Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФОТОДОКУМЕНТИРОВАНИЯ
1.1 Предпосылки появления фотодокументирования
1.2 Эволюция аналогового способов создания фотодокументов
1.3 Этапы развития цифровой фотографии и перспективы фотодокументирования
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ФОТОДОКУМЕНТИРОВАНИЯ
2.1 Понятие, классификация и способы создания фотодокументов
2.2 Характеристика материальных носителей фотодокументов
2.3 Классификация и виды технических средств для создания фотодокументов
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы заключается в том, что фотодокументы являются одним из важнейших источников информации.
Способность фиксировать событие в тот момент, когда оно происходит, запечатлевая, при этом, мельчайшие детали и подробности, попавшие в кадр, делают их уникальными источниками.
Фотография - научно-практический способ сохранения во времени изображений на специальных светочувствительных материалах. Разработка методов и средств относится к науке, тогда как результатами их применения являются визуальные изображения, фотодокументы.
Значение фотодокументов определяется задачами их создания и непосредственно самими объектами фиксации изображений. Научные явления, исторические события и человек в контексте этих событий, материальные предметы и объекты древнего и современного происхождения имеют бытовое, художественное и исследовательское значение.
В тех случаях, когда фотодокумент является единственным или наиболее визуально четким относительно других материальных свидетельств, его значение возрастает.
В наши дни в мире происходят существенные изменения, связанные с внедрением новейших информационных технологий в различные области экономики, науки и техники, культуры и искусства. Этот процесс затронул и Россию, где, как и в других странах, неуклонно растет объем технотронных документов, возникших в результате использования современных носителей информации, автоматизированных систем управления, проектирования и обработки информации.
Объектом данной работы являются фотодокументы как один из материальных носителей фиксации информации.
Предметом является исследование возникновения, назначение и особенности применения современных фотодокументов.
Целью работы является рассмотреть необходимость использования фотографических методов в документировании, совершенствовании этих методов, рассмотрении преимущества и недостатков данных методов.
Методы исследования: анализ нормативных документов, специальной литературы по теме исследования, практического опыта использования и хранения фотодокументов.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФОТОДОКУМЕНТИРОВАНИЯ
1.1 Предпосылки появления фотодокументирования
Изобретение фотографии стало результатом труда ученых многих поколений из разных стран мира. Одной из предпосылок изобретения фотографии стала камера-обскура, иначе темная комната, свойство которой заключается в том, что луч солнца, проникая в нее сквозь небольшое отверстие, оставляет на плоскости световой рисунок предметов внешнего мира. Это свойство было известно еще Аристотелю. Другой предпосылкой стало изобретение очков в XIII веке. В результате камера-обскура была снабжена двояковыпуклой линзой и использовалась для механической зарисовки предметов внешнего мира. Однако решающей предпосылкой стали достижения в области химии. В XVIII веке была обнаружена чувствительность к свету растворов солей железа и солей брома, а в начале XIX века открыт основной закон фотохимии, в соответствии с которым на вещество могут химически действовать только те лучи, которые этим веществом поглощаются.
Первое в мире фотографическое изображение удалось сделать французу Ньепсу Ж.Н. в 1826 г. Он же создал и первый фотографический аппарат. Другой француз - художник-декоратор Дагер Л.-Ж.М. впервые получил снимок со сравнительно высоким качеством изображения на галогенсеребряном слое. Об изображении Дагера, получившем впоследствии название дагерротипия, было доложено 7 января 1839 г. на заседании Французской Академии. С тех пор этот день стал отмечаться как день рождения фотографии.
Однако период дагерротипии оказался недолог, вследствие его дороговизны. В дальнейшем фотография развивалась по способу английского изобретателя Тальбота В.Ф.Г., открывшего негативно-позитивный процесс и еще в 1835 г. получившего первый в мире негатив и позитивный отпечаток с него на бумаге, пропитанной хлористым серебром.
