Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы, которые появляются перед предприятием, связанные с переходом к рыночной системе по многим причинам связаны с тем, что персонал, занимающийся управлением на предприятии, не знает основных законов механизма рынка. Многие компании в современном мире столкнулись с такими проблемами, как: продукция их производства, в связи с низким уровнем спроса, не реализуется на рынке товаров, и как увеличить спрос на товар, специалисты не знают. Чтобы увеличить доход, получить прибыль и увеличить рост объема сбыта нужно в первую очередь провести внешний и внутренний анализ рынка, изучить конкурентов, наладить связи с потребителями, а также улучшить свое положение на рынке. Как итог, это поможет укрепить свои позиции в условиях рынка.
Первый и основной шаг к изучению внешней среды, где предприятие намерено реализовать свой товар, это изучение рынка. Главной ошибкой предприятия, является выйти со своим товаром на все рынки. Чтобы не допускать фатальных ошибок, следует, в первую очередь, провести аналитическую работу, целью которой является выбрать потенциальный рынок сбыта с наиболее выгодными условиями.
Исследование рынка – это основное направление в маркетинговых исследованиях. Невозможно анализировать и сопоставлять информацию, которая необходима для принятия решений, связанных с дальнейшей деятельностью на выбранном рынке, а также определения объема продаж и прогнозирования рыночной деятельности, без данных полученных в ходе исследования.
В современное время одной из основных задач развития экономики нашей страны, антимонопольного регулирования субъектов, является демонополизация и всемирное содействие развитию конкуренции на рынке, как на обособленных рынках, так и на масштабных. Стоит отметить, что при переходном периоде формирования конкурентной среды подвержено сложной связи экономических, политических и социальных факторов, которые действуют в противоположных направлениях на различных уровнях.
Сама степень развития конкуренции на товарных рынках нашей страны, является достаточно актуальной и, без условно, может быть полезной как для большого развивающегося предприятия, так и для антимонопольных органов. Правильное, четкое и грамотное проведения мониторинга товарных рынков может позволить: на уровне администрации – положительно воздействовать на состояние конкурентной среды, на уровне субъектов – обеспечить наименее беспрепятственный выход на рынки торговли не только на межрегиональном уровне, но и на международном.
Целью данного исследования является изучение товарных рынков, а также развитию, возникновению конкуренции на товарных рынках.
Исходя из указанной цели работы, основными задачами являются:
- изучить и понять сущность товарных рынков;
- рассмотреть виды и характеристики товарных рынков;
- дать оценку современному состоянию товарных рынков;
- рассмотреть товарных рынок и его роль в развитии рыночной экономики;
- изучить проблемы функционирования торговых рынков и рассмотреть пути его решения;
Для исследователей-экономистов рынок всегда был интересной и привлекательной средой для изучения. Например, английский экономист Джевонс рассматривал рынок, как группу людей, которая вступает в партнерские отношения, и которые совершают крупные сделки, связанные с любым товаром. Также современных экономист Ф. Котлер описывает рынок как совокупность нынешних и возможных покупателей товара, отмечая особую роль потребителя. Британская энциклопедия же описывает рынок, как совокупность различных инструментов, с помощью которых происходит обмен товарами и услугами в результате взаимодействия покупателей и продавцов друг с другом. Сам контакт может быть осуществлять прямо, либо через различных посредников или организации.
Внутренний рынок существует как единая система структур, которые имеют связь между друг другом. Сама рыночная система подразумевает под собой всю составляющую экономику рынка продуктов и ресурсов, которые имеют действующую связь между ними. Это и есть совокупность организационных структур и определенных форм хозяйствования, различных методов управления, а также правовых норм, которые позволяют ценам, образующихся на рынке сбыта, точно распределять дефицитные экономические ресурсы [1].
Товарный рынок – это сфера обмена товаром, где проявляются отношения по поводу купли-продажи различных товаров и осуществляется деятельность, связанная с реализацией продаваемого товара.
Состав товарного рынка состоит из самих товаров, которые готовы к потреблению на рынке сбыта, и товаров, которые предназначены для личного потребления. Рынок предметов потребления делятся на рынки продовольственных товаров и рынки непродовольственных товаров. Рынок средств производства – это такой рынок, где совокупность средств и предметов труда, которые используются в процессе создания материальных благ. На основе конкретного признака рынки средств производства называются рынками сырья, химических веществ, полуфабрикатов, черных металлов и т. д.
Роль товарного рынка определяется такими факторами, как:
- рациональное сосредоточение и концентрация товарных ресурсов;
- качество и конкурентоспособность товаров, влияющих на спрос и предложение;
- приспособление структуры производимых товаров их объема через цены к платежеспособному спросу;
- оздоровление рыночной среды путем освобождения ее от убыточных предприятий.
Товарный рынок определяется доступностью и стабильностью, а также потенциалом и его привлекательностью.
Потенциалом рынка принято считать его величина спроса, скоростью роста и предельным уровнем спроса.
Доступность рынка определяется благоприятной и доступной рыночной средой и поддержанием среды объективных потребностей, и покупательной возможностью, в первую очередь, потребителей, при условии, что все указанные меры должны соответствовать направлению и всем целям определенных рынков товара.
Стабильность и прочность рынка, в первую очередь, определяется структурой предложения по товарам и ее спроса, степенью обновления торговой номенклатуры, востребованностью спроса на определенный товар, точным соотношением цены товара и эффекта полезности от его использования. Она же, в свою очередь, зависит непосредственно от конкуренции на рынке потребителей, конъюнктурных факторов, а также инфляционных проявлений [2].
