Файл: Реформы художественного образования в Советской России. Дизайн визуальных коммуникаций среды. Рекламная графика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

25 декабря 1920 г. были созданы Московские государственные высшие художественно-технические мастерские (сокращенно ВХУТЕМАС) путем слияния Первых и Вторых государственных свободных мастерских, кото­рые, в свою очередь, представляли преобразованные Строгановское про­мышленное училище и бывшее Училище живописи, ваяния и зодчества. Это должно было быть специальное высшее учебное заведение, имеющее целью подготовку «художников-мастеров высшей квалификации для промыш­ленности». В 1926 г. ВХУТЕМАС был преобразован в институт (ВХУТЕИН), который просуществовал до 1930 г. В 1930 г. на его базе был создан ряд отдельных институтов: Московский архитектурный, Московский поли­графический, художественный факультет Московского текстильного ин­ститута.

С начала XX в. в художественном образовании в России назревали се­рьезные противоречия, вызванные прежде всего тем, что академическая система обучения как бы изолировала учащихся от многочисленных но­вейших течений в изобразительном искусстве. Студенты требовали при­влечения в качестве преподавателей представителей этих течений, они хо­тели овладеть не просто профессиональным мастерством, но и достижени­ями современных творческих школ. В 1918 г. была проведена реформа ху­дожественного образования.

Академическую систему обучения заменили совершенно новой методикой, в которой взаимоотношения мастера (пре­подавателя) и подмастерьев (учеников) сочеталось с полной свободой для учеников самим выбирать себе преподавателей. Подобная «ренессансная» система обучения просуществовала два года и сразу же выявила ряд свойственных ей противоречий. Прежде всего, полное отрицание академичес­кой системы обучения отмело и все то по-настоящему ценное, что десяти­летиями отрабатывалось практикой профессиональной художественной подготовки. Студенты оказались полностью в русле новейших художе­ственных течений, осваивая творческие приемы того или иного руководи­теля мастерской, но не получая при этом широкого художественного обра­зования.

Сложившаяся ситуация не могла устраивать ни студентов, ни препода­вателей. Становилось ясно, что, отвергнув академическую систему препо­давания, необходимо заменить ее новой, тщательно разработанной педаго­гической системой. Поэтому после второй реформы художественного об­разования в 1920 г. главным для руководства ВХУТЕМАСа стал поиск «объективных методов» преподавания того общего, что объединяет мето­ды обучения художественным дисциплинам на различных факультетах. Кроме того, исходя из конкретных условий эпохи, представлялось необхо­димым сближение художественной материальной культуры с массовым индустриальным производством.


В новом учебном заведении художественное творчество трактовали как широкую сферу, включавшую создание и произведений искусства, и худо­жественно ценных предметов быта и техники.

Программа обучения нащуиывалась довольно быстро. Более или менее окончательно новая методика была отработана к 1922-1923 гг., хотя дисциплины художественного и тех­нического циклов часто вступали в противоречие, их соотношение меня­лось, что приводило к известной изоляции их друг от друга. Все это можно понять - создавалась новая специальность.

Первые два года обучения, когда студенты получали общехудожествен­ное образование, были названы Основным отделением. В процессе форми­рования этого отделения было сделано немало ценных методических на­ходок. Этот курс, наряду с вводным курсом «Баухауза», по существу, пред­восхитил все аналогичные курсы современных дизайнерских школ. Так, пропедевтическую дисциплину «Пространство» вел архитектор Н. Ладов-ский. До 1920 г. в московской архитектурной школе обучение студентов начиналось с освоения классики, штудирования ордеров.

Ладовский предложил другую методику первоначального обучения студентов, заме­нив изучение классики освоением основных «элементов архитектуры»: формы, массы, ритма, пространства и др. В отличие от традиционной мето­дики изучения классических ордеров это был метод от абстрактного к кон­кретному. Ладовский считал, что на первых порах не надо перегружать уче­ников сведениями, фактами и архитектурными деталями. Он развивал у студентов механизмы мышления и воображения, заставлял их овладевать логическими и образными моделями. Такой метод развития творческого мышления давал свои результаты - у учеников Ладовского быстро разви­валось образно-пространственное воображение. Еще многого не зная, они тем не менее создавали оригинальные проекты.

