Файл: Слово о законе и благодати.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение:

 «Слово о законе и благодати» по праву можно считать великим произведением, с которого началась собственная история древнерусской литературы.  Официальное принятие христианства Русским государством в 988 году потребовало не только множества переводных церковно-богослужебных и церковно-просветительских книг, но и составления собственных, русских сочинений, посвященных нуждам местной, русской церкви.

Цели и задачи:

  • Изучить «Слово о Законе и Благодати»;
  • Раскрыть личность Иллариона;
  • Проанализировать произведение древнерусского автора.

Личность Илариона

В середине XI века в Киеве произошло событие, о котором древнерусский летописец рассказал всего лишь одной фразой, размещенной в "Повести временных лет" под 1051 годом: "Поставил Ярослав русина Иллариона митрополитом, собрав для этого епископов".

Иларион (ум. после 1051 г.) – первый митрополит Киевский из русских с 1051 г., автор первого русского литературно-философского сочинения "Слово о Законе и Благодати". Год его рождения неизвестен. К сожалению, об упомянутом иерархе сохранились лишь отрывочные сведения. Во-первых, "Повесть временных лет" в статье под 1051 г. сообщает, что одно время Иларион был священником в Свято-апостольской церкви в селе Берестовом под Киевом, загородной резиденции великого князя Ярослава Мудрого; что он был "муж благ, книжен и постник"; что на берегу Днепра он "ископа себе" для уединенной молитвы "печерку малу двусажену, кде ныне ветхый монастырь Печерскый", и что, наконец, именно его "постави Ярослав митрополитомь". Во-вторых, в начале "Устава князя Ярослава о церковных судах" сообщается о том, что работа по внедрению в русскую жизнь правил "греческого номокануна" велась князем совместно "с митрополитом Ларионом". В-третьих, в "Житии преподобного Феодосия Печерского" имеется сообщение о некоем "черноризце Ларионе", который был "книгам хытр псати, сий по вся дни и нощи писааше книгы в келии… Феодосия". Какова дальнейшая судьба Илариона, не известно. Как митрополит управлял Русской Церковью, летописи молчат. Но, мы знаем, что он освятил храм святого Георгия, построенный в Киеве Ярославом Мудрым. Затем Илларион – участник реформы византийского права на Руси. После смерти Ярослава Мудрого в 1054 году Илларион смещен со своего поста: под 1055 год в летописи упоминается новый митрополит, присланный из Византии, - Ефрем. Затем Илларион удаляется в Киево-Печерскую Лавру. В Киево-Печерском патерике говорится, что Илларион умер в 1067 году. Но согласно другой точке зрения, Илларион пострижен в монастырь под именем Никон; именно он считается составителем Киевского летописного свода 1073 года и автором погодных летописных записей после 1054 года. Но отождествление Илариона и летописца Никона Великого документально никак не подтверждается. Очевидно однако, что Иларион был первым митрополитом, избранным на киевскую кафедру из числа русских в нарушение канонов византийской церкви, а также действовал как единомышленник великого киевского князя Ярослава Мудрого. Иларион был канонизирован Русской Православной Церковью, время канонизации неизвестно. Память святого отмечается в день поминовения собора всех Киево-Печерских преподобных отцов на 2-й неделе Великого Поста и в день поминовения собора Киево-Печерских преподобных отцов, почивающих в Ближних пещерах – 28 сентября (11 октября).


Личность Илариона, митрополита Киевского, несомненно, принадлежит к числу наиболее значительных в отечественной истории. Ведь он внес весомый вклад в становление русской культуры, создав первое отечественное литературно-философское произведение — "Слово о Законе и Благодати".

Тема произведения «Слово о законе и благодати»

Текст свидетельствует о проявление в XI веке духовного наследия раннего русского христианства. Кроме того, митрополиту Илариону принадлежат два текста — "Молитва" и "Исповедание веры", которые обычно публикуются вместе со "Словом".

Тема «Слова» — тема равноправности народов, резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества лишь одного народа. Иларион указывает, что Евангелием и крещением Бог «все народы спас», прославляет русский народ среди народов всего мира и отрицает исключительно право на «богоизбранничество» только одного народа. Точность и ясность замысла отчетливо отразились в самом названии «Слова»: «О законе Моисеом данеем, и о благодати и истине Иисус Христом бывшим, и како закон отъиде, благодать же и истина всю землю исполни, и вера и вся языкы простреся и до нашего языка (народа) рускаго, и похвала кагану нашему Владимеру, от негоже крещени быхом, и молитва к Богу от всеа земля нашеа».

Логический анализ позволяет разделить "Слово о Законе и Благодати" на три составные части.

