Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
Тема 3. Обработка стекла
Декоративная обработка стекла в холодном состоянии в основном развивалась по двум направлениям.
Одно из направлений связано с творчеством французского художника-прикладника Галле (XIX в). Он считал природу единственной отправной точкой для художника. Путем глубокого травления плавиковой кислотой он изображал на вазах пейзажи в живописной манере. Такой подход к созданию произведений прикладного искусства был характерен для многих художников вплоть до середины XX в.
Другое направление — создание абстрактных узоров алмазной резьбы на изделиях. Сложившиеся на протяжении многовековой истории стеклоделия приемы обработки хрусталя геометрическими узорами из пересекающихся граней стали к началу XX в. своеобразными каирнами. Изделия, обработанные таким способом, выявляли достоинства хрусталя — его блеск, радужные переливы света в гранях, подчеркивали высокую прозрачность материала.
В дальнейшем художники отходят от чисто изобразительных и чисто абстрактных геометрических сюжетов, стремясь придать изобразительным сюжетам условный, декоративный характер. Например, в наборе Н. Мату- шевской «Морской» (рис.1.), выполненном из хрусталя с синим цветом, изобразительный сюжет трактуется условно и не противоречит материалу, форме сосуда. Графин имеет устойчивую форму с круто расширяющимся к дну корпусом.
Рис. 1. Набор «Морской» (автор Н. Матушевская)
Тема 4. Механическая обработка
Самый популярный метод – это фацетирование, процедура снятия кромки с лицевой стороны стекла. Ширина такой срезки может доходить до 60 мм. Фацетом называется эта самая кромка. Поэтому любое стекло либо зеркало, обработанное данным способом, называется стекло с фацетом. (рис 2.)
Рис. 2. Пример стекла с фацетом
Процесс фацетирования предусматривает огранку фацетом стеклянных и зеркальных изделий по всему их периметру. Посредством данной процедуры обрабатываемое стекло обретает желаемую декоративность. В результате огранки фацетом зеркала и стеклянные плоскости получают изысканный вид. Это позволяет им идеально подходить к любому интерьеру и делать помещение визуально большим.
Обработанные таким образом зеркала можно устанавливать в спальнях и ванных комнатах. При помощи зеркальной плитки могут оформляться полы и стены. Также она может выступать в качестве настольного полотна. Благодаря процессу фацетирования зеркала способны наряду с выполнением своей главной функции выгодно подчеркивать изысканность дизайна интерьера.
Фацет может быть прямолинейным, криволинейным, двойным и двусторонним. Прямолинейная версия отличается наличием прямого скоса на полотне. Его размеры достигают не меньше 250x250 миллиметров. Такое изделие имеет толщину в пределах 4-15 миллиметров. Ширина фацета может достигать до сорока миллиметров. При обработке фацетом стекл толщиной более шести миллиметров оставшаяся кромка потребует полировки. Угол расположения фацета находится в пределах 3-45 градусов.
Алмазная гравировка по стеклу и зеркалу, или фрезеровка стекла, это создание узоров, орнаментов и рисунков путём создания углублений на поверхности стекла при помощи алмазного резца. (рис 3). Алмазная грань - классический элемент декора, который активно используется для украшения любых предметов интерьера из стекла в современном и псевдоклассическом стиле. Она используется при декорировании зеркал, стеклянных межкомнатных дверей и дверей для саун, кухонных фасадов, дверей шкафов-купе, и др.
Рис. 3. На зеркале прорезаны пересекающееся V-образные борозды
Алмазная гравировка позволяет имитировать стыки фацета, сохранив целостность стеклянного полотна, что может стать прекрасной альтернативой изготовлению трудоемких наборных панно.
Гравировка — технология, позволяющая декорировать поверхность стекла (зеркала) толщиной от 4 до 19 мм, с помощью алмазной фрезы. В зависимости от использованной формы фрезы борозды будут иметь V- или U-образное сечение, а также разную ширину:
- ширина V-образной грани: 4, 6, 7, 10 мм;
- ширина U-образной грани: 4, 5, 6, 10, 30 мм
Алмазную гравировку можно наносить на любые виды стекол - прозрачные, матовые, тонированные, рефлективные. Для придания стеклу большей прочности и безопасности, после декорирования его можно закалить.
Гравировка наносится на станках с ЧПУ, с предварительно подготовленного в графической векторной программе файла. Получаемые изображения выглядят объемно и выразительно, создавая играющие на свету блики.