Дисциплину «Объем» разрабатывали три скульптора - Б. Королев, А. Лавинский и А. Бабичев. Новый метод преподавания использовал до­стижения кубизма. Студентам предлагалось решать отвлеченные зада­чи на объемную композицию с заданными свойствами (например, вы­разить динамику, показать взаимопроникновение тел и т. д.), используя определенный набор предметов (шар, куб, цилиндр, конус и пр.). Дава­лись и такие задания: создать отвлеченную композицию из набора раз­личных элементов (например, плоскость, цилиндр, трос, проволока), используя, в частности, и соотношения различных материалов.

Посте­пенно дисциплина «Объем» освободилась от влияния кубизма и стала фактически некоей отвлеченной подготовкой к межфакультетскому преподаванию скульптуры. Ставилась задача развить у студента плас­тическое чувство. Главную задачу видели в том, чтобы научить мыслить 8 объеме всех студентов вне зависимости от того, на какой факультет °ни ориентировались.


С 1923 г. на Основном отделении ВХУТЕМАСа пропедевтическая дис­циплина «Цвет» изучалась как вспомогательная по отношению к общим художественным дисциплинам. В ней теоретически и практически изуча­лись природа цвета и законы сочетания цветов на основе оптики.

Студен­ты изучали разницу между смешиванием красок и цветов, учились нахо­дить взаимодополнительный цвет к данной шкале, получали знания о яр­кости, насыщенности, тоне, тяжести цвета, о взаимоотношении между цве­том и плоскостью. Изучалось и взаимодействие цветов в пространстве. Значительный вклад в разработку курса «Цвет» внесли А. Веснин, Л. По­пова, Г. Клуцис.

А. Родченко вел дисциплину «Графика», основу которой составлял курс графической конструкции на плоскости. Здесь Родченко разрабатывал новое представление о линии как об элементе, позволяющем «конструиро­вать и созидать». Много внимания он также уделял фактуре. В процессе выполнения заданий студенты осваивали приемы использования и возмож­ности пульверизатора, трафарета, пресса, валика.

Таким образом, на Основном отделении все студенты ВХУТЕМАСа первые два года приобретали общую художественную культуру. Здесь они знакомились с основными видами пространственных искусств, с их общи­ми, объединяющими чертами и с особыми специфическими качествами. Студенты изучали основные элементы и средства художественного фор­мообразования: цвет, пространство, поверхность, объем, а также методы и язык композиционного творчества - пропорции, ритм, динамику, контра­сты, закономерности зрительного восприятия предметной среды.

Здесь закладывались универсальные основы для всех художественных специаль­ностей, и уже этим самым в корне подрывалось их прежнее деление на «выс­шие» и «низшие», «производственные». Когда в 1926 г. общепластическое образование было реорганизовано и ограничено в пользу специального, на Основном отделении стали учиться только один год, причем начальная спе­циализация вводилась сразу после второго полугодия. Как отмечают мно­гие исследователи, это стало началом конца школы. Когда Основное отде­ление, связывавшее все многообразие факультетов, было ослаблено, она стала механически распадаться. Отдельные факультеты к концу 20-х гг. все более напоминали отдельные институты.

Художники-производственники, преподававшие во ВХУТЕМАСе, ста­вили перед собой задачу непосредственно готовить специалистов нового профиля, призванных преобразовывать предметно-пространственную сре­ду. ВХУТЕМАС состоял из восьми факультетов: архитектурного, живо­писного, скульптурного, металлообрабатывающего, деревообделочного, керамического, текстильного, полиграфического (графического). Когда говорят о дизайнерской школе, сложившейся во ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИНе, то речь идет прежде всего о двух факультетах - металлообрабатывающем (метфак) и деревообделочном (дерфак), которые в 1926 г. были объедине­ны в единый факультет (дерметфак) с двумя автономными отделениями.


Именно на этих факультетах под руководством А. Родченко, А. Лавинского, Л. Лисицкого и В. Татлина был подготовлен первый отряд дипломиро­ванных дизайнеров.

Факультеты металле- и деревообработки делали очень большую рабо­ту, прокладывая путь будущему дизайну. Возглавлявший металлофакультет А. Родченко писал: «Поставил перед собой задачу выпустить конструк­тора для нашей промышленности по художественно-технической обработке металла, вплоть до внутреннего оборудования автомобиля и аэроплана: конструктора-художника с творческой инициативой и технически подго­товленного». Это, по существу, уже была программа подготовки первых советских дизайнеров.

