Файл: Понятие, цели, задачи и значение оценки бизнеса (Цели оценки бизнеса).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Идентификация объекта оценки в соответствии с требованиями нормативных документов
I этап. Анализ правоустанавливающих документов
II этап. Анализ корпоративной структуры и управления предприятием
Обязательные случаи оценки стоимости предприятия (бизнеса)
Введение
Оценка бизнеса предприятия представляет собой комплекс мероприятий, необходимых для определения стоимостных показателей, которые впоследствии могут быть приняты за цену предприятия, как товара. Оценка бизнеса позволяет выявить, насколько услуги, продукция и вообще деятельность предприятия востребована. Учитывая то, что оценка бизнеса предусматривает анализ эффективности деятельности конкретной юридической единицы (оценка бизнеса предприятия с формой организации ОАО или оценка малого бизнеса: ООО, ИП и прочие), все оценочные мероприятия регулируются нормами Гражданского кодекса РФ.
Основные понятия, цели, задачи и значения оценки бизнеса
Оценка бизнеса — это комплекс действий, которые выполняет профессиональный оценщик для того, чтобы представить обоснованное заключение о стоимости объекта оценки на определенную дату в денежных единицах. Эксперт анализирует финансовую, организационную, технологическую деятельность предприятия, исследует динамику, делает выводы о перспективах развития и позициях среди конкурентов.
Современные предприятия имеют сложную структуру. Помимо материальных активов, которые обладают вполне конкретной стоимостью (здания, оборудование, транспорт, спецтехника, запасы, незавершенное строительство, земельные участки и т.д.), есть активы нематериальные. К примеру, авторские права, зарегистрированные торговые марки, патенты на технологии, лицензии, деловая репутация компании. Вклад в развитие дела вносит каждая единица активов, поэтому и подходы к оценке стоимости бизнеса должны быть комплексные. Грамотный эксперт рассчитывает то, что рассчитать, казалось бы, невозможно. Аналитику дополняют конкретные финансово-экономические показатели, выведенные в математических формулах. В результате на свет появляется искомая и что крайне важно — объективная величина.
Цели оценки бизнеса
1. повышение эффективности текущего управления предприятием, фирмой;
2. купли-продажи акций, облигаций предприятий на фондовом рынке;
3. принятия обоснованного инвестиционного решения;
4. купли-продажи предприятия его владельцем целиком или по частям;
5. установления доли совладельцев в случае подписания или расторжения договора, или в случае смерти одного из партнеров;
6. реструктуризации предприятия. Ликвидация предприятия, слияние, поглощение либо выделение самостоятельных предприятий из состава холдинга предполагает проведение его рыночной оценки, так как необходимо определить цену покупки или выкупа акций, цену конверсии или величину премии, выплачиваемой акционерам поглощаемой фирмы;
7. разработки плана развития предприятия. В процессе стратегического планирования важно оценить будущие доходы фирмы, степень ее устойчивости и ценность имиджа;
8. определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании. В данном случае оценка требуется в силу того, что величина стоимости активов по бухгалтерской отчетности может резко отличаться от их рыночной стоимости;
9. страхования, в процессе которого возникает необходимость определения стоимости активов в преддверии потерь;
10. налогообложения. При определении налогооблагаемой базы необходимо провести объективную оценку дохода предприятия, его имущества;
11. принятия обоснованных управленческих решений. Инфляция искажает финансовую отчетность предприятия, поэтому периодическая переоценка имущества независимыми оценщиками позволяет повысить реалистичность финансовой отчетности, являющейся базой для принятия финансовых решений;
12. осуществления инвестиционного проекта развития бизнеса. В этом случае для его обоснования необходимо знать исходную стоимость предприятия в целом, его собственного капитала, активов, бизнеса.
Главная задача оценки бизнеса - оценить имущественные права владельца (рыночную стоимость) для возможной последующей передачи этих прав. Причем передача прав может быть как возмездной, так и безвозмездной. В обоих случаях владелец (продавец), также как и покупатель (получатель), будет иметь информацию о прибыли или убытке от продажи/покупки (передачи/получении) собственности. Помимо упомянутой рыночной стоимости, существуют и другие виды стоимости, такие как: страховая, инвестиционная, стоимость частичных имущественных прав и т.п.
Знание стоимости бизнеса поможет также в решении следующих вопросов:
- Повышение эффективности управления предприятием;
- Обоснование инвестиционного решения;
- Разработка плана развития (бизнес-план);
- Реструктуризация предприятия (ликвидация, слияние, поглощение, выделение и т.д.);
- Определение стоимости ценных бумаг предприятия, паев, долей в его капитале в случаях проведения различного рода операций с ними;
- Определение кредитоспособности предприятия и величины стоимости залога при кредитовании;
- Выявление реальной рыночной стоимости имущества при проведении страховых операций;
- Налогообложение предприятия (при определении налогооблагаемой базы необходимо провести объективную оценку предприятия);
- Переоценка активов предприятия для целей бухгалтерского учета;
- Внесение в уставной капитал вкладов учредителей;
- Выкуп акций у акционеров;
- Обжалование судебного решения об изъятии собственности, когда возмещение от изъятия бизнеса необоснованно занижено;
- Определение величины арендной платы при сдаче бизнеса в аренду.
