Файл: Понятие и правовое регулирование аффилированности (Понятие аффилированности).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
Введение
На мой взгляд понятие и правовое регулирование аффилированности является одной из важнейших, но при этом не должным образом раскрытых тем. И хотя понятие "аффилированные лица" содержится в антимонопольном законодательстве, данный институт, по сути, является одной из форм выражения отношений зависимости между участниками гражданского оборота, что по большей части и становится предметом рассмотрения в данном реферате. Для более четкого понимания приведём такой пример: Одним из традиционных признаков, характеризующих юридическое лицо, является признак самостоятельности, и только формально самостоятельная организация может быть признана законодателем в качестве юридического лица. Однако в ряде случаев законодатель устанавливает нормы, согласно которым одно формально самостоятельное юридическое лицо приобретает право или получает возможность формировать волю иных формально самостоятельных юридических лиц, фактически зависимых от него по тем или иным основаниям[1]. Возможность одного субъекта так или иначе формировать волю другого является предметом регулирования различных отраслей законодательства.
Понятие аффилированности
Аффилированность – способность физического или юридического лица оказывать влияние на деятельность других юридических лиц или физических лиц, в рамках предпринимательской деятельности. Также Аффилированностью считают взаимозависимость между хозяйствующими субъектами
На данное время можно так же можно использовать и другие понятия аффилированности прямо или косвенно раскрытые в законодательстве РФ: 1) «аффилированные лица» — ст. 4 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Содержание характеристики — способность оказывать влияние на деятельность других лиц. Их круг ограничивается осуществляющими предпринимательскую деятельность лицами. При характеристике упор сделан на отношения управления, через участие в органах управления, владение определенным пакетом голосующих акций.; 2) «группа лиц» — ст. 9 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Содержание характеристики — право или потенциальная возможность давать (получать) обязательные для исполнения указания. Упор сделан на отношения управления через участие в органах управления и их формирование, владение определенным пакетом голосующих акций, брачно-семейные отношения; 3) «взаимозависимые лица» — ст. 20 НК (содержание характеристики — влияние на условия или экономические результаты собственной деятельности или деятельности представляемых лиц. Упор сделан на участие в организации (т.е. корпоративные отношения), подчинение по должностному положению (т.е. трудовые отношения), брачно-семейные отношения, иные отношения при квалификации их судом в качестве оснований влияния на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг)); 4) «контролирующее и подконтрольное лица» — ст. 2 Федерального закона N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (содержание характеристики — отношения прямого или косвенного контроля. Упор сделан на отношения управления (через распоряжение определенным количеством голосов в высшем органе управления и (или) назначение (избрание) полностью или простого большинства членов исполнительных органов)); 5) «аффилированность» — ст. 53.2 ГК (содержание характеристики — отношения связанности. Упор сделан на возможность определять решения, принимаемые другим лицом (через преобладающее участие в его уставном капитале, в соответствии с заключенным между ними договором и др.), — ст. 67.3 ГК. Круг лиц ограничивается корпорациями).
Эти и смежные понятия также используются в законодательстве о конкретных организационно-правовых формах юридических лиц[2], банковском и таможенном законодательстве, законодательстве о несостоятельности (банкротстве), правовых актах о бухгалтерском учете <9>. Особо отметим, что одно и то же понятие («аффилированность») с различным содержанием используется и в публичном, и в частном праве.
Соотношение категорий "аффилированные лица" и "группа лиц"
Институт аффилированных лиц в российском законодательстве пока определяется в контексте антимонопольного понятия "группа лиц". Понятия "аффилированные лица" и "группа лиц" относятся друг к другу как общее к частному, поскольку лица могут быть признаны аффилированными по иным критериям, а не только в связи с принадлежностью к группе лиц.
Отличие аффилированных лиц и группы лиц заключается в степени влияния или глубине экономического контроля: для признания лица аффилированным достаточно наличия менее тесных взаимосвязей, чем для установления группы лиц. Например, в группу входят два юридических лица, одно из которых имеет право распоряжаться более чем 50% от общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции другого юридического лица. Для признания аффилированными достаточно иметь 20% голосов. Если в качестве примера рассматривать формирование управленческих органов, то физическое лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица, составляет с ним группу лиц. Что касается аффилированности, то не только лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа, но и члены совета директоров, члены коллегиального исполнительного органа являются аффилированными лицами этого юридического лица[3].
В специальной литературе правовое регулирование аффилированности через понятие "группа лиц" неоднократно подвергалось справедливой критике. Так, Т. Бойко пишет, что исследуемые понятия относятся к двум совершенно самостоятельным отраслям законодательства, каждая из которых имеет свой собственный предмет и метод регулирования. Антимонопольное (конкурентное) право в основном содержит черты публичного права, поскольку призвано защищать публичный интерес, который заключается в создании конкурентных отношений между продавцами на рынке, а также в защите участников рынка от монополистических действий лиц, занимающих на нем доминирующее положение; государство регулирует такие правоотношения по большей части императивно-властными методами. Корпоративное законодательство, напротив, стоит на защите частных интересов инвесторов, обеспечивает нормальное функционирование внутри корпоративных механизмов путем создания прозрачных процедур взаимодействия менеджмента и владельцев компаний, используя при этом частноправовые методы регулирования[4].
Закон определяет "группу лиц", не привязывая ее к категории аффилированности. Перед законодателем сегодня стоит важная для правоприменительной практики задача - разработать адекватное требованиям времени понятие "аффилированное лицо", избегая при этом выявившихся в процессе применения прежнего Закона о конкуренции недостатков.
