Файл: Периодические издания и их роль современном мире (ПЕРЕСМОТР СТАНДАРТОВ НА ВИДЫ ИЗДАНИЙ).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
некоторые термины, характеризующие материальную конструкцию любого печатного издания. Термины "книжное" и "журнальное" издание можно заменить одним: "блочное издание" (или "кодексное издание"), или подать как разновидности блочного издания, отличающиеся признаком периодичности. "Листовое" и "карточное" издания, напротив, желательно разделить, поскольку они отличаются по материальной конструкции.
Следующие фасеты, впервые введенные в ГОСТ 7.60—2003, — "Виды, печатных изданий по формату", "Виды печатных изданий по характеру оформления и способу полиграфического исполнения", "Виды изданий по принадлежности автору, издателю", "Виды изданий по характеру обращения", "Виды изданий, выпущенных в честь какого-либо события или лица" — дают перечни отдельных терминов, не охватывающих весь массив изданий. Нельзя сказать, что они являются результатом научной классификации изданий; скорее всего, результатом эмпирического выделения отдельных видов. Виды изданий, выделяемые по этим признакам, не вызывают возражений, однако они не настолько существенны, чтобы представлять их в стандарте, где должны быть охарактеризованы "основные виды" изданий, судя по его названию.
Хотелось бы более четко систематизировать перечень видов изданий в зависимости от объекта классификации и дифференцировать признаки, имеющие отношение ко всем изданиям, и те, которые относятся только к печатным изданиям или их разновидностям. Выделить такие фасеты, касающиеся всех изданий: по способу изготовления; по периодичности; количеству физических единиц, из которых состоит издание; составу основного текста; целевому назначению; читательскому назначению; степени аналитико-синтетической переработки информации; языковому признаку; по принадлежности автору, издателю; по характеру обращения. Потом представить фасеты, относящиеся ко всем печатным изданиям: по материальной конструкции издания, знаковой природе информации, формату и
тиражу. Потом — фасеты классификации непериодических изданий, которые могут применяться ко всем изданиям, не только печатным: по характеру информации, наличию связей с другими изданиями. Виды периодических и продолжающихся изданий тоже относятся ко всем изданиям, не только к печатным. Только к непериодическим печатным изданиям относится классификация "по характеру оформления и способу полиграфического исполнения".
Высказанные предложения требуют обсуждения, после чего, возможно, они будут учтены в новых стандартах на термины и определения видов изданий.
2.3 РОЛЬ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ
Для современного общества качественная и своевременная информация выступает одной из главных ценностей. Ее создание и распространение – функция средств массовой информации, среди которых одной их самых древних является периодическая пресса.
Роль газет и журналов в жизни общества огромна. Журналы, газеты, научно-популярная и художественная литература является основным средством хранения и передачи от поколения к поколению всех достижений науки и культуры. Для людей всех возрастов журналы и газеты служат источником знаний, помогают узнать и оценить жизнь, понять законы общественных отношений и явлений природы. Особенно велика роль печати для формирования социальных и нравственных идеалов человека, для усвоения им норм общественного поведения.
На сегодняшний день конкуренцию прессе составляют телевидение и Интернет. Но она, по-прежнему, остается одним из важных источников информации. С целью определения читательских интересов на научно-популярном портале журнала «Наука и жизнь» (http://www.nkj.ru) было проведено голосование. В нем прияло участие 700 пользователей. Выяснилось, что 19 % пользователей читают журналы о компьтерной технике и программировании, 14 % интересует общественно-политическая публицистика, на третьем месте находятся литературно-художественные издания. Следом располагаются различные газеты про охоту и рыбалку, про дизайн и интерьер, и «женские» издания (9-6%). Чуть менее читателей интерсует журналы, посвященные знамениым людям – 4,5 %, спортивные газеты – 3 %, газеты и журналы о здоровье – 2,8 %, о домоводстве – 2,5 % туризме – 1,9 %.