В России первые фотографические изображения были получены в 1839г. русским химиком и ботаником Фрицше Юлием Федоровичем, который, изучив метод Талболта, предложил в целях улучшения изображения заменить тиосульфат натрия (гипосульфит) в проявляющем растворе на аммиак, а уже в следующем году в Москве открылась первая в нашей стране фотостудия.
Большой вклад в развитие фотографии внесли и другие русские ученые и изобретатели. Изобретатель Болдырев И.В. предложил способ изготовления прозрачной гибкой пленки за несколько лет до выпуска подобных пленок американской фирмой «Кодак».
Юрковский С.А. изготовил шторнощелевой затвор для коротких экспозиций. Филипенко И.И. сконструировал походную фотолабораторию.
Фотография была включена в коммуникативный процесс в начале 1850 г., когда французский фотограф Диздери А. приклеил на кусочек картона свой фотоснимок и стал использовать его как визитную карточку. Это послужило толчком для появления разнообразных документов, циркулирующих в обществе и удостоверяющих личность, а также семейных и др. фотоальбомов, воплотивших в себя ассоциативную историческую память поколений.
Затем фотографии стали тиражироваться и широко распространяться. В 1890г. широкое распространение получили почтовые карточки с фотографиями и серии таких карточек.
Цветное фотоизображение впервые получил в 1861 г. Максвелл Дж., затем Л. Дюко дю Орон. В 1935 г. фирма «Кодак» разработала применяемую до сих пор цветную фотографию на трехслойных пластинках.
С этого времени началось развитие цветной фотографии. Вскоре появился комбинированный документ - фоторепортаж и родилась фотожурналистика, а с 1947 г. начали печататься (в Италии) фотороманы.
В дальнейшем происходило постоянное совершенствование процессов фотодокументирования. В частности, в 1947 г. был изобретен так называемый диффузионный фотографический процесс, который привел к созданию фотоаппаратов для моментальной фотосъемки, т.е. к получению готового фотоснимка непосредственно в фотоаппарате.
Родоначальником изучения фотодокументов как исторических источников и объектов архивного хранения является Матушевский, который в конце XIX в. впервые в истории пытался рассмотреть фотодокументы в источниковедческом и архивоведческом ракурсе, опубликовав в Париже в течение 1898-1901 гг. четыре очерка: «Новый источник истории. О создании хранилища исторических документов», «Живая фотография. Чем она является, чем должна стать», «Новое в графологии и экспертизе почерков» и «Портреты на стеклах, покрытых эмалью (одно открытие)».
В нашей стране впервые академик Стасов В.В. еще на заре появления фотографии указал на неисчерпаемые возможности ее применения при съемке различных микроскопических объектов, копировании (например, иероглифов в Фивах, Мемфисе), изучении человеческих рас и т.д.
Именно Стасовым В.В. была выдвинута программа создания и сохранения для истории фотографических коллекций, их использования в области просвещения. На основе материалов периодической печати начала второго десятилетия XX в. можно говорить о том, что в России раньше, чем в других странах, рассматривалась проблема организации государственного хранения кинодокументов и близких к ним фотографических коллекций и звукозаписей.
На основании Положения об архивном управлении РСФСР 1929 г. кинофотодокументы были не только впервые включены в состав Государственного архивного фонда страны, но и в нем были предусмотрены важнейшие моменты для того времени и весьма актуальные в наши дни, связанные с государственным учетом этих документов, как применительно к деятельности государственных учреждений, так и частных лиц, а также организацией работы по комплектованию ими специализированных архивов.
Таким образом, с момента изобретения фотографического способа технология продвинулась далеко вперед. Если раньше создание фотографии было сложным и дорогостоящим химическим процессом, то сейчас качественную фотографию может сделать почти каждый, не прилагая особых усилий и не используя специальных знаний о фотосъемке. Можно заметить некую закономерность: с усовершенствованием фототехники повышается общедоступность, а чем более общедоступным становится фотография, тем ее ценность как документа и исторического источника снижается.