Правовое регулирование аффилированности
Причиной зависимости одного самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности от другого с точки зрения законодательства могут быть отношения различного рода: имущественные, основанные на преобладающем участии в уставном капитале хозяйственного общества; договорные, основанные на наличии договорных обязательств, позволяющих одной стороне определять условия ведения предпринимательской деятельности другой стороной (например, договор кредита с залогом имущества); организационно-управленческие, в частности, основанные на участии физических лиц в органах управления юридических лиц; родственные.
Законодатель отдельно выделяет аффилированных лиц юридического и физического лица. Аффилированными лицами юридического лица являются: член его совета директоров или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа; лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо; лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица; юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.
Аффилированными лицами физического лица ,осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются: лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо; юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица. В правовой литературе неоднократно указывалось на недостатки определения аффилированности в российском законодательстве.
Законодательная регламентация взаимоотношений между аффилированными лицами необходима для решения следующих задач: профилактика экономических сговоров в сфере ценообразования и конкуренции; предотвращение ситуаций с появлением на рынке скрытых монополистических структур.
Проверка аффилированности юридических лиц может производиться Антимонопольной службой или налоговыми органами. В фискальной системе выявление взаимозависимых предприятий необходимо для оценки объективности и экономической целесообразности спорных хозяйственных операций. Например, ФНС может оспорить законность реализации сделки купли-продажи между аффилированными сторонами, если цена продаваемой продукции окажется заниженной. Вне правового поля может оказаться и предоставление особых льгот при сотрудничестве с зависимой структурой. Сделки, совершенные на таких условиях, в судебном порядке могут быть признаны недействительными, так как влекут искусственное занижение налоговых обязательств и нанесение ущерба бюджету государства. Риски аффилированности юридических лиц могут проявляться в получении компанией услуг от аффилированной экспертной организации. В этой ситуации оппоненты фирмы, воспользовавшейся услугами такого эксперта, могут обоснованно оспорить результаты экспертного заключения и потребовать пересмотра дела. Недействительными могут признаваться и итоги торгов, если в них принимают участие аффилированные лица. Основанием может стать наличие сговора между зависимыми предприятиями, который привел к выигрышу одной из этих фирм. Если будет выявлена аффилированность юридических лиц, доказательства окажутся неопровержимыми, результаты проведенных торгов будут аннулированы, а незаконно выигравшему предприятию придется возмещать убытки, понесенные другими участниками. Наличие взаимозависимости между должником и его кредитором может стать основанием для пересмотра дела о банкротстве. Причина в том, что стороны, вступая в сговор, получают возможность создать фиктивную задолженность для получения денежных средств партнером. Такая процедура ущемляет права других кредиторов.
Проверка аффилированности юридических лиц бесплатно производится на сайте ФНС и на других интернет-сервисах. Некоторые сайты предоставляют возможность исследовать взаимосвязи между двумя контрагентами, включая анализ сделок, реализованных с участием посредников. Другие сервисы дают возможность просмотреть общую характеристику интересующего контрагента по названию или ИНН, например: регистрационные данные; сведения об учредителях; информация об исполнительном органе; наличие или отсутствие исполнительных производств, арбитражных дел; статистика участия в госзакупках; перечень учрежденных организаций; данные о проведенных на предприятии проверках и числе выявленных правонарушений; связанные учреждения и товарные знаки. Проверка аффилированности юридических лиц на сайте ФНС может быть произведена каждым – для этого надо знать основные реквизиты контрагента. Сервисы налогового органа (например, «Сведения о госрегистрации юрлиц, ИП, КФХ») помогут выявить недобросовестных субъектов предпринимательства.
Правовое регулирование отношений аффилированности в зависимости от отрасли права и законодательства включает в себя особый порядок совершения сделок (например, сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, и сделки по поглощению в акционерном законодательстве), информационные отношения (например, раскрытие информации об аффилированности, направление документов при совершении сделок между формально равными субъектами в федеральные органы исполнительной власти), особый порядок учета и отчетности (бухгалтерской, налоговой и т.п.), исчисления и уплаты налогов, отношения ответственности и др. Так как понятие "аффилированные лица" в последнее время превращается в межотраслевое. Положения об аффилированных лицах содержатся в законодательстве об инвестиционных фондах (ст. 8 и 37 Федерального закона "Об инвестиционных фондах"), об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии (ст. 9,11,12,23,25,28,37Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации"[5]), в Федеральном законе "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"[6] (ст. 22,28), Законе о рынке ценных бумаг (ст. 11,22.1) и др. Категория "аффилированные лица" используется и в законодательстве о бухгалтерском учете[7], предполагающем раскрытие информации в бухгалтерской отчетности о связанных сторонах, к которым, в частности, относятся юридическое и (или) физическое лицо и организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, которые являются аффилированными лицами в соответствии с законодательством РФ.
Превратившись в межотраслевое понятие, аффилированность нуждается в адекватном правовом регулировании применительно к конкретным целям, преследуемым при его использовании в соответствующей отрасли законодательства. При этом базовое понимание аффилированности как способности влиять на предпринимательскую деятельность других лиц должно быть закреплено на уровне федерального закона (возможно, в ГКРФ) и может быть конкретизировано в различных отраслях и институтах законодательства с учетом целей, наиболее близко отвечающих функциональному предназначению соответствующих отраслей и институтов.
Так, цель регулирования экономической зависимости в корпоративном законодательстве - обеспечение правового механизма преодоления конфликта интересов субъектов корпоративных правоотношений; в антимонопольном законодательстве - обеспечение возможности конкурентного поведения хозяйствующих субъектов на товарном и финансовом рынках; в налоговом - защита публичных интересов с целью наиболее полного взимания налогов.