сфере расследования и уголовного преследования, равно как и развитию их способности эффективно сотрудничать.
Отражение в российском законодательстве, в том числе в ведомственной нормативной базе, а также в правоприменительной практике положений международных документов в значительной степени обусловлено членством России в международных организациях, занимающихся вопросами защиты прав человека, в том числе в ООН, Совете Европы и др. В результате, по справедливому замечанию специалистов, «европейские стандарты прав и свобод человека меняют не только подход к конкретным правовым институтам – они меняют национальную правовую культуру».
Многие нормы международного права реализуются в национальном законодательстве путем трансформации. Так, анализ ст. 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что в области исполнения уголовных наказаний на территории России наряду с нормами национального уголовно-исполнительного законодательства возможно непосредственное применение норм международного уголовно-исполнительного права. Таким образом, если нормы международного уголовного права – это нормы для законодателя, то нормы международного уголовно-исполнительного права – это нормы одновременно и для законодателя, и для практики. [9]
Для Российской Федерации передовой зарубежный опыт имеет особое значение, прежде всего, потому, что при всех позитивных изменениях уголовно-исполнительная система России пока не стала структурой, в полной мере опирающейся на ценности прав человека и гуманистическую мораль.
Необходимо также решение вопросов, касающихся расширения сферы применения и введения новых видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества, декриминализации части уголовно наказуемых деяний и перевода их в категорию административных проступков и, наконец, реформы существующей системы исправительных учреждений и следственных изоляторов.
Заключение
Таким образом, изучив данную тему, использовав литературу ведущих историков и правоведов, периодические издания, можно сделать вывод, что Международное сотрудничество в области исполнения наказаний и обращения с осужденными – это специфическая деятельность государств и других субъектов международного права в сфере предупреждения преступности, борьбы с ней и обращения с правонарушителями.
В настоящее время просто необходимо осуществление международного сотрудничества в данной области. По моему мнению, сотрудничество может включать действия, направленные на поддержание следующих аспектов:
- анализ и укрепление правовых рамок для включения мер, направленных на поддержание и упрочение взаимопомощи;
- анализ и укрепление правовых рамок для включения мер, направленных на осуществление экстрадиции в соответствии с требованиями любого договора, стороной которого является данная страна;
- развитие национальной политики и внедрение таких механизмов, как центральные органы власти, связи и взаимодействия, прикомандирования и обмены сотрудниками прокуратуры и должностными лицами правоохранительных органов, а также развитие и внедрение сетей для содействия взаимному сотрудничеству;
- развитие национальной политики и внедрение процессуальных норм для оказания взаимной правовой помощи в случае отсутствия договоров и в максимально возможном масштабе в случае отсутствия обоюдного признания деяния преступлением;
- профессиональная подготовка сотрудников правоохранительных органов и судебных должностных лиц в области законодательных требований, относящихся к взаимной правовой помощи и экстрадиции.