Оценка стоимости бизнеса имеет первостепенное значение как для развития самого предприятия, так и для понимания направления и темпов развития отрасли и всей экономики страны. Активизация фондового рынка, большое количество сделок с активами и предприятиями требуют определения и аргументированного подтверждения их стоимости. Особенностью оценочной деятельности в России является большое количество операций с государственной собственностью (прежде всего на этапе приватизации), достаточно высокий уровень инфляции, делающий необходимым регулярные переоценки стоимости активов для фискальных целей. Обычная мировая практика, когда покупатель нанимает своего оценщика, а продавец — своего, достаточно распространена и в России.
Кроме того, разработка и реализация стратегий развития компании и повышения благосостояния акционеров, управление собственностью возможны только на основе оценки реальной стоимости собственности и возможных перспектив развития компании.
Идентификация объекта оценки в соответствии с требованиями нормативных документов
Идентификация объекта оценки - это комплексное исследование состояния объекта оценки, позволяющее получить полноценное понимание оцениваемого предприятия не только на момент проведения оценки, но и в ретроспективном и прогнозном периодах.
Важно отметить, что федеральными стандартами оценки предъявляются четкие требования к составлению отчета об оценке, в том числе к идентификации объекта оценки:
1. принципы существенности и обоснованности – отчет должен содержать всю информацию, оказывающую влияние на формирование стоимости объекта оценки; данная ценообразующая информация, должна быть подтверждена;
2. принцип однозначности – содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета, а также допускать неоднозначного толкования отчета;
3. принципы проверяемости и достаточности – содержание отчета об оценке, состав и последовательность изложения ценообразующей информации должны позволить пользователям отчета воспроизвести расчет стоимости объекта оценки и привести его к результатам, содержащимся в отчете.
Содержание процесса идентификации объекта оценки – предприятия
I этап. Анализ правоустанавливающих документов
На данном этапе анализируются официальные документы, подтверждающие правоспособность юридического лица, в том числе:
- свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц;
- свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации;
- устав юридического лица, утвержденный Общим собранием акционеров (фирменное наименование, местонахождение, филиалы и представительства, цели и виды деятельности, уставный капитал, права акционеров, общее собрание акционеров, совет директоров, исполнительные органы);
- изменения в устав юридического лица;
- решение о выпуске (дополнительных выпусках) ценных бумаг;
- свидетельство о государственной регистрации выпуска ценных бумаг;
- отчет об итогах выпуска ценных бумаг;
- выписка из реестра акционеров на дату проведения оценки.
Анализ правоустанавливающих документов необходим, поскольку под фразой «объектом оценки является пакет акций/доля в уставном капитале» всегда подразумевается, что оценивается то или иное вещное право на указанный актив. Необходимо описать оцениваемые права на пакет/долю в уставном капитале предприятия. В тех случаях, когда объект оценки находится в залоге, передан в доверительное управление, и т. п. следует точно определять реально существующий состав прав, и состав прав, которые оцениваются (эти составы прав могут не совпадать).
II этап. Анализ корпоративной структуры и управления предприятием
В рамках анализа корпоративного управления предприятием необходимо проанализировать:
- уставные нормы, существенно определяющие зависимость прав акционеров по управлению предприятием от размеров принадлежащих им пакетов акций;
- специфику прав владельцев обыкновенных и привилегированных акций на получение дивидендов;
- права владельцев привилегированных акций на участие в голосованиях по вопросам, рассматриваемым Общими собраниями акционеров;
- структура акционерного/собственного капитала (перечень юридических и физических лиц, владеющих не менее чем 1% акций/долей в УК рассматриваемой компании) с данными о размерах пакетов/долей каждого владельца и размерах пакетов/долей, аккумулированных у номинальных держателей;
- ретроспективную динамику изменения состава акционеров и принадлежащих им пакетов акций;
- сведения о присутствии на общих собраниях акционеров в динамике за последние 3-5 лет (доля присутствующих от общего числа акционеров);
- анализ данных о «дружественности» тех или иных акционеров, то есть данных о том, какая часть акционеров одинаково голосует по стратегически важным для компании вопросам.
Обязательные случаи оценки стоимости предприятия (бизнеса)
1. Оценка объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, вовлеченных в сделку.
2. Оценка взноса в уставный капитал хозяйственных обществ;
3. Оценка объектов для залога;
4. Банкротство предприятия;
5. Оценка для целей наследования;
6. Приватизация государственного и муниципального имущества;
7. Оценка земельных участков;
8. Реструктуризация кредитных организаций;
9. При размещении средств пенсионных резервов в объекты недвижимого имущества фонд обязан представлять в уполномоченный федеральный орган данные об оценке объектов недвижимого имущества, проведенной независимым оценщиком, имеющим лицензию на осуществление данного вида деятельности в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации;
10. Имущество, являющееся предметом залога по облигациям с залоговым обеспечением, подлежит оценке оценщиком;
11. Оценка паевого взноса, превышающего двести пятьдесят установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, должна быть произведена независимым оценщиком;
12. При определение размера страховой выплаты.
