Файл: Стратегическое планирование..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Любое образовательно учреждение стремится к благополучному воспитанию, обучению и развитию детей в соответствии с их индивидуальными особенностями. Улучшение и поддержание устойчивого образовательного процесса обуславливается выполнением стратегического плана организацией. Поэтому целью данной работы является определение современного понимания и использования «стратегического планирования» в учреждениях общего и профессионального образования. Чтобы разрешить проблему непонимания смысла и сущности категории «стратегического планирования», следует решить следующие задачи:

  1. Изучить литературу по проблеме «стратегического планирования»;
  2. Определить современное понимание «стратегического планирования»;
  3. Составить рекомендации студентам, начинающим педагогам по самостоятельному изучению вопроса «современное стратегическое планирование».

Для реализации задач и достижения цели используются методы научно-педагогического исследования:

  1. Изучение и анализ литературы;
  2. Опрос педагогов и студентов;
  3. Составления, подбор и систематизация материалов.

На сегодняшний день в России отмечается усиленный интерес к проблеме стратегического планирования муниципальных образований. В условиях социально-экономических преобразований, предполагающих адаптацию муниципального образования к требованиям рыночной экономики и открытого международного конкурентного рынка, стратегическое планирование является наиболее адекватным инструментом, способным способствовать оперативному и рациональному решению проблем трансформации занятости, технологий и педагогического пространства. Это проявляется в предоставлении достаточно широких прав и возможностей самостоятельного развития образовательным учреждениям, в повышении ответственности за решение собственных проблем и вопросов.

Идея стратегического планирования развития становится все более популярной. Стратегический план в мировой практике муниципальных образовательных учреждений является уже признанным стержневым элементом в системе методов, обеспечивающих регулирование процесса обучения и позволяющих создавать условия для устойчивого развития. Стратегическое планирование помогает принимать правильные управленческие решения, и корректировать в соответствии с ними как работу всей образовательной сферы в стране, так и отдельно взятого учреждения.

Методическими разработками в этой сфере занимаются государственные учреждения, высшие учебные заведения, негосударственные исследовательские центры. Однако, несмотря на все большую популярность стратегического планирования, многие муниципальные образования разрабатывают нереализуемые стратегии, которые так и остаются "на бумаге". Это связано, прежде всего с тем, что на местном уровне нет достаточно четко разработанной технологии стратегического планирования, которая бы отвечала особенностям региона и учитывала все (интеллектуальные, экономические и др.) мощности и ресурсы образовательного учреждения. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.


Понятие стратегического планирования

Стратегическое планирование — это процесс создания и претворения в жизнь программ и планов действий, и мероприятий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач. Планирование осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы, и в которой взаимодействуют социально-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.

Планирование в настоящее время рассматривается как важнейшая составляющая педагогической деятельности. Этот процесс охватывает: образовательные системы различного уровня (федеральные, региональные, муниципальные), содержание образования, педагогические технологии, управление педагогическим процессом, планирование и контроль развития учреждения и др.

Многие педагоги, так или иначе касались проблем стратегического планирования и технологии.

Основные признаки плана 

      1. Изменение как основное содержание плана 

      2. Ограничения во времени цели 

      3. Временные ограничения продолжительности плана 

      4. Представление плана как системы средств достижения будущего 

      5. Определенность начала и окончания плановой работы.

Метод стратегического планирования – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.

Ведущие педагогические цели метода планирования:

  • намечать ведущие и текущие цели и задачи;
  • искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
  • осуществлять и аргументировать выбор;
  • предусмотреть последствия выбора;
  • действовать самостоятельно (без подсказки);
  • сравнивать полученное с требуемым;
  • корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
  • объективно оценивать процесс и результат стратегического планирования.