1.2 Эволюция аналогового способов создания фотодокументов
Период времени на протяжении, которого доминировал именно аналоговый способ взаимодействия человека с его информационным имуществом успешно продлился в плоть до наших дней, лишь совсем недавно, уже в ХХI веке, окончательно уступив цифровому формату.
Очертив приблизительные временные и смысловые рамки аналогового этапа нашей цивилизации, можем рассмотреть эволюционный путь аналогового способа создания фотодокументов.
До середины XIX века, среди основных способов записи данных можно выделить два основных, это письмо и живопись. Существенное различие этих способов регистрации информации, абсолютно независимо от носителя, на котором она осуществляется, кроется в логике регистрации информации.
Живопись представляется наиболее простым способом передачи данных, не требующим, каких-то дополнительных знаний, как на этапе создания, так и пользования данными, тем самым фактически являясь исходным форматом воспринимаемым человеком. Чем более точно идет на поверхность холста передача отраженного света от поверхности окружающих предметов на сетчатку глаза писца, тем более информативное будет это изображение.
На основе множества проведенных исследований было установлено, что человек со среднестатистической остротой зрения, с комфортного для чтения информации расстояния (30 см), может различит около 188 линий на 1 сантиметр, что в современной технике приблизительно соответствует стандартному параметру сканирования изображения бытовыми сканерами в 600 dpi.
Еще одним способом аналоговой передачи информации является письмо. Очевидные различие в способах передачи информации между текстом и рисунком диктуют различный подход в определении информативности этих форм. В отличие от изображения, письмо - это вид стандартизированной, кодированной передачи данных. Не зная заложенного в письмо кода слов и формирующих их букв информативная нагрузка, например шумерской клинописи, ничего не значит, в то время как древние изображения на руинах того же Вавилона будут вполне корректно восприняты даже человеком абсолютно не сведущим о тонкостях древнего мира. Становится вполне очевидным, что информативность текста чрезвычайно сильно зависит от того в чьи руки он попал, от дешифрирования ее конкретным человеком.
XIX век стал переломным, как для способов регистрации, так и хранения аналоговых данных, это стало следствием появления революционных материалов и методик записи информации, которым предстояло изменить ИТ-мир. Одним из главных новшеств стала технология записи звука.
Изобретение фонографа Томасом Эдисоном породило существование сначала цилиндров, с нанесенными на них бороздами, а в скором и пластинок - первых прообразов оптических дисков. Последним и, пожалуй, наиболее эффективным носителем данных, наносимых и читаемых аналоговыми методами, стала магнитная лента. Лента фактически единственный носитель, который довольно успешно пережил аналоговую эру.
Сама технология записи информации способом намагничивания, была запатентована еще в конце ХIХ века датским физиком Вольдемаром Поультсеном, однако, тогда она широкого распространения не приобрела. Впервые, технология в промышленном масштабе была использована только лишь в 1935 году немецкими инженерами, на ее базе был создан первый пленочный магнитофон. Одним из наиболее широко используемых форматов стала лента, состоящая из гибкой основы, на которую наносилась одна из окисей метала (железо, хром, кобальт). Ширина ленты, использующаяся в бытовых аудио магнитофонах, обычно была одно дюймовая (2.54 см), толщина ленты начиналась от 10 мкм, что касается протяженности ленты, то она существенно варьировалась в разных мотках и чаще всего составляла от сотен метров до тысячи.
Качество звучания зависело от многих параметров, как самой ленты, так и считывающей ее аппаратуры, но при правильном сочетании этих самых параметров на магнитную ленту удавалось делать высококачественные студийные записи. Более высокое качество звучания добивались использованием большего объема ленты для записи единицы времени звука. Не стоит забывать, что конкретный метраж ленты в бобине был весьма разным, это зависело, прежде всего, от самого диаметра бобины и толщины ленты. Довольно распространенными, в следствии приемлемых габаритов, широко использовались бобины, вмещающие в себя 500-750 метров пленки, что для рядового меломана было эквивалентом часового звучания, чего было вполне достаточно для тиражирования среднестатистического музыкального альбома.