Первая часть

Первый его раздел начинается с догматического размышления о том, что иудеи ("израиль") и христиане исповедуют единого, общего Бога. Сначала он посредством Закона не дал погибнуть в языческом идолослужении только "племени Авраамлю", но затем, послав своего Сына, через его воплощение, крещение, проповедь о благе ("евангелие"), крестные страдания, смерть и воскресение привел все народы к вечной жизни. Иларион  рассуждает о соотношении Ветхого и Нового заветов — Закона и Благодати. Он подчеркивает, что следование нормам только лишь Ветхого Завета («тени) не приводит людей к спасению души. Лишь Новый завет ("истина"), данный человечеству Иисусом Христом, является Благодатью. В первой части приведена притча о Сарре и Агарии. Агарь является образом Ветхого завета, Закона, который появляется на свет раньше, но, рожденный рабыней, продолжает и сам оставаться рабом. Сарра как символ Нового завета, Благодати, которая рождает свободного Исаака.


Так и Ветхий завет не может быть истиной, хотя он и явился раньше Нового завет. Ветхий завет был замкнут на еврейском народе, а Новый имеет всемирное распространение. Всемирная история представляется Илариону как постепенное распространение христианства на все народы мира, в том числе и на русский.

Цель всего первого раздела - стремление доказать превосходство христианства над ветхозаветной религией и превосходство принявшей христианство Руси и ее «просветителя» Владимира.

Таким образом, «Слово о законе и благодати» становится первым текстом, содержащим символическое толкования библейских сюжетов в русской литературе. Впоследствии, этот прием станет основным методом в творчестве древнерусских книжников.

Вторая часть

Второй раздел Илариона - исторический. Во второй части своего «Слова» Иларион сужает тему, описывая распространение христианства по Русской земле: «Се бо уже и мы с всеми христианами славим святую Троицу». Крещение Руси, совершенное великим князем Владимиром, привело Русь к познанию истины. Здесь также осмысляется преимущество христианской Руси перед Русью языческой. Далее оратор, приводя библейские изречения на тему вселенского Значения промысла Божия о спасении человечества, обосновывает мысль о том, что открытое некогда ветхозаветным пророкам и сказанное ими о всеобщем, за пределами иудейства, признании Бога, касается в частности и Руси: «Обнажит Господь мышцу Свою святую перед всеми народами, и узрят во всех концах земли спасение Бога нашего».

Приобщение Руси к христианству трактуется Иларионом в контексте священного предания о промысле Божием относительно истории человечества. Патриотический пафос «Слова» растет по мере того, как Иларион описывает успехи христианства среди русских. Словами Писания Иларион приглашает всех людей, все народы хвалить Бога. «Пусть чтут Бога все люди и возвеселятся все народы, все народы восплещите руками Богу. От Востока и до Запада хвалят имя Господа; высок над всеми народами Господь».

Третья часть

Органическим переходом от второй части к третьей служит изложение средневековой богословской идеи, что каждая из стран мира имела своим просветителем одного из апостолов. Есть и Руси кого хвалить, кого признать своим просветителем: «Хвалит же хвалебным гласом римская страна Петра и Павла, от них уверовавшая в Иисуса Христа, Сына Божия, Асия и Эфес, и Патмос – Иоанна Богослова. Индия – Фому, Египет – Марка. Все страны, и города, и народы чтут и славят каждый своего учителя, научившего их православной вере. Похвалим же и мы, по силе нашей, малыми похвалами, великое и дивное сотворившего, нашего учителя и наставника, великого князя земли нашей Владимира, внука старого Игоря, сына же славного Святослава, которые во времена своего владычества мужеством и храбростью прослыли в странах многих и ныне победами и силою поминаются и прославляются. ».


Затем автор приступает к похвале князю Владимиру. Он выстраивает ее в форме личного обращения к нему и в интонации, исполненной воодушевленного патриотического пафоса. Именно в этой части патриотическое воодушевление Илариона достигает высшей степени напряжения. Он восхваляет князя Вадимира (в крещении — Василий), которого посетил Сам Всевышний и в сердце которого воссиял свет ведения. Кроме Владимира, славит он князя Ярослава Мудрого (в крещении — Георгий), современником и соратником которого был и сам митрополит.  В этой части уделено внимание силе и могуществу русских князей, славе Русской земли, «единодержавству» Владимира и его военным успехам. Иларион описывает все это с целью — показать, что принятие христианства могущественным Владимиром не было вынужденным, что оно было результатом свободного выбора князя. Если страны Востока и Запада благодарят за свое приобщение к Христу его непосредственных учеников и преемников, святых апостолов, то Русь обязана своим крещением государственному деятелю, слава которого была основана только на военных и политических победах. 