Пескоструйная обработка – это самый востребованный тип декора стекла на сегодняшний день, поэтому большинство стекольных мастерских предлагают именно его. Такой способ позволяет создавать как простые, так и сложнейшие рисунки с фотографическим качеством. (рис 4, 5)
Пескоструйная обработка позволяет не только сделать поверхность стекла матовой, но и нанести рисунок или узор любой сложности на стекло или зеркало. Чтобы рисунок приобрел выразительность и глубину, но в то же время сохранил непрозрачность, часто одну поверхность стекла делают с матовым рисунком на прозрачном фоне, а другую поверхность стекла - наоборот.
Рис. 4. Оттеночный пескоструйный рисунок на стекле
Также для создания пескоструйных рисунков на поверхности стекла применяется пескоструйная обработка стекла с использованием трафарета, который разрабатывается в графической программе и вырезается на режущем плоттере из специальной пленки. Если применить несколько трафаретов последовательно, можно добиться различной степени матовости и глубины на любых участках поверхности стекла.
Рис. 5. Стеклянная дверь в офисе с художественной пескоструйной гравировкой
Нанесение пескоструйного рисунка используется также и в работе с зеркалами - как со стороны стекла, так и со стороны амальгамы (амальгама удаляется, и стекло становится матовым). При нанесении рисунка со стороны стекла, он отражается в зеркале, что усиливает художественный эффект.
Лазерная гравировка – это выжигание фокусированным лазерным лучом тончайших углублений на поверхности стекла, которые формируют рисунок. Данный метод декора позволяет взять любую фотографию в цифровом качестве и с ювелирной точностью перенести ее на стекло. (рис 6) Станок для выполнения работ по лазерной гравировке на стекле называется лазерным гравером – современные граверы позволяют работать не только со стеклом, но и с зеркалами, металлами, пластиком, оргстеклом и другими материалами. Лазерный гравер оснащен излучателем, который проецирует лазерный луч с заданными характеристиками на рабочую поверхность – стеклянную заготовку. В программный модуль станка загружается изображение, которое необходимо нанести на заготовку, и параметры работы – толщина стекла, вид гравировки (простая поверхностная или внутренняя объемная) и другие характеристики.
Рис. 6. Фотография льва выгравирована на тонированной стеклянной двери лазерным способом
Благодаря автоматическому управлению луч лазера совершает точное движение по заданной траектории с отклонением не более 0,1 мм, воздействуя на вещество стекла. Фокусировка луча задается автоматически, он выжигает в веществе стекла плоское или объемное изображение.
Для создания плоского изображения на стекле лазерный луч скользит по поверхности заготовки и испаряет верхний слой стекла, оставляя за собой характерную матовую царапину.
Объемная гравировка – более сложный с точки зрения исполнения процесс. Для ее реализации на стеклянную заготовку воздействуют два лазерных луча, они свободно проходят сквозь стекло и встречаются внутри него. В точке их встречи происходит микроразрушение стекла. Из таких зон складывается объемный рисунок.
Тема 5. Химическая обработка
Химическое травление – технология обработки стекла, основанная на свойствах паров плавиковой кислоты взаимодействовать со стеклом, образуя нерастворимые соли. Травление позволяет получить как равномерно матовый, так и прозрачный, с различной глубиной обработки, рисунок.
Плёночные технологии. В отличие от травления или традиционной пескоструйки, технология использования плёнки проста и экономична. При этом имитация с помощью современных материалов (самоклеящихся пленок) выглядит настолько естественно, что, порой, трудно догадаться, какая техника обработки стекла тут использовалась на самом деле. (рис 7)
Рис. 7. Нанесение плёнки Аракал на стеклянную дверь шкафа.
Обработка стекла может применяться как в интерьере, так и в экстерьере зданий. Может нести информационные функции в виде нанесения надписей и изображений, например, матированием (пескоструйная обработка, или химическое травление). Например, надписи на стеклах вагонов метро, такие как «Не прислоняться» или «Места для инвалидов, лиц пожилого возраста, беременных женщин и пассажиров с детьми». Этот способ более долговечен, по сравнению с пленочными технологиями.
Заключение.
Обработка стекла может применяться как в интерьере, так и в экстерьере зданий. Может нести информационные функции в виде нанесения надписей и изображений, например, матированием (пескоструйная обработка, или химическое травление). Например, надписи на стеклах вагонов метро, такие как «Не прислоняться» или «Места для инвалидов, лиц пожилого возраста, беременных женщин и пассажиров с детьми». Этот способ более долговечен, по сравнению с пленочными технологиями.
Фацетирование и алмазная гравировка могут применяться в оформлении зеркал и для декорирования плоскостей стен и потолков