Современный товарный рынок – это указатель на товарную новизну, которая является важным свойством товара, делающего его конкурентноспособным на рынке. В этом случае товар считается новым и не имеющим аналогов. Преимуществом нового товара является то, что товарный рынок проявляет огромный интерес к любым новым товарам, как по промышленной продукции, так и по продовольственным товарам.
Емкость товарного рынка, степень диверсифицированности, динамику развития различных товарных рынков, высокое качество и конкурентоспособность товара на рынке потребителей, являются основными показателями функционирования товарного рынка.
Емкость товарного рынка – это основополагающий показатель, который характеризует наиболее возможный объем реализации любого товара на рынке потребителей, являются важными показателями для осуществления деятельности товарного рынка.
Степень диверсифицированности товарного рынка – это степень охвата многими видами товарной продукции с учетом различных географических факторов, этнических, а также платёжеспособных слоем населения.
Конкурентоспособность товара – это возможность продукции соответствовать различным требованиям рынка, на котором реализуется данный товар, на рассматриваемы период реализации.
Постепенное развитие товарных рынков привело к их разделению на рынки прав на товар, а также на рынки реального товара. Не смотря на то, что рынок прав на товар является дополнением к рынку реального товара, он является важнейшим и неотъемлемым условием для бесперебойного и надежного функционирования рынка реального товара в сложнейших товарно-денежных международных отношениях.
Субъектами товарного рынка являются продавцы и покупатели товара, его объектом - товар (продукция, работы, услуги).
Посредник товара и потребитель товара являются двумя сторонами сделки, которые передают право владения на товар, соответственно право на его владение, дальнейшее использование и на его полное распоряжение. Продавцами любого товара могут являться ХС, которые реализуют продукцию своей деятельности, а также торговое и посреднические предприятия, которые оказывают услуги по доставке самого товара от производителей до самих потребителей. Покупателями товара могут являться посредники, занимающиеся оптовыми, мелкооптовыми и розничными торговлями, потребители конечной продукции, а также ХС, которые приобретают товар для производственного потребления.
Чтобы определить товарный рынок нужно установить некоторые параметры: географические, продуктовые границы рынка; точный состав посредников и потребителей на исследуемом рынке, а также объем товарных ресурсов рынка.
В любом конкретном случае она может изменяться. Так, если товарная группа является определенной, стоит, пропустив соответствующий этап, сразу же переходить к выявлению состава потребителей и посредников товара. Возможен пропуск нескольких этапов. При установлении перечисленных параметров после прохождения всех из этапов нужна корректировка показателей, которые определены на следующем этапе.
Продуктовые границы товарного рынка:
- Выявление продуктовых границ рынка является процедурой выявления товара, товаров-заменителей, а также формирование товарной группы, которые являются группой товаров, рынки которых определяются, как единый товарный рынок.
- Во главе определения продуктовых границ рынка должно быть учтено мнение потребителей данного товара о взаимозаменяемости или же о равнозначности товара, входящих в одну товарную группу. Данное мнение выявляется на основание результата выборочного или сплошного опроса, а далее подкрепляется на основании товароведческой экспертизы. Такой опрос стоит проводить по группам потребителей, разделенным по способам участия в обороте товара.
- При выявлении товара в первую очередь устанавливается его принадлежность к классификационной группе. Определение конкретного товара происходит по показателям, которые характеризуются по потребительским свойствам данного товара, условиям эксплуатации товара потребителями, уровнем новизны товара, уровнем спроса на товар, который, в свою очередь, определяется составом, который дифференцируется в зависимости от предназначения товара и от его вида.
- Определение товаров – заменителей, которые попадают в определяемую товарную группу, могут осуществляться по критерию взаимозаменяемости товарной продукции. В этом случае стоит учитывать два необходимых аспекта взаимозаменяемости товаров: со стороны их использования, это взаимозаменяемость по спросу, а со стороны их производства, это взаимозаменяемость по производству.
При условии несбалансированности спроса и предложения на рынке расчета коэффициентов перекрестной эластичности в некоторых случаях могут иметь неточный результат.
В случае, когда коэффициент перекрестной эластичности приходит к положительному значению, то товары могут быть взаимозаменяемыми. Чем более положительный результат, тем выше степень взаимозаменяемости данного товара.
Для оценки взаимозаменяемости товаров с точки зрения их производства стоит:
- узнать о наличии свободных производственных мощностей, которые можно использовать для производства одного из товаров, который входит в изучаемую товарную группу (к ним могут относиться простаивающие, излишние мощности, которые позволяют в короткие сроки с минимальными дополнительными затратами перейти на выпуск рассматриваемой товарной продукции);
- выявить технологические способности переключения производственных мощностей с создания товара для другого рынка на реализации продукции изучаемой товарной группы.
В настоящее время товарный рынок слабо развит в нашей стране несмотря на то, что России имеет значительное влияние на формирование цен на различные товары, к которым относятся энергоносители и металлы, которые являются одними из крупнейших в мире поставщиками данных товаров. В настоящий момент много говорится о необходимости развития товарного рынка в нашей стране, в том числе, о развитии нефтяной биржи, об воссоздание рынка зерна и т. д. Большое количество металлургических, лесных, а также нефтяных компаний в данный момент занимаются торговлей на рынках развитых западных стран. Такие рынки развивались не один десяток лет, а их структура, без условно, имеет значительное влияние на сам процесс формирования данных рынков в Российской Федерации [1].
Достаточно долго считалось, что международная торговля базируется на фьючерсных контрактах, в свою очередь, внебиржевая торговля таким производственными финансовыми инструментами как свопы, различного вида опционы и др. наиболее развита на валютном рынке и рынке процентных ставок. В последнее время ситуация изменилась, и сейчас с точностью можно сказать о существовании устойчивого и активного внебиржевого рынка финансовых инструментов в сфере продаж такими товарами, как металл, зерно, а также энергоносители.