По итогам исследования общественного мнения был составлен рейтинг наиболее читаемых российских периодических изданий. Рейтинг рассчитывался, исходя из трех факторов: популярности со стороны журналистов, читателей и рекламодателей. Первое место в рубрике «Деловые газеты» занимает ежедневное издание «Коммерсантъ» (тираж 120-130 тысяч экземпляров). Газета «Известия» была учреждена в 1917 году, и с тех пор выходит 5 раз в неделю, тиражом свыше 150000 экземпляров. Ежедневная газета «Ведомости» занимает третье место, выходит с 1999 года тиражом свыше 75 тысяч. В рейтинге «Массовых газет» лидирует «Комсомольская правда», выходит 6 раз в неделю. «Аргументы и факты» стоят на второй строчке после «Комсомолки». В 1990 году еженедельник был включен в Книгу рекордов Гиннеса, как издание с самым большим тиражом (100 млн. читателей и 33,5 млн. экземпляров). «Московский комсомолец» – ежедневная общероссийская газета, основанная в 1977 году, занимает третье
место в рейтинге «Массовых газет». В настоящее время она выходит тиражом 700 тыс. экземпляров.
Самыми популярными газетами и журналами про медицину и здоровье являются «Здоровый образ жизни – Вестник ЗОЖ» (самая популярная газета в России на тему здоровья) и «АиФ про Здоровье» (ежемесячный журнал о здоровье для молодых женщин). Третье место занимает издание «Предупреждение Плюс».
Эпоха Интернета существенно влияет на историю периодической прессы. Для сохранения и расширения контингента читателей печатные периодические издания имеют свою онлайн-версию, размещают выпуски и создают архивы на своих сайтах в Интернете.
Пресса всегда являлась источником информации. Для определения ее роли в информировании современного общества нами было проведено социологическое исследование в студенческой и преподавательской среде Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского. Респондентов просили ответить на вопрос о том, что выступает для них источником новой информации. Среди 100 опрошенных студентов 80% ответили, что узнают о новых событиях и новостях через Интернет, 15% смотрят телевизор, и лишь 5% пролистывают газеты или просматривают журналы.
На тот же вопрос преподаватели ответили иначе. В группе преподавателей старше 45 лет среди 30 опрошенных половина, 15 человек, читают газеты (хоть 3-4 раза в неделю), 13 человек смотрят телевизор и 2 человека «сидят в Интернете». Свое внимание к печатным изданиям преподаватели объясняют уже сложившейся многолетней традицией чтения. Преподаватели младше 45 лет больше внимания уделяют Интернету. В их исследовательской группе мнения респондентов разделились практически поровну между знакомством с новостями в Интернете, по телевизору и из газет и журналов. Но и в этой группе 70% респондентов хотя бы раз в неделю читают печатные издания.
Таким образом, можно сделать выводы, что печатные СМИ остаются актуальными источниками информации для современного человека. Интернет и информационные технологии могут выступать не только в роли конкурирующего фактора, но фактора роста периодических печатных СМИ.
2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА МИРОВУЮ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ
Сегодня мир живет в эпоху глобализации - нам не перестают об этом напоминать. Благодаря развитию науки и техники мы можем сиюминутно получать известия о событиях только что произошедших. И все же следует помнить, что не всегда увиденное соответствует действительности.
Иногда в заблуждение можно ввести все общество, всю нацию, все государство. Далеко не надо ходить. Пример тому гитлеровская пропаганда. Нацистское руководство, осознавая огромные потенциальные возможности телевидения, которое в то время только начинало принимать массовость и популярность, начинало развиваться как технически так и массово, всячески поддерживало его внедрение. В марте 1935 года было объявлено, что передачи берлинского телецентра становятся регулярными. Стоит ли говорить о том, что эти передачи были направлены в основном на пропаганду нового пути "истинных арийцев". И люди верили. И мир свидетель тому, что их этого получилось. В то же время, во многом благодаря СМИ против той же нацистской Германии смог собраться и выстоять американский, европейский, но в большей мере славянский народ. Именно благодаря агитации и массовости, мобильности и возможностям периодических изданий удалось объединить страну во время войны, поднять дух, поддерживать, напоминать о том, что люди не остались наедине с этой бедой, что о них помнят, любят и ждут.