Принципы стратегического планирования:

  • Принцип человеческих приоритетов, ориентирующий на человека – участника подсистем, процессов или ситуаций
  • Принцип саморазвития планируемых систем, процессов, ситуаций предполагает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.
  • Принцип динамизма, предполагающий движение системы от сущности высшего порядка к сущности более низкого порядка.
  • Принцип полноты, предполагающий обеспечение реализации в спроектированном объекте системы требований к его функционированию.
  • Диагностируемый принцип, предполагающий организацию постоянной обратной связи, реализацию измерительного инструментария, мониторинг функционирования системы на практике.
  • Принцип конструктивной целостности, предполагающий установление прочной взаимосвязи между компонентами методической системы и этапами ее планирования и реализации на практике.

  1. Понятие стратегии, принципы и задачи стратегического планирования в муниципальных образованиях

Стратегия в переводе с латинского языка означает "вести войско". Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно стратегия позволила Александру Македонскому завоевать мир. В эпохальном двадцатом веке имелось уже другое определение стратегии, как искусства руководства общественной, политической борьбой или деятельностью, общий план ее ведения, исходящий из конкретных условий данного этапа времени. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей в течение длительного периода времени.

Стратегия в управлении - это масштабные, неограниченные рамками времени прогнозы в отношении совершенствования конкурентной позиции, выбора рынка, видов продукции и путей достижения поставленных целей. То есть стратегия представляет собой "план действий", включающий в себя понятие о том, когда, как, зачем и что мы собираемся предпринять.

Актуальность внедрения системы стратегического планирования в образовании обусловлена следующими причинами:

· стратегическое планирование - признанный в мировой практике элемент в системе управления и регулирования, оно позволяет создавать условия для перспективного развития, помогает принимать текущие решения с учетом стратегических целей;

· в условиях коренных социально-экономических преобразований, стратегическое планирование является наиболее адекватным инструментом, способным решить проблемы трансформации занятости, технологий и т. п.;

· процесс стратегического планирования способствует укреплению взаимоотношений между различными общественными сферами.

В процессе стратегического планирования обеспечивается соблюдение следующих принципов:

· стратегический план - короткий документ, нацеленный на повышение конкурентоспособности образовательного учреждения. Стратегический план содержит идеи, которые дают ориентиры при принятии оперативных решений с учетом видения перспективы. Стратегический план не отменяет и не подменяет другие виды планов, он определяет развитие лишь в наиболее важных, приоритетных областях;


· стратегический план разрабатывается и реализуется публично, на основе частно-общественного партнерства. Стратегический план - это свод согласованных заинтересованными участниками действий, это договоренность о конкретных мерах, имеющих стратегическую важность, которые необходимо предпринять;

· в стратегическом плане сочетаются долгосрочное видение и конкретность немедленных действий. Он является долгосрочным по глубине прогноза и длительности последствий намечаемых действий, но среднесрочным по характеру включенных в него мер;

· стратегическое планирование - непрерывный процесс: этапы разработки и реализации стратегического плана объединяются в непрерывном цикле посредством системы мониторинга и корректировки на основе механизма стратегического партнерства.

Задачей выбора стратегии является поиск такой линии развития, при которой цели развития и собственные ресурсы совпадут с возможностями и ограничениями, диктуемыми внешней средой. Постоянное изменение внутренних и внешних условий развития может приводить и приводит к изменению главной стратегии в ходе планирования.

Конкретная стратегия выбирает путь развития, в котором должен развиваться данный объект. Стратегия должна обеспечить направляющие принципы, базу принятия управленческих решений для разрешения определенных проблем, т.е. стратегия является одним из элементов управления, его неотъемлемой составной частью.