Затем Иларион переходит к описанию личных качеств Владимира и его заслуг, очевидным образом имея в виду указать на необходимость канонизации Владимира. Довод за доводом приводит Иларион в пользу святости Владимира: он уверовал в Христа, не видя его, он неустанно творил милостыню; он очистил свои прежние грехи этой милостыней; он крестил Русь — славный и сильный народ — и тем самым равен Константину, крестившему греков. Этот вывод о равночестии основан на ряде приведенных Иларионом с целью сопоставления фактов церковно-политических трудов первого и второго.

 Затем автор указывает на продолжателя дела Владимира — на его сына Ярослава, перечисляет его заслуги, его строительство новой Руси и «славного града» Киева.

Иларион обращается к Владимиру с призывом восстать из гроба и посмотреть на плоды своего подвига: «Встань, отряси сон, ибо не умер ты, но спишь до всеобщего восстания! Встань, ты не умер, ведь не должно умереть веровавшему во Христа, Жизнь всему миру! Отряси сон. возведи очи и увидишь, какой чести сподобил тебя Господь там, и на земле не оставил беспамятным в сыне твоем. Встань, взгляни на чадо свое, Георгия, взгляни на род свой, взгляни на милого своего, взгляни (на того), кого Господь произвел от чресл твоих, взгляни на украшающего престол земли твоей – и возрадуйся и возвеселись! К тому же взгляни на благоверную сноху твою Ирину, взгляни на внуков твоих и правнуков: как живут, как хранимы они Господом, как благоверие держат по завету твоему, как в святые церкви часто ходят, как славят Христа, как поклоняются Имени Его. Взгляни же и на град, величием сияющий! Взгляни на церкви процветающие, взгляни на христианство возрастающее, взгляни на град, иконами святых освящаемый и блистающий, и фимиамом благоухающий, и хвалами, и божественными (именами), и песнопениями святыми оглашаемый.»


1.6 «Молитва к Богу»

За третьей, заключительной частью «Слова», следует "молитва к Богу", как она обозначена в названии ко всему тексту. Пронизанная тем же патриотическим подъемом, патриотическою мыслью. «И дондеже стоить мир, не наводи на ны (то есть на русских) напасти искушениа, ни предай нас в рукы чуждиих (то есть врагов), не прозовесться град твой град пленен, и стадо твое пришельци в земли несвоей». В ней Иларион обращался к Богу с просьбой не наводить на русский народ напасти и искушения, врагов. Он просит о долголетии Киева и о возможности быть на своей земле русскому народу.

Эта молитва подводит итог всему произведению.

Проанализировав все части « Слова», можно прийти к выводу, что патриотическая мысль Илариона отнюдь не отличается национальной ограниченностью, так как он все время подчеркивает, что русский народ только часть человечества. Автор прославляет Русь и ее «просветителя» Владимира, следуя за великими болгарскими просветителями — Кириллом и Мефодием, Иларион излагает учение о равноправности всех народов, свою теорию всемирной истории как постепенного и равного приобщения всех народов к культуре христианства. В произведении присутствует огромное количество сопоставлений, выражающих идею преемственности и наследственного отношения к прошлому: иудаизм - христианство, старые христианские народы - новые христианские народы, Византия - Русь, Константин - Владимир, языческая Русь - христианская Русь, начало христианства на Руси - продолжение христианства на Руси, Владимир - Ярослав-Георгий, молитва к Владимиру - молитва к Богу. 

Заключение:

«Слово» отличается безупречной стройностью содержательной и композиционной структуры. Но вместе с тем оно обладает и высокими художественно-стилистическими качествами, Ему присущи яркая образность, торжественность, эмоциональная взволнованность, возвышенная сила библейского языка, соотнесенность с контекстом христианской мысли и истории. Впервые в древнерусской литературе звучат восхищенные слова о славном прошлом Руси как залоге ее славного будущего. История Руси и ее крещение изображены Иларионом как логическое следствие развития мировых событий. В этом произведении также можно заметить постепенный переход от общего к частному. Таким образом, всё «Слово» Илариона, от начала до конца, представляет собой стройное и органическое развитие единой мысли. На сегодняшний день « Слово о законе и благодати» является не только памятником истории государства, а также памятником литературы, но и документом прошедшей эпохи. Трактат Иллариона высоко оценен как современниками, так и потомками. «Слово» Иллариона настолько многозначно, столько в нём заложено мнений, что и русская литература, и политико-правовая мысль, и историки ещё ни один раз найдут в этом бессмертном произведении ответы на заданные временем вопросы.