Наряду с общеобразовательными студенты метфака изучали специ­альные теоретические предметы, среди которых были машиноведение, специальный курс химии, детали машин, электротехника, технология металлов, искусствоведение, история искусства обработки металлов, те­ория художественной обработки металлов, организация производства. Проводились практические занятия в мастерских по кузнечному, слесар­ному, токарно-давильному и литейному делу, чеканке, монтировке, гра­вировке, эмали, гальванопластике, декоративной обработке металлов. Предусматривалась также практика на фабриках и заводах. Крупные эле­менты оборудования студенты метфака выполняли в макетах, в умень­шенном виде. Небольшие изделия изготовлялись в натуральную величи­ну и в реальном материале.

Об успехах новой методики подготовки специалистов наглядно свиде­тельствовала состоявшаяся в 1923 г. первая отчетная выставка работ сту­дентов метфака. Были представлены многофункциональные складные, трансформируемые и передвижные изделия: складная кровать, трансфор­мируемое кресло-кровать, шесть проектов складного театрального киоска. Студентам было дано задание разработать проект книжного киоска, распо­ложенного в интерьере театрального здания. В большинстве проектов трансформация ограничивалась развертыванием ажурной конструкции для демонстрации книг, а основу киоска составляла глухая стойка с емкостя­ми. 3. Быков решил задачу иначе. По его проекту киоск в сложенном виде представлял собой компактный контейнер для упаковки и перевозки книг, а в рабочем (развернутом) - ажурную конструкцию с несколькими верти­кальными и горизонтальными плоскостями.

Темы студенческих курсовых проектов были разнообразны: киоски, трансформирующаяся мебель, мелкие бытовые предметы (лампы, пепель­ницы, посуда и т. п.). Для реализации учебных программ были организова­ны производственные мастерские, которые мыслились как художествен­но-конструкторский центр, где могут выполняться любые задания - от ар­хитектурных макетов до костюма. Мастерские метфака выполняли рабо­ты и на заказ, в таких работах принимали участие студенты. Студенты мет­фака выступали и как художники книги, участвовали в праздничном офор­млении, делали плакаты, осваивали новые приемы создания декоративных и орнаментальных композиций.


Деревообделочный факультет создавался на базе столярной и резчиц­кой мастерских старого Строгановского училища. Основой художествен­ного образования в Строгановском училище было изучение орнаменталь­ных стилей.

На рубеже XIX-XX вв. под влиянием все усиливающегося тогда внимания художников к созданию изделий быта (прежде всего в «рус­ском стиле») в Строгановском училище обозначился поворот к бытовому прикладному искусству. Художественная промышленность требовала кад­ров, хорошо знавших орнаментальное ремесло. В связи с этим в училище расширяется преподавание «орнаментально-стилевых» предметов: истории орнамента, изучения стилей, стилизации цветов. Укрепились учебно-про­изводственные мастерские училища, учащиеся проходили производствен­ную практику на фабриках. Введены были новые художественные дисцип­лины: живопись масляными красками, упражнения в стилизации, творчес­кое рисование. Профессиональный уровень выпускников училища был высокий, о чем свидетельствовали, например, успехи училища на российс­ких и зарубежных выставках начала XX в.

Однако, отвечая на новый социальный заказ - массовое машинное про­изводство дешевой общедоступной мебели, - на дерфаке ВХУТЕМАСа серьезно перестраивали всю инженерно-технологическую часть обучения. Для преподавания привлекались квалифицированные инженеры, вводи­лись новые технические дисциплины. Старый цикл дисциплин, ориенти­рованный на подготовку художника-прикладника, все больше терял свое значение.

Третий год дерфака (1922-1923) стал началом превращения его в ди­зайнерскую школу. Учебные дисциплины делились на четыре концентра:

  • Научно-технический: технология материалов, материаловедение, маши­новедение, техника производства.
  • Производственный: принципы современного массового производства, дерево в новейших конструкциях, научные основы нормального типа ме­бели и оборудование ею помещений, проекты мебели и оборудования, шаб­лоны, модели конструкций, организация выполнения проекта.
  • Экономический: экономика промышленности, заводоуправление и орга­низация труда, расчет и составление смет.
  • Исторический: искусствоведение, история социального быта, критика фетишизма формы, история стилей, стильная композиция.

И хотя в программе еще сохранялись характерные для Строгановки элементы декоративизма и стилизации, в ней уже были заложены зачатки дизайнерского образования, особенно в комплексе предметов производ­ственного концентра.