Задание на оценку стоимости предприятия(бизнеса)
Задание на оценку должно содержать следующую информацию:
- объект оценки;
- имущественные права на объект оценки; цель оценки; предполагаемое использование результатов оценки и связанные с этим ограничения;
- вид стоимости;
- дата оценки;
- срок проведения оценки; допущения и ограничения, на которых должна основываться оценка.
Оценщик осуществляет сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки объекта оценки. Оценщик изучает количественные и качественные характеристики объекта оценки, собирает информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки.
Бухгалтерская отчетность оцениваемого предприятия для применения её в целях оценки бизнеса подлежит обязательной корректировке в виде её нормализации.
Цель нормализации - определение доходов и расходов, характерных для нормально функционирующего бизнеса.
Так, в процессе нормализации бух.баланса необходимо четко выделить избыточные и нефункционирующие активы.
Избыточность активов отмечается в случае, когда их запасы на предприятии превышают размеры, необходимые для осуществления основной производственной деятельности.
Нормализация Отчета о прибылях и убытках осуществляется прежде всего за счет исключения доходов и расходов, относящихся к избыточным и нефункционирующим активам (амортизационные отчисления, расходы на содержание и ремонт этих активов).
Нормализационные поправки касаются также сумм вознаграждений собственникам предприятия и членам их семей, а также связанных с ними расходов.
Подлежат нормализации также значительные суммы разовых, нетипичных доходы и расходов.
Помимо нормализации бухгалтерской отчетности возможно проведение её трансформации, что подразумевает пересмотр или изменение формы представления бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета. Как правило, вносимые поправки касаются основных активов, износа, официально зафиксированной величины доходов, товарно-материальных запасов и дебиторской задолженности.
Трансформация бухгалтерской отчетности не является обязательной для оценки предприятия. Проведение её бывает обоснованным для повышения обоснованности расчетов, поскольку в трансформированном виде отчетность представляет собой более надежную базу для сравнения оцениваемой компании с компаниями – аналогами или среднеотраслевыми показателями. Часто трансформация бухгалтерской отчетности производится по просьбе самих инвесторов, которые рассчитывают таким образом повысить качество исходной информации.
Оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода.
Оценщик вправе самостоятельно определять конкретные методы оценки в рамках применения каждого из подходов.
Доходный подход представляет собой совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки.
Сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами-аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.
Затратный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки,основанных на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа и устареваний. Затратами на воспроизводство объекта оценки являются затраты, необходимые для создания точной копии объекта оценки с использованием применявшихся при создании объекта оценки материалов и технологий.
Затратами на замещение объекта оценки являются затраты, необходимые для создания аналогичного объекта с использованием материалов и технологий, применяющихся на дату оценки.
Заключение
Оценка бизнеса, оценка компании - эти понятия рыночной экономики близки и понятны любому профессионалу бизнеса на Западе. Эти термины теперь часто звучат и в России. Оценка стоимости бизнеса (компании) производится по различным методикам, как западным, так и российским. По мере того как в нашей стране появляются независимые собственники компаний и фирм, все острее становится потребность в определении рыночной стоимости их капитала. Вместе с тем, практика показывает, что применяемые сейчас методы оценки компании по стоимости их имущества несовершенны, поскольку они оценивают фактически лишь затраты на создание собственности. Однако все оценки однозначно основаны, прежде всего, на предпосылках, что компания является прозрачной для акционеров (потенциальных акционеров), менеджмент компании работает в ее интересах и представляемая финансовая отчетность является реальным отражением дел в рассматриваемой компании.
Оценка стоимости бизнеса (компании) является деятельностью, которую в разных ситуациях часто приходится осуществлять в рыночной экономике. Ею необходимо заниматься и при оценке подлежащей продаже компании-банкрота, и при определении того, на какую сумму нормально работающее открытое акционерное общество имеет право выпустить новые акции, и при исчислении цены, по которой любое акционерное общество должно выкупать акции выходящих из него акционеров. При этом неважно, о какой стране с рыночной экономикой идет речь. Это универсально и касается, в соответствии с действующим законодательством, также России. В наиболее широком смысле предмет оценки стоимости компании понимается двояко. Первое его понимание сводится к традиционному сейчас в нашей стране пониманию оценки стоимости бизнеса как оценки компании в качестве юридического лица.
При таком подходе характерно отождествление оценки стоимости бизнеса с оценкой имущества этих компаний. Второе – и наиболее распространенное в мире – понимание оценки бизнеса заключается в том, чтобы выяснить, сколько стоят не компании, зарабатывающие те или иные доходы, а права собственности, технологии, конкурентные преимущества и активы, материальные и нематериальные, которые дают возможность зарабатывать данные доходы. В этом случае, бизнес можно охарактеризовать как предпринимательскую деятельность, направленную на производство и реализацию товаров, услуг, ценных бумаг, денег или других видов разрешенной законом деятельности с целью получения прибыли.