В то же время нынешняя политика практически всех ведущих государств и периодических изданий практически неразделима - они как две руки, которые одна другую моет. Ведь граждане узнают обо всех политических и государственных решениях исключительно из периодических изданий. И вынуждены верить, потому что другого источника просто нет. С другой стороны, во времена политической активности, например, выборы, СМИ пытаются направить галочку избирателя в нужный квадрат. В принципе, это объясняется даже не только деятельностью периодических изданий, но еще и созданными условиями при проведении выборов, ну и, разумеется, финансовыми возможностями избираемых.
С другой стороны, глобальность и популярность периодических изданий имеет и положительное влияние на мировую общественность - например всемирная пропаганда против СПИДа, многие, в том числе знаменитые и деловые люди поддерживают это движение и не потому, что столкнулись с этим, а потому что боятся столкнуться. Да, стоит согласиться что СМИ несет в себе как положительную, так и отрицательную информацию. И что ее влияние на общественность сегодня крайне велико. Информационный поток очень большой сегодня может обрушиться на человека, его задача разобраться, отфильтровать ненужную информацию. Но в "нужности" и "ненужности", в правдивости и лжи в настоящем так трудно разобраться, что многие предпочитают просто не делать этого, а полагаться на "общественное мнение", при этом не понимая, что это самое общественное мнение - это они сами.
ВЫВОДЫ
Безусловно, доказана актуальность темы, ее вневременная значимость, исходя из чего, можно сделать вывод о том, что в этой сфере еще много почвы для исследований и дальнейшей работы. Тому есть фактические подтверждения влияния СМИ на политическую жизнь путем информирования о проводимых предвыборных кампаний, на культурную путем выпуска научно-популярных изданий, трансляции научных передач, новостей и пр.
Также можно сделать вывод о всеобъемлемости, своего рода глобальности СМИ, что достигается путем обхвата различных целевых аудиторий.
Более того, сегодня наличие разнополярных СМИ, в том числе иностранных обозревателей, не подчиненных одному центру дает возможность для проведения масштабных информационных исследований.
Можно отметить что посредством манипуляции значениями каких-либо понятий, СМИ могут менять отношение к ним, а со временем и их значимость и значение, не из вредности конечно, а просто по той причине, что исходный толк уже может быть утерян.
Стоит отметить, что на протяжении работы рассматривается понятие "манипуляция сознанием". Важность заключается в том, что рассматривается как положительная, так и отрицательная стороны этого момента.
В том числе было уделено внимание развлекательно-информационному режиму, сделан упор на его все больше развивающуюся ненатуральность, "глянцевость", виртуальность… Многочисленные "реалити-шоу" заменяют и даже подменяют представление о действительности, многочисленные глянцевые журналы, красивые картинки заставляют людей, в основном молодежь работать на индустрию моды, тратить огромные средства на рекламную продукцию, просто потому что это "модно". Мода тоже диктуется СМИ, печатными, телевизионными - они решают что читать, что носить, что смотреть, что делать, куда поехать отдыхать. Может быть, с одной стороны как стимул экономики эти действия полезны и оправданы, но с другой, безусловно, навязываются. Да, по прежнему можно сказать, что у человека всегда есть выбор, но все так же по прежнему в обществе не любят "белых ворон". И дабы не выглядеть смешными, многие стремятся быть стереотипными, потому что живут в обществе, и боятся потерять тот комфорт, которого достигли, боятся не успеть все узнать, пропустить сенсацию, порой забывая просто жить.