3. Общий алгоритм стратегического планирования

Анализ объекта стратегического планирования требует, прежде всего, определить, что именно мы планируем: систему, процесс или ситуацию? Особенностью каждого из этих объектов является построение. Это означает, что и большие системы, и маленькие ситуации различны, имеют множество структур (слоев, пластов). Построение означает взаимодействие, соотношение, связь слоев, структур, подсистем, возникающих внутри самой системы, процесса или ситуации. Анализ объекта планирования предполагает, прежде всего, рассмотрение его структур, состояние каждой из них в отдельности, а также связей между ними. В ходе анализа выясняются слабые стороны, недостатки объекта с точки зрения общественно-государственных и личностных требований к нему. В результате анализа выявляется противоречие, т.е. наиболее существенное несоответствие между компонентами объекта или состояние его в целом и требованиям к нему. Именно этот узел затем будет подвергаться изменениям в ходе планирования. Чем сложнее и больше объект планирования, чем выше его этап, например, моделирование, тем шире требуется анализ. Например, при создании модели системы образования или профтехучилища в форме концепции глубокий и широкий анализ требуется для определения исходного положения в связи с тем, что ничто новое не возникает без определенной базы, всякое новое есть перестройка старого, будь то реально существующий объект или его аналогии. Выбор формы планирования зависит от того, какой этап выбран, и какое количество этапов предстоит пройти. Так, сегодня, на базе некоторых СПТУ создаются колледжи. Для того чтобы это сделать, надо разработать концепцию колледжа, его устав, квалификационные характеристики выпускников, учебный план и т.д. учебное заведение планируется через эти формы. Названные здесь формы охватывают три этапа планирования, моделирование и проектирование. Если проектируется педагогический процесс на уроке, то подразумевается, что его моделирование заложено в представлении, знании о нем педагога и учащихся. В этом заключается концепция урока. Непосредственные проектирование урока начинается с этапа конструирования – создания плана, конспекта или сценария урока. Любая форма планирования должна быть целесообразной, потребной и соответствующей особенностям учащихся и педагогов и их возможностям. В противном случае любая из форм будет, воспринимается как формальное.


Теоретическое обеспечение планирования - это поиск информации:

  • об опыте деятельности подобных объектов в других местах;
  • об опыте планирования подобных объектов другими педагогами;
  • в теоретических и эмпирических исследованиях влияниях на человека педагогических систем и процессов и того или иного решения педагогических ситуаций.

Методическое обеспечение планирования включает создание инструментария планирования: заготовление схем, образцов, документов и т.д. Хорошо иметь несколько вариантов каждого документа для выбора наиболее удобной и целесообразной структуры. Сюда входит и содержательное обеспечение планирования педагогических процессов или ситуаций. В этих целях в ПТУ, например, рекомендуется иметь поурочные или тематические папки. В них преподаватель или мастер накапливает разнообразный материал по отдельной теме для учебной группы, имеющей конкретную специальность. В такую поурочную папку входят: карточки взаимосвязи общеобразовательного и профессионального обучения; документальный материал; доклады, разработки учащихся; наглядные пособия или их картотека; карточки-задания для самостоятельной работы учащихся и т.п. возможно использование модульного подхода. Пространственно-временное обеспечение планирования связано с тем, что любой проект только тогда получает реальную ценность и способен быть реализован, если при его разработке учитываются конкретное время и определенное пространство. Урок по информатике и вычислительной технике, проведенный в компьютерном классе или в обычном кабинете, - это разные уроки. Пространственно-временное обеспечение – необходимое условие педагогического планирования. Пространственное обеспечение означает определение (подготовку) оптимального места для реализации данной модели, плана, проекта или конструкта, учет влияния места на осуществление систем, процессов или ситуаций. Например, реализация плана зависит от размера учебных площадей, их оборудования, внешнего вида и многого другого. Сегодня считается нерациональным проводить дискуссию в типовой классной комнате, не приспособленной для этой цели, проводить уроки по техническим дисциплинам в помещениях без специального оборудования. Любая модель, план, проект или конструкт привязываются к конкретному пространству. Это помогает предсказывать действия участников педагогического процесса. Временное обеспечение планирования – это соотношение плана со временем по его объему, т.е. вмещающейся в определенный срок деятельности, по темпу реализации, по ритму, последовательность, скорости и т.д. Время измеряется умещающейся в нем деятельностью. Например, надо знать время как продолжительность формирования профессиональных умений, профессионального опыта, мастерства; как продолжительность мероприятий, воздействий, стадий развития тех или иных педагогических явлений (систем, процессов, ситуаций). Все это позволяет рационально распределить силы, энергию, внимание и время педагога и учащихся. Так же проявляют себя ритм, частота, промежуток, последовательность, скорость и объем времени.